Количество и качество

 

 

 

 

Форум КПРФ

Сообщение   29 мая 06 г.

 

 

 

 


Кап. способ создает вполне качественные вещи в достаточном количестве, вынужденно руководствуясь и тем и другим.

 

Ув. М.Богданов, как же Вы оторвете "качество" от "количества"?

 

Это удивительно. ИМХО, это ни в малой степени не научно, и вообще, ни в какие ворота...

 

Сообщение А.Грека  28 мая 06 г.

 

 

 

Уважаемый А.Грек.

 

С точки зрения житейских представлений и здравого смысла научные представления всегда абсурдны и не в какие ворота… Например, для средневекового человека то, что земля представляет форму шара и вращается вокруг солнца, является нелепой выдумкой, противоречит здравому смыслу и житейской практике. Для современного человека дикой нелепостью является утверждение, что современное общественное производство ведёт производство с постоянным и стабильным снижением качества производимой продукции эффективности производства.

 

Вы, т. А.Грек, для обоснования своей точки зрения всегда можете привести примеры производства качественной продукции в современной экономике. Например, в области производства рекламы. Действительно по своему качеству отечественная рекламная продукция вполне соответствует мировым образцам с объёмом производства сопоставимым с отраслью народного хозяйства. В условиях конкуренции никто не может заставить покупателя приобретать низкокачественную продукцию. Вы можете выключить телевизор, когда передаётся реклама, выбросить в мусорный ящик рекламные проспекты и отвернуться от рекламного щита, когда идёте по улице.

 

Понятно, скажете Вы, что приведённый пример характеризует капиталистическую экономику. Социалистическая экономика развивается по плану и исключено производство ненужной продукции. И всё дело в том, что «социалистическая» экономика производила массу бесполезных и ненужных вещей в соответствии с государственным планом и в соответствии с планом распределяла бесполезную и ненужную продукцию.

 

Но изложенное мною о том, современная экономика, за редким исключением, ведёт производство с постоянным снижением качества и падением эффективности производства, понимания не встретит. Со своей стороны привести какие-нибудь убедительные доводы, не могу. Точно так же, как для меня является непосильной задачей разъяснить средневековому человеку устройство солнечной системы в современном понимании.

 

Не смогу до тех пор, пока Вы, т. Грек, вместо изучения модных учебников по рыночной экономике не обратитесь к произведениям основоположников научного коммунизма.

 

«Оторвал» количество от качества и определил, что капиталистический способ производства основывается на мере количество, а коммунистический - на мере качество, не Богданов, а К.Маркс. Количественный рост не обязательно приводит к росту качества, а при определенных условиях - к снижению качества и падению эффективности производства. Мною, и не один раз, на Форуме приводились выдержки из произведений классиков относительно категории качество и её роли в системе научных знаний коммунистического способа производства. В частности, приводилась цитата из «К.Маркс. Экономические рукописи 1857 – 1859 годов. СС, т, 46.». Но для Вас, т. Грек приведённые цитаты оказались пустым набором слов. И вы упорно повторяете обывательскую точку зрения относительно политэкономической категории качество.

 

Научная категория качество не имеет ничего общего с житейскими представлениями о качестве и не сводится к технической характеристике предмета. Так же как и все политэкономические категории, категория качество вытекает из системы производственных отношений и включает в себя производство, обмен, потребление и распределение. Но товарное производство исключает из применения цикл потребления и применяет единственную меру вещей общественного производства - абстрактный труд. В товарной экономике нет места понятиям качество, полезность. Нет места научным понятиям качество, полезность в головах людей, которые не представляют общественное производство без применения стоимости и общественно необходимых затрат труда.

 

«Настоящие» марксисты, которые достигли запредельных высот в освоении теории марксизма-ленинизма, и с которыми я общаюсь, как правило, научные работы не читают. Читают только короткие сообщения из несколько предложений в телеграфном стиле на уровне сводки о прогнозе погоды, поскольку заняты «творческим развитием» теории марксизма-ленинизма. Не читают они из-за недостатка времени и работы классиков. Примером «настоящего» марксиста является известный нам г-н Бойко. Если Вы, т. Грек, не стали «настоящим» марксистом, то советую Вам предварительно ознакомиться с изложением проблемы качество в моей работе Критика концепции рыночного социализма и только после этого Вы вправе задавать любые вопросы, в том числе и «неудобные», и выступать с критикой.

 

То, что экономика, основанная на мере количество, представляет собой экономику абсурда и нелепостей, и кроме постоянно снижения эффективности общественного производства разрушает человека как личность, можно видеть в работе А.А.Фетисова «Обыкновенный фашизм». Но при этом необходимо постоянно иметь в виду, что понятия развитие человека и эффективность общественного производства экономики основанной на мере качество и количество далеко не одно и то же. Советую Вам ознакомиться с работой А.А.Фетисова Обыкновенный фашизм. Выдержку из работы привожу.

 

 

 

Факт, что в прошлом имело место искусственное взращивание и увеличение производства того или иного ненужного продукта и что потребителю навязывались ненужные ему потребности - все это известно чуть ли не с первого дня существования капиталистического общества. Но тот факт, чтобы искусственно и надуманно создавались целые отрасли производства ненужного продукта, чтобы в человеке массово культивировались ненужные ему потребности, при том все - в грандиозных размерах - с таким фактом человечество сталкивается впервые.

 

Создание искусственных производств и искусственных потребностей сейчас имеет место как в области материальных, так и духовных «ценностей». Если говорить точно, то ценностей ни там, ни здесь при искусственном подходе не создается, а создаются целиком вещи вредные, в конечном итоге хищнически опустошающие внешнюю и внутреннюю природу человека и, тем не менее, человеку приходится идти на такого рода вредные вещи.

 

 

Все более и более становится ясным, что искусственное создание ненужных человеку производств к искусственное культивирование в человеке несвойственных ему потребностей ведут, в конечном счете, к опустошению внешней и внутренней природы, но, вместе с тем, это - спасительное средство старого мира.

 

Тот факт, что при избытке продукта погибает человек - производитель, многим понятен: теряются материальные стимулы к труду, и, следовательно, теряется сам человек-производитель. А вот тот факт, почему при избытке продукта разрушается человек-потребитель, остается недостаточно ясным. Не вдаваясь слишком глубоко и далеко в этот вопрос, сейчас на него можно так ответить. Все построено на заблуждении человека классового общества. Он до сих пор думает, более того, он твердо уверен, будто потребности человека и человеческого общества безграничны.

 

В голове у этого человека сложилась схема своеобразного «динамического равновесия»: производство безгранично, потребление тоже безгранично, оба движутся, вперед уравновешивая, подгоняя, подхлестывая одно другое и, тем самым, еще более движутся вперед - ввысь, вширь, в глубину. Довольно «стройная» схема сложилась у этого неандертальца! То обстоятельство, что производство может стать «безграничным» - в этом уже можно убедиться на примере капитализма, но то обстоятельство, что потребление может стать безграничным - это еще никем не доказано. Напротив, весь опыт доказывает обратное. Обыкновенная глупость, за которой торчат ослиные уши дельца, добывающего прибыль, возведенная в ранг государственной мудрости, веры и морали, - так можно назвать ныне существующее общепринятое представление о безграничности производства и безграничности потребления.

 

У человека никогда не было и никогда не будет безграничных потребностей. Если говорить правду, то естественные потребности у человека весьма и весьма ограничены. Потребности человека ограничены как его физиологическими, так и духовными возможностями. Если эту правду несколько продолжить далее, то надо сказать, что запас потребительских возможностей у человека уже теперь целиком исчерпан. Тот потребительский Эверест, который воздвигнут современной буржуазной рекламой, на поверку оказывается совсем не Эверестом, не собранием нужных человеку вещей, а скорее, это обыкновенная общественная свалка, по которой уныло бродит современный человек в поисках нужных ему вещей.

 

Что же касается производительного Эвереста, воздвигнутого капитализмом, то здесь надо иметь в виду, прежде всего растрату общественного труда на войну, лекарства, лечение вздорных болезней*, пропаганду, рекламу, на создание и обратное разрушение производительных сил, на запутывание различными способами всех текущих дел в обществе и обратное их распутывание, на создание, как отмечалось выше, ненужных производств и занятий, на угнетение и запугивание масс, на поддержание классового порядка и т.д. - но все это дела старые, известные и новых естественных потребностей у человека не рождают.

....................................................................................................

 

*вздорными болезнями мы называем болезни, порождённые классовым обществом

 

 

 

 

М.Богданов

 

 

 

 

На главную страницу

 

Сайт управляется системой uCoz