МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

 

 

 

 

Форум КПРФ

Сообщение 1 октября 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С устранением материальной основы товарного производства прекращают действие объективные законы капиталистического способа производства».

М.Богданов

 

 

 

Вы хоть поняли сами, что вы написали? И ещё вопрос. Как, по-вашему, закон стоимости действует только при капитализме или при феодализме, рабстве, первобытно общинности и т. д. по убывающей, тоже?

ОЛСРХМ

 

 

 

На категориях стоимости, цены, прибыли, и рентабельности невозможно создать новую систему научных знаний».

М.Богданов

 

 

 

Возникает вопрос для чего ОЛСРХМ и многие «марксисты» изучали не один год «Капитал» К.Маркса? Маркс выявил законы капитализма и установил, что основной закон товарного производства - закон стоимости - применим только к капиталистическому способу производства, не действовал в докапиталистических общественных формациях и прекращает действие при социализме. Что касается понятия производительность труда, то здесь К.Маркс четко сформулировал: в производительности труда выражается совокупность производственных отношений. Поскольку мы имеем капиталистические и социалистические производственные отношения, то имеется различия в содержании и в выражении социалистической и капиталистической производительности труда. Кроме всего прочего социалистическая производительность труда отличается от капиталистической тем, что определяет производительность труда исходя из результата потребления производственного процесса, тем самым при социализме происходит преобразование производственной деятельности в деятельность производительную. То, что производственные отношения, в конечном счёте, находят своё выражение в произведенной продукции - это положение не отрицается. Но социалистическая производительность труда основывается не на объёме произведенной продукции, а на способности продукции выполнять предназначенные функции. Кроме этого оценка произведённой продукции исходит из меры вещей общественного производства и дело в том, что капитализм и социализм основываются на принципиальных различиях в критериях оценок материальных ценностей.

 

Вполне закономерно возникает и следующий вопрос. Изложенные выше положения приведены в работах основоположников научного коммунизма, доступны читателям, в том числе т. ОЛСРХМу и многим другим, которые называют себя марксистами. Но почему изучение теории происходит так же, как поступают люди весной на садовом участке, когда перебирают картошку. Гнилую и порченную выбрасывают, а хорошую оставляют, с тем различием, что гниль товарного производства принимают за полноценный продукт, сохраняют и даже «развивают», а базовые положения теории научного коммунизма воспринимают как испорченный продукт и выбрасывают. Ответить на этот вопрос можно «просто», если воспользоваться приёмами в «доказательствах» и «обоснованиях», которые применяют «марксисты» на форуме. Например, сказать «Неужели Вы настолько безграмотны» или задать риторический вопрос «Вы хоть поняли сами, что вы написали?». Можно заявить по примеру С.И.Бойко «Те, кто считают, что закон стоимости сохраняется при социализме - психически больные люди». Но подобного рода ответы ничего не дают. Вопрос, почему основы принципов коммунистических производственных отношений способны понять школьники старшеклассники и домохозяйки с незаконченным среднем образованием и не в состоянии освоить люди, которые многие годы изучали марксистскую теорию, остаётся открытым.

 

 

*****

 

 

Когда мы обращаемся к теории, то имеем в виду научную теорию, поскольку теория вообще может и не иметь или иметь отдалённое отношение к науке. Предметом изучения науки, как известно, является материальный мир, и задача науки состоит в открытии объективных законов движения материи. Объективные законы, в свою очередь, представляют устойчивые или повторяющиеся связи в окружающем мире. Поскольку материалистический подход в исследовании законов развития природы и общества основывается на единстве и взаимосвязи окружающего мира, то целостность окружающего мира основывается на том, что отдельные части соединены связями и взаимосвязями. Взаимосвязана живая и неживая природа, растительный и животный мир, человек и природа и т. д. Фрагмент окружающего человека материального мира можно представить следующей схемой.

 

 

 

 

Здесь нетрудно видеть, что материальный мир представляется разнообразными элементами с более или менее сложным внутренним содержанием и многочисленными связями, которые отличаются своим материальным содержанием и интенсивностью. Структура строения окружающего мира, с точки зрения ступеней развития материи и их взаимосвязь, представляется следующим образом. (См. А.А.Фетисов. Теория Систем.  III. Система как сложная кооперация. Часть вторая.  С. 145)

 

 

 

 

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ В ПРИРОДЕ

 (уровни организации)

 

 

 

 

 

 

 

Ступени

развития

материи

 

 

 

Содержание

ступеней

 

 

 

 

 

Сущности

ступеней

(связи)

 

 

 

 

Специфика ступеней

 

 

Структуры (уровни

организа-

ции)

 

 

 

Материальное

наполнение

 

 

 

 

Вид

связей

 

 

 

 

Отноше-ния

 

 

 

 

Законы

 

 

 

0

энергетич.

S0

зачаточн.

X0

элемент.

частицы

поля

0.поля

1.отражения

2.ощущения

3.рассудок

4.разум

 

давле-

ние

качест.

случайн.

1

химическ.

S1

начальн.

 

X1

 

атомы

молекулы

притя-

жение

коли-

честв.

детерми-

низм

2

биологич.

S2

низший

X2

 

клетки

ткани

сигналы

качест.

регули-

рование

3

животная

S3

средний

X3

 

органы

нервные

ткани

 

постоян.

поля

коли-

честв.

управле-ние

4

человек (созн.)

S4

высший

X4

 

мозг

поля

пермен.

поля

качест.

целе-направ-

ленность

 

 

 

Вернёмся к цели научных исследований и содержанию понятия объективные законы. Если обратиться к естественнонаучной области знаний, то предметом изучения науки является открытие объективных законов действующих в пределах однородных или однокачественных образований: на энергетическом, химическом или на биологическом уровне развития материи. Связи между разнокачественными образованиями не исследуются и понятие «качество» используется только на этапе классификации объектов материального мира с разделением на живую и неживую природу, в живой природе выделяется растительный мир и животный и т. д. Что касается неживой природы, то здесь мы имеем научные знания представляющие объективные законы происходящих процессов в макро и микромире. Другими словами: развития современного естествознания происходит на основе метода анализа объектов окружающего мира и отсутствует синтез добытых научных знаний.

 

Особенность современного метода исследования в области естествознания не возникла случайно и имеет связь с общественным производством в том смысле, что любые научные исследования определяются практической потребностью людей. Но поскольку понятие «практическая потребность» не является отвлечённым понятием, то необходимо иметь в виду, что практическая потребность определяется способом общественного производства. Практическая потребность в изучении материального производства существует и для капиталистического способа производства. Соответственно с потребностями определяется метод научных исследования. Капиталистический способ производства, как известно, бурным развитием производительных сил. Развитие производительных сил, в свою очередь, основывается на научных знаниях и объективных законах открытых в области естественных наук. Научный метод исследования применяемый в добыче новых знаний становится господствующим.

 В то же время характерная особенность метода научного исследования, основанного на анализе строения объектов природы, получила развитие и стала господствующим научным методом с установлением капиталистического способа производства.

 

 

Разложение природы на её отдельные части, разделение различных процессов и предметов природы на определённые классы, исследование внутреннего строения органических тел по их многообразным анатомическим формам - всё это было основным условием тех исполинских успехов, которые были достигнуты в области познания природы за последние четыреста лет. Но тот же способ изучения оставил нам вместе с тем  и привычку рассматривать вещи и процессы в их обособленности вне их великой общей связи и в силу этого - не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивое, а как вечно неизменяемое, не живым, а мёртвым. Перенесённый Бэконом и Локком из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий - метафизический способ мышления.

 

Ф.Энгельс. Анти Дюринг.

 Введение. Глава I: Общие замечания. С.21.

 

 

В чём состоит специфическая ограниченность метафизического способа мышления, который в современных условиях получил развитие в разнообразных направлениях позитивизма?

 

Обратимся к содержанию понятия объективный закон. В общем виде объективный закон определяет причинно - следственные связи в происходящих процессах или устанавливает количественную зависимость сущности процесса и его содержания.

 

 

Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка к сущности второго порядка и т. д. без конца.

 

 В.И.Ленин. Философские тетради. ПСС, т. 29, с. 227

 

 

 

Поскольку диалектический метод познания выявляет закономерности не изолированного от внешней среды исследуемого объекта, а в его взаимосвязях, то исследование самостоятельного объекта природы состоит  в определении содержания объекта и в выявлении связей с внешней средой. Но для выявления связей с внешней средой закономерно возникает необходимость определения «внешней среды». Нетрудно видеть, что «внешняя среда» состоит из конечного числа материальных объектов, с которыми образовались устойчивые связи или связи взаимодействия. Связи взаимодействие, в свою очередь, образуются по той причине, что взаимосвязанные объекты находятся в состоянии постоянного обмена, неважно - веществом, энергией или информацией. Соответственно, при исследовании необходимо различать внутреннее содержание или количественную сторону объекта и внешнюю - качественную или сущность объекта, посредством которой осуществляются устойчивые связи. Исходную или первичную модель исследуемого объекта с изложенных позиций можно изобразить следующей схемой обменных процессов.

 

 

 

 

 

Где:

А и В - исследуемые объекты;

а и b - сущности объектов А и В.

 

Завершается этап исследования определением количественно выраженного содержания и сущности объекта и их взаимозависимость. Очевидно, что определить сущность объекта В можно только при наличии связанного объекта А, в котором происходит реализация сущности В. И наоборот. Сущность объекта А можно выявить при рассмотрении процессов обмена объектов А и В в обратном движении средств обмена. Количественно выраженная зависимость отношения сущности и содержания или отношение качественной стороны процесса и количественной называется мерой.

 

 

 

 

Понятно, что с определением сущности первого порядка - b - появляется возможность выявления сущности второго порядка и т. д.

 

Однако современное естествознание сохраняет метод познания, в основе которого находится особенность «рассматривать вещи и процессы в их обособленности вне их великой общей связи и в силу этого - не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивое, а как вечно неизменяемое, не живым, а мёртвым». С точки зрения современной науки, с исключением рассмотрения объектов природы «вне их великой общей связи» окружающий человека материальный мир представляется следующим образом.

 

 

 

 

 

Вместо целостной картины окружающего мира современная наука добывает осколочные знания об отдельных объектах природной системы, и исследование объектов производится только со стороны материального содержания. Сущностная сторона происходящих процессов исключается из рассмотрения и представляется в виде неизвестной в своём содержании бесструктурной серой массы. Но и это не всё.

 

Вполне закономерно, что любое общество нуждается в научном обеспечении жизнедеятельности с выполнением различных общественных функций. С учётом того, что в современном обществе естественнонаучная область исследования получила наибольшее развитие, и используемый научный метод стал господствующим, то научный метод и закономерности, выявленные в процессе исследования объектов природы, стали применяться в общественной практике.

 

Другими словами метод научных исследований и закономерности, выявленные на низших ступенях развития материи, получили своё применение на высшей ступени развития материи, на уровне отношений людей. Вместе с этим современная система научных знаний из системы знаний превратилась в механический набор знаний о природе и обществе, в том смысле, что современная наука исключает применение понятий «отношения», «сущность» и «качество». С точки зрения развития и взаимосвязи ступеней развития материи современная «система» научных знаний приобретает вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ступени

развития

материи

 

 

 

Содержание

ступеней

 

 

 

 

 

Сущности

ступеней

(связи)

 

 

 

 

Специфика ступеней

 

 

Структуры (уровни

организа-

ции)

 

 

 

Материальное

наполнение

 

 

 

 

Вид

связей

 

 

 

 

Отноше-ния

 

 

 

 

Законы

 

 

0

энергетич.

S0

зачаточн.

X0

элемент.

частицы

поля

 

давле-

ние

 

случайн.

1

химическ.

S1

начальн.

 

X1

 

атомы

молекулы

притя-

жение

 

детерми-

низм

2

биологич.

S2

низший

X2

 

клетки

ткани

сигналы

 

регули-

рование

3

животная

S3

средний

X3

 

органы

нервные

ткани

 

постоян.

поля

 

управле-ние

4

человек (созн.)

S4

высший

X4

 

мозг

поля

пермен.

поля

 

целе-направ-

ленность

 

 

 

Рассматривая сложившийся метод научных исследований необходимо иметь в виду, что господствующий метод научных исследований представляет собой мировоззренческую основу общественного сознания. Исходная позиция, взгляд на окружающий человека мир - в данном случае мы имеем ограниченность в восприятии окружающего мира, связанную с исключением из рассмотрения сущностной стороны происходящих процессах - определяется методом познания современной науки. Влияние мировоззренческой ограниченности общественного сознания в применении метода познания можно видеть на состоянии политической экономии «социализма» в нашем недавнем прошлом.

 

Выделим элементарную ячейку общественного производства и рассмотрим принцип отношений человека и природы в процессе производственной деятельности на условиях эквивалентного обмена.

 

Производственная деятельность, как известно, представляет собой процесс постоянного обмена человека и природы веществами и энергией. Процесс обмена состоит в том, что на этапе «производство» производственного процесса происходит изъятие природного ресурса из производственной системы. Далее переработанный природный ресурс поступает на этап «потребление», на котором происходит использование ресурса, и затем в переработанном виде ресурс возвращается в природную систему.

 

Но природная система не является пассивным звеном производственного процесса. В природной системе происходят процессы, в которых содержатся этапы «производство» и «потребление» или «потребительного производства» и «производственного потребления». На этапе «потребительного производства» происходит восстановление внесённого в природную систему природного ресурса и на этапе «производственного потребления» происходит выполнение функций элементом природной системы или происходит образование «потребительной стоимости» относительно природной системы. Условия эквивалентного обмена выполняются при равенстве обмена потребительными полезностями человека и природы.

 

Определим место человека при осуществлении производственной деятельности в центре производственного процесса. Понятно, что производственный процесс может осуществляться при участии человека в производственном процессе и само участие в политэкономическом рассмотрении представляет процесс обмена. Для выполнения производственной деятельности работнику необходимы знания о происходящих процессах. С одной стороны здесь человек использует ранее накопленные знания. С другой - активная позиция в производственной деятельности позволяет добывать новые знания. Но применение известных знаний и добыча новых может осуществляться на основе рассмотрения расширенного производственного процесса или на ограниченной его части. Расширенное восприятие производственного процесса в составе потребительного производства и производственного потребления и то, что производственный процесс имеет продолжение в природной системе, формирует адекватное представление у человека о материальном производстве. Здесь происходит практическая реализация известного положения в том, что материя первична, а сознание вторично.

 

Но «материя» выступает не в виде отвлечённого понятия, а представляется в виде конкретной системы производственных отношений. Исходная позиция, взгляд человека на окружающий мир или мировоззренческая основа сознания человека формируется в зависимости от сложившихся принципов производственных отношений. Далее способ мышления человека получает развитие на вполне определённой мировоззренческой основе. Изложенное, относительно материальной основы формирования мировоззрения человека, с адекватным восприятием происходящих процессов, можно изобразить следующей схемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но современное товарное производство производственный процесс принимает в усечённом виде и рассматривает только с точки зрения этапа «производство» производственного процесса. Материальная основа формирования мировоззрения современного человека представляется следующим образом.

 

 

 

 

Нетрудно видеть ущербность мировоззренческой основы сознания современного человека и в этом смысле употребляются понятия ограниченность и узость горизонта буржуазного мировоззрения и сознания человека. Ограниченность и узость мировоззрения образуется в связи с тем, что одновременно со способностью воспринимать только часть производственного процесса - в границах отношений C+V+m - возникает неспособность восприятия отношений и процессов, которые располагаются за пределами этапа «производство» производственного процесса. Понятно, что здесь восприятие отношений и процессов рассматривается не с точки зрения житейских представлений, а то, что три из четырёх циклов завершённого производственного процесса современной экономикой не принимаются во внимание, не имеют количественного выражения и соответственно в систему производственных отношений не включаются.

 

Но формирование буржуазного мировоззрения происходит не только со стороны товарной основы производства. Современные научные знания и научно-технический прогресс завершают формирование надстроечной части общественного производства.

 

В сообщении от 2 09 05 приведена формула производительности труда и проведена параллель с классической механикой в том, что приращение скорости или вторая производная по времени переработки веществ, энергии и информации  представляет «ускорение».

 

 

 

 

В формальном рассмотрении действительно, если отношение пройденного пути ко времени выражает скорость движения,

 

 

 

то приращение скорости представляет ускорение.

 

На самом деле при всём внешнем сходстве, тем не менее, мы имеем принципиальные различия в выявленных законах, которые связаны с используемым методом научных исследований.

 

Диалектический метод исследований рассматривает отношения самостоятельных объектов с вполне определённым материальным содержанием и отношения обмена происходят в процессе обмена сущностями. Отношение пройденного пути ко времени не имеет ни содержания, ни сущности и представляет количественное отношение характеристик движения. Пройденный путь и время в отношения не вступают и не могут вступить. Математическое понятие «отношение» (деление) и политэкономическое понятие «отношение» (обмен) не имеет ничего общего. Кроме этого, очевидно, что к физическим категориям пространство и время, скорость и  ускорение неприменимо научное понятие «качество».

 

На первый взгляд выявленные закономерности, действующие на низших ступенях развития природы, можно использовать в общественной практике, на уровне отношений людей. В частности, в настоящее время в области управления общественным производством широко применяются методы, разработанные на основе кибернетики. Но законы кибернетики, выявленные на связях животных и машин, не имеют качества и, следовательно, не имеют сущности. Кроме этого, предметом исследования науки кибернетики является не «отношения», а одностороннее движение. На самом деле здесь происходит применение научного метода, который в завуалированной форме сохраняет особенности метафизического способа мышления. Современные методы управления производством основанные на передовых достижениях науки могут только внести в общественную практику животную «сущность» производственной деятельности и сформировать способ мышления, свойственный животному. В то же время, рассматривая ограниченность современного метода научных исследований, необходимо иметь в виду, что современный научный метод неприменим для исследований отношений высшего уровня развития материи, в частности, в области политической экономии и может применяться в технологической части производственного процесса.

 

Вместе с этим известно, что человек, его общественная сущность представляет собой продукт естественноисторического развития. Понятно, что сложившийся способ общественного производства является не единственным источником формирования индивидуального сознания человека. Однако наибольшее влияние на формирование индивидуального сознания человека оказывает способ общественного производства и господствующее мировоззрение (способ мышления) общества. Типичным примером господствующего мировоззрения и способа мышления является позиция ОЛСРХМа относительно коммунистических производственных отношений. Для нас неважно происходит ли формирование мировоззрения под влиянием научного метода используемого в области естественных наук, изучения политической экономии «социализма» или же экономические понятия и представления сложились в процессе общественной практики. Важно то, что ОЛСРХМ «по простоте душевной и не академической, всегда считал, что производительность труда всегда выражается количеством продукции выпускаемой в единицу времени».

 

 «Простота душевная» называется буржуазным мировоззрением и буржуазным способом мышления. Освободиться от ограниченного мировоззрения можно одним единственным образом: решительным разрывом с отжившими и отсталыми экономическими представлениями, разрушением до основания буржуазных критериев материальных ценностей. И в первую очередь осознать, что представления о производительности труда, как производство продукции в единицу времени является основой капиталистического способа производства. Определение производительности труда как производство продукции в единицу времени по существу выражает цель товарного производства: производство ради производства. Товарное производство сущность или цель производства принимает в извращённом виде; целью производства становится само производство. Человек в материальном производстве лишается естественной цели труда и принимает ложные цели. Кроме этого, работник производства лишается непосредственных отношений обмена - это распространяется на отношении людей и на отношения людей и природы. Любой акт обмена происходит с участием посредника в виде стоимости в её денежном выражении. Отношения обмена товарного производства можно изобразить следующей схемой.

 

 

 

 

 

 

Отношения продуктообмена, прежде всего, восстанавливают непосредственный обмен продуктами деятельности и исключают «посредника», который превращает продукцию в товар и стоимость. Из отношений обмена устраняется мера общественно необходимых или допустимых затрат труда. Новая мера продукта труда определяется на основе категории потребительной полезности или на основе полезного результата образованного в процессе потребления произведённой продукции. Но полезность продукции можно определить только в процессе потребления, в конкретной потребительской ситуации и только потребителем продукта. Кроме этого, для определения величины полезности в производственный процесс и в систему экономических отношений необходимо включить неизвестный товарному производству этап производственного процесса - производственного потребления. Затраты труда производителя, определённые потребителем в соответствии с образованной полезностью, представляют затраты в измерении меры труда или получение материальных благ производителем происходит в соответствии с мерой труда.

 

 

 

 

 

 

 

Известно, что материалистическое понимание законов общественного развития основывается на том, что источник общественных преобразований находится в производственных отношениях. С этой точки зрения можно строить идеальные модели общественного устройства, основанные на законах социальной справедливости, и, тем не менее, без коренного изменения производственных отношений в мы получим пустой набор слов. И наоборот. Можно исключить из рассмотрения модели будущего общественного устройства коммунистические общественные отношения, воспитание нового человека, с коммунистическими моралью и нравственностью и т. д. и т. п., и поставить цель только в необходимости изменения производственных отношений, соответствующих коммунистическому способу производства, то коммунизм состоится на деле с коммунистическими общественными отношениями, моралью и нравственностью. Но до тех пока мы не освободимся от представлений о производственных отношениях и их выражения как производство продукции в единицу времени - путь к пониманию содержания и сущности коммунистических производственных отношений закрыт.

 

 

 

М.Богданов

На главную страницу

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz