ПРОИЗВОДСТВО, ОБМЕН, ПОТРЕБЛЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 

 

Форум КПРФ

Сообщение  15 мая 08 г.

 

 

 

 

 

 

 

Уели Вы Богданова с полезным эффектом (потребительной стоимостью).

 

Да знает Богданов, что такое полезный эффект продукта, когда ходит в магазин ... чего-то себе купить.

 

У него только в теории мозги полностью оторваны от реальности.

 

А на практике он вряд ли купит себе что-то, не имеющее для него полезного эффекта.

 

Владимир Белл. Сообщение 13 мая 08 г.

 

 

 

 

Уважаемый В.Белл.

 

 

В последних сообщениях Вы показали правильное, с марксистской точки зрения, понимание проблемы потребительной стоимости. Но  Сообщение 13 мая  08 г. не имеет ничего общего с ранее изложенным материалом, относительно понимания категории потребительная стоимость.

 

Начнём с Вашего утверждения в том, что М.Богданов на практике  «вряд ли купит себе что-то, не имеющее для него полезного эффекта». Действительно ежедневно я покупаю в магазине полезные продукты. Но вместе с этим я ежедневно покупаю товары, в которых я не нуждаюсь, и которые для меня не являются полезными.  Ненужные мне товары ежедневно доставляются на дом. Оплата за ненужные товары производится постоянно и предварительно и здесь действует правило: купленный товар невозможно вернуть продавцу. И даже за невостребованный товар деньги не возвращаются. Однако оплата за ненужный и невостребованный товар производится с моей стороны постоянно и регулярно без каких-либо задержек. Договор на поставку ненужного мне товара расторгнуть невозможно, при всём том,  что с моей стороны договор не подписывался. Можно подумать, что речь идёт о каких-то мелочах, на которые не стоит обращать внимание. Ничего подобного. Речь идёт о производстве рекламного продукта, объём производства которого, в современном общественном производстве, сопоставим с объёмом производства отраслями народного хозяйства.

 

Какой вывод  вытекает из изложенного? Простой. Рассматривать категорию потребительной стоимости в понятиях товарной экономики занятие бесполезное и никому не нужное.

 

Вы при рассмотрении потребительной стоимости допускаете большую ошибку в том, что пытаетесь выявить  закономерности образования и использование потребительной стоимости в рамках товарных отношений и одновременно рассматриваете процесс образования и использования  потребительной стоимости с точки зрения личного потребления. На самом деле, при всём том, что потребительная стоимость используется в личном потреблении,  принцип отношений, основанный на потребительной стоимости, исходит не из личного потребления, а от общественного производства.  Дело здесь не в том, что необходимо рассматривать общественное производство в целом и закономерности производственных отношений можно выявить на примере общественного производства. Напротив. Для анализа производственных отношений необходимо принять исходную модель производственного процесса на элементарном уровне. Но не с точки зрения личного потребления, а с точки зрения производительной деятельности при этом необходимо в производственном процессе выделить циклы производственного потребления и потребительного производства. Циклы потребительного производства и производственного потребления в товарной экономике не рассматривается и поэтому выявить что-либо на примере современного производства, относительно потребительной стоимости, невозможно.

Процесс обмена в товарном производстве осуществляется в соответствии со схемой 1.

 

 

 

 

 

 

В нетоварном (социалистическом) производстве в производственном процессе происходят существенные изменения. Производственной процесс разделяется на собственно производство и потребление. На цикле производства выполняются функции потребительного производства, на цикле потребления – производственного потребления. Если в товарном производстве средством обмена является товар, то в социалистическом производстве основой средства обмена становится продукт. Товар не содержит в себе ничего, кроме общественного труда. Продукт содержит в себе затраты конкретного труда, но определённые на основе полезности или потребительной стоимости. Свойства продукции образовывать полезности или потребительные стоимости создаются в процессе потребительного производства, но образуется полезности или потребительные стоимости в процессе производственного потребления. (К.Маркс.

 Экономические рукописи 1857 – 1859 годов. СС, т, 46. ч. I, с. 37)

Схему процесса обмена нетоварного производства можно представить следующим образом (Схема 2).

 

Схема 1 представляет производственный процесс производственной деятельности, Схема 2 - производственный процесс производительной деятельности.

 

К чему приводит рассмотрение потребительной стоимости  с точки зрения личного потребления можно видеть на следующем примере.

 

 

 

Ведь согласно "теории" Богданова процесс потребления, например, вкушение вина, будет выполняться с затратами живого и прошлого труда. Богданов должен, согласно своей "теории" проглатывать не только вино, но и бутылку, в которую оно разлито. Иначе никакого полезного эффекта по Богданову не получится. Интересно, а как он будет потреблять электроэнергию?

 

В.Калюжный. Сообщ.  12 мая 08 г.

 

 

 

По мнению В.Калюжного потребительную стоимость имеет только то, что можно запихать к себе в желудок. В этом рассмотрении бутылка, в которой содержится вино, не имеет потребительной стоимости. Но может стать потребительной стоимостью, если пить вино и закусывать бутылочным стеклом. А что касается того, каким образом при этом будет потребляться электрическая энергия, то этим вопросом В.Калюжный сразил М.Богданова на повал.

 

Высоко эрудированные люди, как известно, употребляют массу слов, не понимая смысла используемых слов. Кроме этого высоко эрудированные люди имеют привычку рассуждать о проблемах, о которых не имеют и элементарных представлений.

 

Эрудит В.Калюжный не знает, что любая продукция имеет цель создания или назначение. Назначение продукции выражается в способности продукции выполнять определённые функции при её потреблении (использовании, эксплуатации, применении). Литр вина, находящийся в цистерне, содержит определённую потребительную стоимость. Литр вина, находящийся в бутылке имеет более высокую потребительную стоимость. Вино, как известно, перед употреблением охлаждают и для этого вино помещают в холодильник. Для получения полезного эффекта потребления вина необходимо произвести разлив вина в бутылки, доставить вино до потребителя и охладить вино в холодильнике. Затраты связанные с разливом вина, доставкой и охлаждением с использованием электрической энергии, в отличие от производственных затрат или издержек производства называются эксплуатационными затратами.

 

Эти простые вещи не понимает В.Калюжный. Но Вы, В.Белл, своими примерами внесли ещё большую путаницу в понимании процесса образования потребительной стоимости. Но повторяю, что рассмотрение проблемы потребительной стоимости необходимо вести только в системе производственных отношений. С выявлением принципов и закономерностей потребительной стоимости в производственном смысле можно обратиться к личному потреблению.

 

Далее, относительно поставленных Вами вопросов и приведенных примеров. Поставленные Вами вопросы и приведенные примеры представляют собой шаг назад в сравнение с положениями, изложенными в предыдущих сообщениях, не говоря о том, что некоторые вопросы просто бессмысленны. Например.

 

 

 

Полезно ли будет, если люди будут менять вещи, который им не нужны (обладают для них маленьким полезным эффектом) на вещи, которые им нужны (обладают большим для них полезным эффектом)?

 

В результате такого обмена суммарный полезный эффект вещей будет возрастать, не так ли?

 

В.Белл. Там же

 

 

 

В современном общественном производстве весь объём производимой продукции является «не нужной» для производителя, выпускается не для собственного потребления и понятие полезный эффект, относительно произведенной продукции,  для производителя не существует. Полезный эффект образуется тогда, когда произведенная продукция поступит в процесс потребления. Производитель, в зависимости от образованной потребительной стоимости, получит от потребителя пропорциональное количество материальных благ в денежном выражении. (Чтобы не раздражать сторонников казарменного социализма скажем: производитель получит от потребителя материальные блага не в непосредственном виде, а в форме рабочих квитанций.) Для продолжения производственного процесса производитель приобретает необходимые производственные ресурсы. Приобретает производственные ресурсы производитель в соответствии с их полезностью. Определить полезность ресурсов можно при выполнении функций производственного потребления. Производитель из положения производителя переходит в положение потребителя. Любой производительный элемент экономической системы с одной стороны  является производителем продукции; с другой по отношению поставщика ресурсов – потребителем продукции.

 

Что касается следующего утверждения, в том, что рыночные отношения содержат в себе позитивное, то здесь излагается позиция, которая к марксизму не имеет никакого отношения.

 

 

 

То есть, рынок (обмен на рынке между людьми вещами) сам по себе, увеличивает полезный эффект вещей для людей и полезность труда людей, затраченного на их производство.

 

Не так ли?

 

Так стоит ли запрещать рынок?

 

Ведь у него есть явный вышеуказанный позитив.

 

В.Белл. Там же

 

 

 

Если мы имеем какое-то отношение к марксизму, то обязаны употреблять понятия политической экономии в изложении К.Маркса. К.Маркс отождествлял понятия рынок, рыночная экономика, капиталистическое производство и товарная экономика. Основным признаком товарного производства является не обмен вещами, поскольку обмен производился в докапиталистических общественных формациях, включая первобытный коммунизм, и сохранится при социализме и коммунизме. Дело не в обмене, а в том, капитализм устанавливает обмен на основе меры общественного труда. Ликвидация меры общественного труда в процессе устраняет рыночную экономику и товарные отношения. Но ликвидация меры общественного труда не обязательно приведёт к социалистическим производственным отношениям. Вполне возможно, что в общественном производстве установится внеэкономический способ организации общественного труда.

 

Социалистическое производство отличается от товарного производства тем, что в процессе обмена устраняется посредник, который превращает продукт труда в товар и стоимость. Поэтому для того чтобы преобразовать товарное производство в нетоварное (социалистическое) необходимым условием является устранение меры средств обмена на основе общественного труда; достаточным – установление меры средств обмена на основе полезности вещей. Во всяком случае, эта принципиальная сторона коммунистического производства изложена в работах основоположников научного коммунизма.

 

С установлением производственных отношений на основе меры полезности труд работника становится непосредственно общественным. Непосредственный обмен продуктами труда без участия посредника возможен только в том случае, когда работник становится собственником продукта труда (той части, которая создана трудом работника) и самостоятельно, исходя из своих материальных интересов, осуществляет обмен.  Формально отношения обмена при непосредственно общественном характере производства можно назвать рыночными отношениями, поскольку отношения обмена осуществляются в форме купли-продажи собственниками продуктов труда. Но не любой обмен в форме купли-продажи является товарным обменом. Всё дело в содержании продукта труда и производственных отношениях. В этом рассмотрении Ленинский план построения социализма, прежде всего, основывается на ликвидации товарных отношений, и ликвидация товарных отношений в соответствии с разработанным планом построения социализма  осуществляется в процессе развития продуктообмена, который, в свою очередь, выполняется в форме купли-продажи.

 

 

 

Все дело теперь в том, чтобы уметь соединить тот революционный размах, тот революционный энтузиазм, который мы уже проявили и проявили в достаточном количестве и увенчали полным успехом, уметь соединить его (тут я почти готов сказать) с уменьем быть толковым и грамотным торгашом, какое вполне достаточно для хорошего кооператора. Под уменьем быть торгашом я понимаю уменье быть культурным торгашом. Это пусть намотают себе на ус русские люди или просто крестьяне, которые думают: раз он торгует, значит, умеет быть торгашом. Это совсем неверно. Он торгует, но от этого до уменья быть культурным торгашом еще очень далеко. Он торгует сейчас по-азиатски, а для того, чтобы уметь быть торгашом, надо торговать по-европейски. От этого его отделяет целая эпоха.

 

В.И.Ленин. О кооперации.    ПСС.  Том 45, с. 369

 

 

 

Относительно Вашего утверждения, уважаемый В.Белл, в том, что мои сообщения «полностью оторваны от реальности», необходимо согласиться. Другого и не может быть. Действительно изложенные мною теоретические положения «полностью оторваны от реальности». Дело в том, что в реальной действительности мы примеры коммунистических производственных отношений не имеем и не имели в «развитом социализме». Здесь можно рассчитывать только на силу абстрактного ума. В этом находится сложность в развитии экономической теории научного социализма и ещё большая сложность состоит в понимании того, что наработано в этой области. Но бояться обобщения опыта того, что не имеется, и не имелось в нашем недавнем прошлом, но имелось на всём протяжении существования первобытно-общинного коммунизма, не следует.

 

В целом относительно Сообщения В.Белла 13 мая можно только высказать сожаление, что позитивный материал наработанный В.Беллом в предыдущих сообщениях, не получает развитие и всё наработанное тонет в болоте обывательских рассуждениях о потребительной стоимости и политической экономии социализма.

 

М.Богданов

 

На главную страницу

 

 

Сайт управляется системой uCoz