Марксизм – путеводная звезда мирового пролетариата

 

В обращении к участникам рассылки ИМПУЛЬС под названием «Марксизм – путеводная звезда» изложены основные тезисы, определения и понятия, на основе которых предполагается  выработать единую  позицию по содержанию марксистского учения. В то же время, если мы обратимся к учебникам по научному коммунизму, составленных в период «развитого социализма», то принципиальных различий в приведенных в обращении  положениях и изложенных в учебниках, мы не обнаружим. Результат применения теории «развитого социализма» мы имеем в современной действительности. Возникает вопрос, если теория «развитого социализма» оказалась несостоятельной, то почему теория, основанная на положениях, изложенных в обращении, станет полноценной научной теорией в марксистском смысле. Разве обществоведы в своё время не призывали творчески развивать теорию марксизма-ленинизма на основе  материалистической диалектики?

По моему мнению, в исходных положениях теории, предложенных авторами обращения, содержатся те же ошибки, что и в теории, на основе которой осуществлялся опыт строительства социализма.

Мы признаём, что теория научного коммунизма, разработанная классиками, является научной теорией. Но теорию можно признать научной, если положения теории подтверждаются практикой. На практике мы имеем не социализм и коммунизм, а дикий капитализм.

Известно, что в соответствие с теорией научного коммунизма строительство нового общественного строя включает несколько последовательных этапов. Но первоначальном этапе социалистической революции осуществляется взятие политической власти рабочим классом. На следующем этапе происходит ликвидация частной собственности на средства производства и превращение её в государственную собственность. Далее в соответствии с теорией научного коммунизма предстоит приступить к строительству социализма, который являются низшей (начальной) фазой коммунизма. С завершением социалистических преобразований общество переходит к коммунизму. Спрашивается, на каком из этапов общественных преобразований произошло отступление от теории научного коммунизма. Ответить на этот вопрос можно, если обратиться к произведениям классиков.  Но что касается понимания положений теории разработанных классиками,  то здесь, как говорят в таких случаях: сколько людей - столько и мнений.

Авторы обращения «Марксизм – путеводная звезда» отмечают следующее:

 

К.Маркс сформулировал закономерность появления глобального капиталистического хозяйства, открыл закон всеобщего капиталистического накопления, раскрыл тайну возникновения прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости. Он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность

 

Действительно К.Маркс выявил противоречия капитализма и, по мнению авторов статьи, из противоречий капитализма вытекает:

 

неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность человека от средств производства, обеспечено сознательное регулирование воспроизводства общественной жизни без периодически повторяющихся разрушительных экономических кризисов.

 

Вспомним лозунг «развитого социализма»: «Победа коммунизма неизбежна!». А разве идеологи КПСС не заявляли постоянно о том, что с построением социализма «устранена вековая отчужденность человека от средств производства».

Существуют многочисленные учения с употреблением слов социализм и коммунизм, но эти учения не имеют никакого отношения к теории научного коммунизма. Принципиальное различие теории научного коммунизма и различных псевдонаучных учений состоит в том, что теория научного коммунизма принимает, что материальные условия жизни людей определяют способ общественного производства. С изменением материальных условий жизни людей образуется новый общественный строй. Различные учения придумывают идеальные общественные устройства, но при этом сохраняют материальную основу старого общества.

 

 

В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. … С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.

К.Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. СС, т. 13, с. 5

 

Вернёмся к тому, что строительство нового общественного строя включает ряд последовательных этапов. Обратимся к работе К.Маркса «Критика Готской программы», и рассмотрим насколько в теории и на практике, в процессе опыта строительства социализма, применялись положения, разработанные основоположником научного коммунизма.

В соответствии с положениями, разработанными К.Марксом, строительство нового общественного строя начинается с взятия политической власти рабочим классом и ликвидацией частной собственности на средства производства.  Но с завершением подготовительных этапов социалистических, которые были осуществлены в первые годы Советской власти,  в общественном производстве закономерно сохраняется политэкономическая основа старого общества.

 

 

Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества, и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло. Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за вычетами ровно столько, сколько сам даёт ему. ... То же самое количество труда, которое он дал в одной форме, он получает обратно в другой форме.

Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен равных стоимостей.

К.Маркс. Критика Готской программы

А теперь обратимся к программным документам КПСС и зададим вопрос: в каких документах принято положение К.Маркса о том, что при сохранении обмена труда на труд в общественном производстве продолжает действовать капиталистический закон стоимости и строительство социализма начинается с ликвидации закона стоимости. Важное положение теории научного коммунизма ни в одном из программных документах мы не обнаружим. Краеугольный камень теории научного коммунизма проигнорирован идеологами КПСС. К строительству социализма на самом деле мы не приступили. Также мы не обнаружим важного  положения теории научного коммунизма в обращении «Марксизм – путеводная звезда». Авторы обращения повторяют ошибки опыта строительства социализма.

Как известно, марксизм как наука открывает объективные законы общественного развития. Поскольку объективные законы не зависят от воли и желания людей, то кроме объективных законов необходимо выявить материальные условия, порождающие действие объективных законов. С ликвидацией материальных условий прекращается действие объективных экономических законов.

К.Маркс определил основной закон товарного (капиталистического) производства, как обмен равных стоимостей. Материальные условия, обеспечивающие действие закона стоимости К.Маркс изложил в Капитале.

 

 

Производитель — как в промышленности, так и в земледелии,— рассматриваемый изолированно, не производит стоимости или товара. Его продукт становится стоимостью и товаром лишь при определенной комбинации общественных отношений. Во-первых, поскольку он выступает как выражение общественного труда, следовательно, поскольку собственное рабочее время данного производителя является частью общественного рабочего времени вообще; во-вторых, этот общественный характер труда производителя проявляется в денежном характере его продукта и его общей обмениваемости, определяемой ценой, как общественный характер, свойственный его продукту.

К.Маркс. Капитал. Том III. Отдел шестой. Глава XXXVII. СС, т. 25, с. 695

 

В то же время необходимо иметь в виду, что закон стоимости определяет не только принципы обмена на основе стоимости, но и формирует способ организации общественного труда и распространяется на надстроечные отношения. В частности, на отношения политические, мировоззренческие, идеологические, определяет собой общественное сознание и способ мышления людей.

 

Авторы обращения убеждены, что с выявлением  капиталистических противоречий неизбежно произойдёт не только становление новой формации, но и также неизбежно осуществится устранение отчуждённости работников от средств производства. Но, то, что в соответствии с марксистской теорией становление новой общественной формации, при которой, кроме всего прочего, произойдёт   снятие отчуждения труда, предшествует необходимость устранение  действия объективного экономического закона товарного производства, для инициативной группы товарищей не имеет значения.

 

Известно, что в политэкономических исследованиях по существу ставится задача в выявлении причинно-следственных связей в производственных процессах, с определением, что является причиной и что следствием в происходящих явлениях. Но здесь особый случай. Авторы обращения вообще не рассматривают причину возникновения противоречий капиталистического производства, которые проявляются  в отчуждении труда и в применении наёмного труда. В действительности в соответствии с марксистской теорией отчуждение труда и применение наёмного труда является следствием способа организации общественного труда, который, в свою очередь, формируется действием  закона товарного производства.

 

 

Пожелание, чтобы, например, меновая стоимость из формы товара и денег не развивалась в форму капитала или чтобы труд, производящий меновую стоимость, не развился в наемный труд, столь же благонамеренно, сколь и глупо.

 К.Маркс. Экономические рукописи 1857-1859 годов. СС, Т. 46, ч. II, с. 149

 

В сопроводительном письме авторы обращения констатируют:

 

 

Крах СССР сопровождался не только регрессом экономики и науки, потерей социальных достижений советских людей, нравственной деградацией миллионов людей, распространением религиозных предрассудков, разгулом преступности, но и таким неизбежным спутником реакции, как яростное наступление на самое передовое учение современности – марксизм.

 

 

Судя по приведенной цитате, распад СССР произошёл по воле действия тёмных сил, и как следствие сопровождался регрессом экономики, науки и т. д. В 1875 году К.Маркс в работе «Критика Готской программы» относительно прогресса и регресса в общественном развитии изложил следующее. Повторно привожу цитату из работы «Критика Готской программы».

 

 

Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества, и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло.

 

 

Вне сомнения, что общественные преобразования, связанные с взятием политической власти в обществе и ликвидацией частной собственности, находятся на восходящей ветви общественного развития. С учётом конкретной внешнеполитической обстановки индустриализацию народного хозяйства, при всём том, что индустриализация проводилась на товарной основе, период индустриализации также необходимо отнести к прогрессу в общественном развитии. Но с победой в Великой Отечественной войне и восстановлением разрушенного войной  народного хозяйства предстояло перейти к социалистическим преобразованиям в марксистском понимании. Но вместо социалистических преобразований под лозунгом создания материально-технической базы коммунизма усиленно развивались родимые пятна капитализма. В экономике упорно насаждались буржуазные критерии материальных ценностей. Соответственно на стоимостной политэкономической основе формировалось  буржуазное мировоззрение и буржуазные критерии духовных ценностей. Деградация и гниение общества началось не с распада СССР, а распад только обнажил язвы и пороки «развитого социализма».

 

То же самое следует сказать относительно «яростного наступления на самое передовое учение современности – марксизм, которое началось с распадом СССР». Наступление на марксизм началось задолго до распада СССР и произошло с отказом от применения марксистской теории на практике. Вместо развития марксизма официальные обществоведы революционную теорию превратили в набор догм.

 

В предыдущем сообщении мною на рассылку ИМПУЛЬС было направлено сообщение «Товарообмен и продуктообмен»

 

http://new-communizm.narod.ru/2012/tovaroobmen.prodyktoobmen.htm

 

В сообщении приведены две цитаты из работы В.И.Ленина «О кооперации».

 

 

Все дело теперь в том, чтобы уметь соединить тот революционный размах, тот революционный энтузиазм, который мы уже проявили и проявили в достаточном количестве и увенчали полным успехом, уметь соединить его (тут я почти готов сказать) с уменьем быть толковым и грамотным торгашом, какое вполне достаточно для хорошего кооператора. Под уменьем быть торгашом я понимаю уменье быть культурным торгашом. Это пусть намотают себе на ус русские люди или просто крестьяне, которые думают: раз он торгует, значит, умеет быть торгашом. Это совсем неверно. Он торгует, но от этого до уменья быть культурным торгашом еще очень далеко. Он торгует сейчас по-азиатски, а для того, чтобы уметь быть торгашом, надо торговать по-европейски.

В.И.Ленин. О кооперации. ПСС, т. 45, с. 369

 

 

А строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией — это есть строй социализма.

В.И.Ленин. О кооперации. ПСС, т. 45, с. 369

 

Мною было предложено участником рассылки ИМПУЛЬС рассмотреть торговлю с точки зрения отношений товарообмена и продуктообмена. На моё предложение поступил ответ от участника рассылки ИМПУЛЬС В.Дьяченко.

 

 

Социализм - это строй цивилизованных торгашей. Аж дух захватывает от такого марксизма!

В.Дьяченко. 7 апр, 13:44

 

Авторы обращения под названием «Марксизм – путеводная звезда» предлагают участникам рассылки ИМПУЛЬС подключиться к выработке  единой позиции по содержанию марксистского учения. Надо думать, авторы обращения не сомневаются в том, что основа марксистской теории разработана и изложена в виде  исходных  положений. Можно не сомневаться в том, что многие участники рассылки подключаться к доработке документа. Если участник рассылки «марксист» В.Дьяченко может позволить себе язвительно и оскорбительно высказываться относительно ленинского плана построения социализма на основе кооперации, то почему ему не продолжить работу в искажении и извращении марксистской теории. Тем более теоретическая основа борьбы с марксизмом имеется, подготовлена идеологами КПСС, и «творчески» продолжает «развиваться» авторами  обращения «Марксизм – путеводная звезда».

 

Известно, что самое сложное и трудное в изучении теории является освоение простейших понятий. В данном сообщении мною изложено простое  положение марксистской теории  в том, что строительство нового общественного строя начинается с ликвидации в общественном производстве обмена труда на труд. Очевидно, что теория научного коммунизма не сводится к ликвидации обмена труда на труд. Ликвидация товарного  обмена является всего лишь  необходимым условием (предпосылкой)  для последующего установления производственных отношений и производительных сил, вытекающих из природы коммунистического производства.

 

М.Богданов

На главную страницу

 

Проект

Марксизм – путеводная звезда мирового пролетариата

 

Сопроводительное письмо

 

Крах СССР сопровождался не только регрессом экономики и науки, потерей социальных достижений советских людей, нравственной деградацией миллионов людей, распространением религиозных предрассудков, разгулом преступности, но и таким неизбежным спутником реакции, как яростное наступление на самое передовое учение современности – марксизм.

Тысячи советских марксистов-талмудистов после контрреволюции 1991 года быстро облачились в доспехи бесстрашных воинов с марксистской идеологией, став участниками крестового похода, финансируемого ЦРУ и фондом Дж. Сороса, с рвением выкорчевывая неугодное буржуазии учение из недр общественного сознания. Эти хорошо оплачиваемые вояки в своей неистовой ненависти к марксизму даже перещеголяли своих западных коллег. Но далеко не все поддались массовой истерии. Нашлись честные люди, не пожелавшие торговать своей совестью и честью, а также отрекаться от своих убеждений.

Сегодня в рядах марксистов, к сожалению, отсутствует единство в трактовке содержания марксистского учения. Однако такое единство крайне необходимо не только для его дальнейшего развития, но и для пропаганды среди трудящихся масс.

Мы, участники «Импульса» обращаемся к Вам с предложением принять участие в окончательной отработке единой позиции по содержанию марксистского учения.

В.Босенко, А.Войтов, В.Лихачев,М.Н.Заломов, А.Бабийчук, Д.Кремнев, Ф.Лобов, В.Паульман.

 

Основные тезисы определения понятия

 

1. Мы живем в эпоху освобождения человечества от ига частной собственности, позволявшей тысячелетиями эксплуатировать человека человеком. Начало научного обоснования революционного преобразования общества было положено К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые в 1848 году в «Манифесте коммунистической партии» провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе— призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

2. Сегодня, когда всю мировую капиталистическую систему сотрясают глубочайшие экономические, экологические, социальные и политические кризисы, призрак коммунизма бродит уже не только в Европе, но и на всех континентах. Революционный процесс, начало которому было положено в 1917 году в России, - необратим, несмотря на все усилия, которые предпринимали и предпринимают империалисты и их пособники. Даже основатель и исполнительный председатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб на очередной 45-ой сессии вынужден был заявить, что капиталистическая система «изжила себя и абсолютно не вписывается в модель современного мира».

3. Из года в год во всех странах растет число людей, недовольных капитализмом, поэтому крайне важно вооружить массы трудящихся знаниями о сущности капитализма и путях его революционного преобразования. И такие знания может дать только марксизм, верность идей которого проверена историческим опытом борьбы за светлое будущее человечества и неуклонно подтверждается всей человеческой практикой.

4. Марксизм-ленинизм - научная система философских, экономических и социально-политических взглядов, составляющих мировоззрение рабочего класса; наука о познании и революционном преобразовании природы и общества на основе законов их саморазвития; наука о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, созидательной деятельности трудящихся в построении социалистического и коммунистического общества.

Являясь глубочайшим научным методом, высшим достижением человеческой мысли, марксизм, всегда развиваясь, открывает для каждого человека и всего человечества перспективы построения общества без угнетения, эксплуатации, классов и суеверий, в гармонии с природой, с всесторонним и безграничным развитием деловитости, предприимчивости, творческой энергии и образованности всех и каждого, с преодолением животных инстинктов по принципам человечности и красоты. Марксизм есть сокровенная мечта каждого человека, здорового духом.

5. Маркс впервые в истории сформулировал логически безупречную методологию научного познания природы и общества, сплавив воедино диалектику и материализм. Он рассматривал развитие человечества как естественноисторический процесс, определив закономерности взаимовлияния научной мысли и практики, техники и технологии, экономических отношений, политики, религии, искусства и морали. Именно его учение позволило предсказывать траекторию исторического процесса как результат взаимодействия объективных закономерностей и случайностей.

К.Маркс сформулировал закономерность появления глобального капиталистического хозяйства, открыл закон всеобщего капиталистического накопления, раскрыл тайну возникновения прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости. Он обнажил природу противоречий капиталистического способа производства, предсказав его историческую обреченность и неизбежность становления новой формации, в которой будет наконец-то устранена вековая отчужденность человека от средств производства, обеспечено сознательное регулирование воспроизводства общественной жизни без периодически повторяющихся разрушительных экономических кризисов.

Как сказал Ф.Энгельс, «наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой» (К.Маркс и Ф.Энгельс, соч. 2-изд. т.19, с 351) в силу ее истинности. Именно поэтому марксизм был воспринят наиболее передовым классом - пролетариатом и верно служит переустройству общества на началах истинной человечности.

Почему истинным учением является именно марксизм, а не такие современные философские направления, как герменевтика, когнитивный релятивизм, либерализм, неопозитивизм, структурализм и т.п.? Ответ простой: ни одно из названных учений не является истинно научным.

6. Основоположники марксизма были убеждены в том, что последующие поколения революционеров обеспечат дальнейшее творческое развитие марксизма. Поэтому развитие марксизма – важнейшая задача коммунистов. Сегодня, когда в мире вздымается новая волна кризисного цунами, когда к политической активности и решительным действиям пробуждаются десятки миллионов людей, когда происходит противоречивый процесс консолидации левых сил, марксизм вновь становится чрезвычайно актуальным. К нему обращаются те, кто ищет выхода из надвигающейся на человечество катастрофы, те, кто желает обрести уверенность в счастливом будущем для своих детей и внуков. Однако марксизм сегодня нужен уже обновленный, учитывающий новые реалии третьего тысячелетия.

 

7. Идеи марксизма надо предъявить массам таким образом, чтобы они могли их усвоить, чтобы они стали основой менталитета, интеллекта и поведения людей, при ясно осознаваемых действиях. Только в таком случае в обществе увеличится доля идейных людей, которых можно назвать коммунистами.

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz