К ВОПРОСУ
О ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
10. О ЛОЗУНГЕ «ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ!»
Советская
власть, как известно, создавалась в процессе революционного движения трудящихся
в борьбе за освобождение от эксплуатации и угнетения. В организации власти Советов
представлялась форма народовластия, и в народовластии выражались идеалы
общественного устройства широких слоёв народных масс. Сами идеалы общественного
устройства и форма организации власти не возникали случайно, имеют исторические
корни происхождения и по существу основываются на общинном способе организации
труда, на коллективном владении землёй. Октябрьская революция ликвидирует
эксплуататорский общественный строй и, тем самым, в обществе создаются условия
для развития народовластия в изначальном смысле этого слова. В научном отношении
понятия Советская власть и социализм взаимосвязаны и дополняют друг друга. В
самом деле, Социалистическая революция проводилась под лозунгом "Вся
власть Советам". Но при этом, рассматривая организацию Советской власти и
её роль в строительстве нового общественного строя, необходимо различать
начальный этап общественного движения и последующий. В этом смысле не социализм как научное учение и
практика создают Советскую власть, а наоборот - Советская власть создаёт условия
для строительства нового общественного строя под названием социализм. Исходным
пунктом, началом движения к социализму является Советская власть.
Вне сомнения,
что для современного левого движения главный лозунг Октябрьской революции - Вся
власть Советам - сохраняет актуальность в настоящее время. Однако при этом
необходимо учитывать, что политические лозунги, верные и правильные в научном
отношении, и сложившиеся представления в обществе о содержании политических
лозунгов, могут и не совпадать. Одно дело теория построения нового
общественного строя и другое - практическое осуществление теории, и на
практическом осуществлении, как правило, формируется представления людей о
научной теории. На том, что органы Советской власти, образованные на
первоначальном этапе революционного движения, в процессе дальнейшего
строительства социализма в силу различных причин и обстоятельств подверглись
существенным изменениям, мы останавливались выше. В действительности в процессе
создания материально-технической базы социализм, с проведением индустриализации
народного хозяйства и коллективизации сельского, органы Советской власти
оказались преобразованными в придаток государственной машины управления.
Сохранение названий органов власти, на всём протяжении опыта строительства
социализма, ничего не меняет в действительном положении вещей.
По этой
причине, внешне привлекательные лозунги левого движения о восстановлении Советской
власти и возвращении собственности народу, на самом деле воспринимаются
большинством людей, как восстановление общественного строя нашего недавнего
прошлого с возвращением власти партийно-государственному аппарату. Вне
сомнения, что чиновник любого ранга "развитого социализма" при всех
его недостатках, тем не менее, в моральном, нравственном отношениях отличается
в лучшую сторону от современного чиновника, не говоря о министрах-капиталистах
и олигархах. Но всё дело в том, что современный чиновник, министр-капиталист и
олигарх не появились случайно и на самом деле выращены в недрах
партийно-государственного аппарата. По существу, современный господствующий
класс представляет собой в преобразованном виде слой людей, ранее занятый в
высших органах партийной и государственной власти, с новой идеологической
окраской.
Позицию
большинства людей о восстановлении Советской власти, можно подтвердить известными
событиями общественной жизни последнего десятилетия. Во время трагических
событий 93 года, защитники Верховного Совета фактически оказались
изолированными от трудящихся, и основная масса населения находилась в положении
стороннего наблюдателя. Массовые выступления трудящихся в защиту Советской
власти не происходили. Аналогичным образом проявилось отношение трудящихся масс
в период проведения и подведения итогов президентских выборов в 96 году. При
подведении итогов выборов, как известно, была произведена грубая фальсификация
результатов голосования. Но активные протестные действия со стороны избирателей
не наблюдались. И это при всем том, что программа левых сил состояла в
восстановлении Советской власти, восстановлении социальных гарантий трудящихся
на фоне обвала экономики и нищенского положения основной массы населения. В
целом, отношение основной массы трудящихся к лозунгу левого движения о
восстановлении Советской власти можно охарактеризовать, как пассивное сочувствие.
Факт двойственности и неоднозначности отношения
трудящихся масс к идее восстановления Советской власти необходимо признать, как
объективную реальность и то, что объективная реальность имеет под собой
материальные основания.
Вернёмся к
опыту строительства социализма и здесь при объективном рассмотрении можно
видеть, что по мере успехов в экономике, социальной области, науке и
образовании, на самом деле постоянно увеличивался разрыв между теорией и
практикой. Вместе с тем, что материально-техническая база
социализма сформировалась и появилась возможность непосредственного
строительства социализма, в действительности дальнейшее общественное развитие,
в смысле решения задач строительства нового общественного строя, прекратилось.
Социальные надежды рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции оказались
нереализованными; основная масса работников общественного производства
находилась в положении наёмных работников с полным отчуждением от средств и
условий труда. Это с одной стороны. С другой, - в обществе постоянно увеличивался
разрыв между интересами основной массой трудящихся и партийно-государственным
аппаратом; в отношениях трудящихся и правящей партией образуется постоянно
увеличивающаяся полоса отчуждения.
Эта полоса
отчуждения, в восприятии идей Советской власти и социализма, сохраняется и оказывает
решающее влияние на отношения партий левого направления и массами трудящихся в
настоящее время. С учётом сложившегося положения, очевидно, что в первую
очередь возникает необходимость восстановления идеалов социализма и коммунизма
и на этой основе можно восстановить доверие населения к партиям
социалистической ориентации. Но восстановить доверие отвлечёнными лозунгами и
призывами или разъяснительной работой о преимуществах социализма и коммунизма в
сравнении с капитализмом невозможно. Идеологическое наследие прошлого, связанного
с пустыми лозунгами и отсутствием социализма на деле, преобладает в сознании
людей. С этой точки зрения,
поскольку главный политический лозунг левого движения - "Вся власть Советам"
- в настоящее время не становится объединяющим лозунгом трудящихся и в
некоторой мере дискредитирует идеи социализма и коммунизма, на определённый
промежуток времени этот лозунг необходимо снять с повестки дня.
Выше мы останавливались
на том факте, что в процессе социалистического строительства органы Советской
власти фактически оказались ликвидированными или преобразовались в придаток
государственной машины управления. Но при этом, мы полностью отдаём отчёт в
том, что отступление от принципов социализма диктовалось целым рядом
объективных обстоятельств, в число которых входит сложившаяся
внешнеполитическая обстановка. Внешняя угроза реставрации капитализма ставила
задачу необходимости в короткие сроки произвести индустриализацию народного
хозяйства, с уровнем развития промышленности сопоставимым со странами Запада. И
эта задача выполнилась проверенным и известным из практики способом - способом
государственного управления экономикой. И вместе с этим, при всём том, что применение
методов государственного управления экономикой означает отступление от
принципов социализма, временное и вынужденное отступление ещё не означает
поражения. Отступление позволяет закрепить сложившееся положение и на этой
основе, по мере накопления сил, появляется возможность для дальнейшего развития
общества. Но дальнейшего развития общества не произошло. Процесс закрепления и
накопления сил стал самоцелью, в том смысле, что с созданием материально технической
базы социализма, продолжился процесс её количественного
роста. По этой причине, что с созданием материальной основы социализма
прекратилось общественное развитие, вполне закономерно произошло то, что
перезревшая материальная основа общества стала производить продукты распада и
разложения.
На основании изложенного можно сформулировать следующий вывод. Если в
процессе опыта строительства социализма в силу сложившиеся условий и
обстоятельств возникла необходимость ликвидации органов Советской власти, то
для продолжения строительства социализма в первую очередь становится
необходимость её восстановления. С учётом сложившегося отношения трудящихся
масс к восстановлению Советской власти, очевидно, что инициатива восстановления
принадлежит левым силам и восстановление предстоит выполнить партиям и движениям
социалистического направления. Преимущества Советской власти необходимо
показать на материале собственной деятельности в современных рыночных условиях.
В этом состоит смысл изложенного положения о необходимости, на определённый
промежуток времени, снятия политического лозунга "Вся власть
Советам".
На первый
взгляд сформулированная задача о необходимости восстановления органов Советской
власти силами партий и движений социалистической ориентации в современных
условиях представляется нереальной и утопичной. Действительно, в сложившихся
политических условиях процесс формирования органов власти исключает возможность
образования органов народовластия на всех уровнях общественного устройства.
Однако когда мы имеем дело с общественными процессами, то необходимо учитывать,
что сам процесс проходит различные стадии, начиная от зарождения, становления и
до его зрелой фазы. Кроме этого, процесс зарождения и становления элементов
органов власти нового общественного строя, на самом деле происходит в условиях
предшествующего.
Если
воспользоваться историческим примером и обратиться к процессу зарождения и
становления Советской власти, то можно видеть, что Советская власть,
представляющая комитеты рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, как орган
законодательной власти сформировался в дооктябрьский период времени. Фактически
в стране в этот период времени образовалось двоевластие. С одной стороны
законодательную власть представлял Всероссийский съезд Советов; с другой -
одновременно сохраняется законодательная власть Учредительного Собрания. Октябрьское
вооружённое восстание ликвидирует двоевластие, и законодательная власть
передаётся Всероссийскому съезду Советов. Первое Советское правительство образовано декретом Второго
Всероссийского съезда Советов. Приведенный пример подтверждает
известное научное положение в том, что элементы нового общественного строя
зарождаются в недрах старого, а точнее: элементы нового общественного строя
зарождаются на продуктах разложения и гниения старого способа общественного
производства.
С этой точки
зрения нетрудно видеть, что в современном обществе имеется более чем достаточно
материала разложения и гниения и, следовательно, необходимые условия для
зарождения и становления элементов нового общественного строя имеются. И вместе
с этим, в практической деятельности левых сил необходимо учитывать и применять
особенности современного общественного устройства. Особенность состоит в том,
что буржуазная демократия не создаёт каких либо формальных препятствий в
предпринимательской деятельности, в частности, для образования разнообразных
организаций и объединений с коммерческими и некоммерческими целями деятельности.
Единственным условием осуществления деятельности является необходимость соблюдение
действующего законодательства. Понятно, что в коммерческих и некоммерческих
организациях и объединениях можно применять различные способы организации труда
и использовать отличающиеся методы хозяйственной деятельности.
Вернёмся к
тому, что социальной опорой левого движения являются сторонники идей социальной
справедливости и при условии их объединения социальная опора становится
реальной политической силой общества. Практическая сторона этого положения, с
рассматриваемой точки зрения состоит в том, что там, где фактически действуют
районные, городские и областные комитеты партий социалистического направления,
с выполнением функций объединения самоуправляемых трудовых коллективов с
реальными результатами, там фактически созданы "комитеты рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов" или созданы основы органов Советской власти.
С
образованием региональных или первичных органов объединения трудовых
коллективов в форме Ассоциации народных предприятий закономерно возникает
необходимость выполнения следующего шага: создание центрального координирующего
органа, например, под названием Всероссийский Центральный Совет Ассоциации
народных предприятий. В настоящее время создаются и осуществляют деятельность
различные объединения политических организаций левого направления. Но в нашем
рассмотрении, имеется в виду объединение на экономической основе, с
осуществлением функций управления на ассоциированных началах. С выполнением объединения
региональных органов и созданием центрального работоспособного органа
координации деятельности Ассоциации народных предприятий, первоначальный этап
формирования органов Советской власти можно считать завершённым. В этом представляется программа минимум
левого движения в современных условиях с учётом того, что создание органов Советской власти предшествует проведению
Социалистической революции.
Что касается
организационной стороны формирования Всероссийского Центрального координационного
органа, в частности, в необходимости проведения процедуры выборов, то здесь,
также как и при формировании региональных органов, какой-либо необходимости
выполнения формальных правил не требуется. Дело в том, что центральные органы
партий социалистической ориентации образованы на вполне демократической основе
и восстановление Советской власти вытекает из программных целей партий. Формы
реализации программных целей, при этом, могут быть различные в зависимости от
конкретных политических и экономических условий.
Вместе с
этим, очевидно, что для работоспособной и эффективной деятельности вновь созданных
центральных органов возникает необходимость выполнения законодательных,
исполнительных и "судебных" функций. На выполнении законодательных и
"судебных" функций мы останавливались выше, выполнение которых можно
осуществлять в соответствии с действующими партийными уставами с некоторыми
дополнениями. Но при осуществлении деятельности исполнительных органов, то
здесь, кроме сложностей и трудностей материального, финансового порядка,
имеются существенные препятствия, связанные с используемыми приёмами и методами
деятельности при выполнении функций управления.
Напомним, что
условием производительной деятельности вообще и в области управления производством,
в частности, с точки зрения нового способа общественного производства, является
наличие продукта деятельности в количественном измерении. При этом продукт деятельности
представляет завершённый производственный процесс в составе “производство” и
“потребление”. На цикле "производство" процесса создаётся
промежуточная продукция; на цикле "потребление" образуется
полезность, которая и определяет количественную сторону произведенного
продукта. В свою очередь, образованная полезность исходит из цели
производительной деятельности или цель деятельности содержится в показателе
назначения продукции. В области управления производством цель деятельности и
соответственно назначение производимой продукции определяется конкретными
функциями управления. В частности, при осуществлении функций планирования
применительно к общественному производству показатель назначения продукции под
названием "план", совпадает с критерием оптимизации программы
социально-экономического развития. Конечный продукт процесса управления
определится образованной полезностью, выявленной на основе показателя
назначения продукции, в сопоставлении с затратами использованными для выполнения
функций управления.
На первый
взгляд, изложенный принцип оценки деятельности в области управления общественным
производством общеизвестен и применялся в системе хозяйствования в период опыта
строительства социализма. Но, это только на первый взгляд. На самом деле, при
всём том, что при планировании ставились конкретные социально экономические
цели, критерий осуществления деятельности сохранялся в виде стоимости или в
виде прироста национального дохода. В тоже время, если
обратиться к практическим результатам деятельности системы управления в рассматриваемом
периоде, то нетрудно видеть, что эффективность плановой экономики, с
государственной собственностью на средства производства, в сравнении с
современной, более чем очевидна. На этом
основании формируются распространённые представления в том, что наиболее эффективный
метод ведения общественного производства является плановая экономика, с
государственной собственностью на средства производства. Однако вполне
очевидные понятия и представления, основанные на практическом опыте, как
известно, не обязательно являются верными и правильными в научном отношении. И
дело здесь в том, что государственные методы управления, даже с ограниченным их
применением в новой системе хозяйствования, при всех её видимых преимуществах,
на самом деле несут в себе пороки предшествующего способа общественного производства.
Ранее используемые методы управления экономикой, в своём принципиальном содержании,
не отличается от используемых в настоящее время в
государственном секторе экономики, в политэкономическом рассмотрении. На этой
особенности государственных функций управления мы останавливались выше. Но с
учетом того обстоятельства, что до настоящего времени сохраняются точка зрения
в возможности применения государственных методов управления экономикой в новом
общественном устройстве, мы продолжим рассмотрение функций управления и рассмотрим
роль системы управления в организации общественного труда.
К ВОПРОСУ
О ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ