К ВОПРОСУ О ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

 

2. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА

 

 

 

 

Коммунизм, если исходить из теоретических положений, разработанных основоположниками научного коммунизма, ставит своей практической задачей строительство бесклассового общества. Необходимость устранения классовых различий и противоположностей принимается на том основании, что общественные противоречия, неважно в какой форме они проявляются, имеют классовую природу своего происхождения. С устранением первопричины создаются возможности для разрешения широкого спектра общественных противоречий: социальных и экономических, политических и идеологических. Далее. Ликвидация противоречий, порождённых предшествующим историческим развитием общества, создаёт условия выполнения главной цели коммунистического общества – обеспечение возможностей всестороннего развития всех членов общества.

 

Сформулированные цели и задачи строительства нового общественного строя вряд ли вызовут возражения со стороны представителей различных партий и движений социалистической ориентации. Действительно, общественные организации левого направления включают в программные документы цель строительства бесклассового общества, если не как первоочередную и главную, то, во всяком случае, как цель перспективную. Однако только одного формального признания конечной цели недостаточно для утверждения, что партийная программа основывается на теории научного коммунизма. Дело в том, что теория научного коммунизма отличается от разнообразных теорий и моделей общественного устройства с употребле­нием терминов социализм, коммунизм, классы тем, что основывается на знании объективных законов общественного развития. Поскольку главной задачей строительства коммунистического общества является ликвидация классов, то, соответственно, краеугольным камнем научной теории становится знание объективных законов или знание материальных условий порождаю­щих возникновение и существование классов. Основоположники научного коммунизма в качестве причины возникновения и существования классов принимали только одно - общественное разделение труда на материальную и духовную сферы деятельности. Другими словами: последовательность процесса образования классов состоит в том, что в силу объективных законов в материальном производстве происходит процесс общественного разделения труда, но только разделение на людей занятых физическим и умственным трудом формирует классовую структуру общества, с делением людей на эксплуататоров и эксплуатируемых.

 

С выделением людей в обществе занятых управлением производства, наукой, искусством, религией и превращением духовной сферы деятельности в самостоятельную область деятельности, люди интеллектуального труда занимают господствующее положение в обществе. Последнее позволяет устанавливать и диктовать правила присвоения размера и до­ли общественного богатства на условиях неэквивалентного обмена. С точки зрения теории научного коммунизма не частная собственность на средства производства является причиной возникновения и существования классов, а наоборот - классовая структура общества создаёт условия для образования частной собственности.

 

Однако, при всём том, что приведенное выше положение научной тео­рии общеизвестно, в частности, сформулировано в работе Ф.Энгельса "Анти Дюринг" и в лекции прочитанной В.И.Лениным в Свердловском уни­верситете "О государстве", тем не менее, именно базовое положение научной теории не находит своего применения в основной массе программ­ных документов партий левого направления. Причиной классообразования, как правило, принимается наличие частной собственности на средства производства. Соответственно исходная позиция приводит к ошибочному выводу: с ликвидацией частной собственности автоматически устраняется деление общества на классы.

 

Если обратиться к отечественному опыту строительства социализма, то нетрудно видеть, что на всём протяжении строительства нового общественного строя сохранялась точка зрения на способ устранения классовых различий между неэксплуататорскими классами, между рабочими, крестьянами и людьми умственного тру­да. Здесь для устранения классовых различий принимается положение, что по мере овладения широкими массами трудящихся современными научными знаниями, например, в объёме высшего образования, устраняются различия между людьми умственного и физического труда. С развитием производительных сил устраняется неравенство экономического положения города и деревни и, тем самым, устраняются различия в характере труда рабочих и крестьян. По мере овладения научными знаниями появляется возможность участия людей физического труда в управлении производством, занятием наукой, искусством и т. д. По существу теоретическое обоснование построения бесклассового общества, принятое в период опыта строительства социализма, и которое сохраняется в преобладающей части программных документов партий левого направления в настоящее время, находится на уровне развития теории домарксового периода, и не выходит за пределы идей утопического коммунизма. В действительности, и это подтверждает отечественный опыт строительства социализма, с ликвидацией частной собственности на средства производства и устранением эксплуататорских классов, но с сохранением условий классообразования в обществе в конечном итоге воспроизводится классовая структура прошлого.

 

На первый взгляд изложенное, относительно вторичной роли частной собственности в процессе формирования общественных классов, противо­речит научным положениям разработанных основоположниками научного коммунизма. В частности, в Манифесте коммунистической партии базовое положение теории научного коммунизма приведено в следующем

 

 

Коммунисты могут выразить теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

К.Маркс, Ф.Энгельс. Манифест коммунистической партии

 

 

В тоже время, рассматривая положения теории научного коммунизма, необходимо учитывать, что строительство коммунизма состоит из ряда последовательных этапов и на первоначальном этапе социалистической революции под частной собственностью достаточно понимать частную собственность капиталистов и помещиков, необходимость её экспроприации и превращения в государственную собственность. Но с завершением первоначального этапа начинается следующий этап революционных преобразований и

 

 

… для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, помещиков и капиталистов, не только отменить их собственность, надо отменить ещё и всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как разделение между городом и деревней, так и различие между людьми физического и людьми умственного труда.

В.И.Ленин. Великий почин.     ПСС, т.39, с.15

 

 

Смысл изложенного состоит в том, что для полного уничтожения классов надо отменить ту собственность, которая порождает противоречия между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда. В дополнении к сформулированному выше положению, о причине возникновения и существования классов, необходимо принять во внимание, что само разделение труда происходит не случайно и порождается особой, специфической собственность в политэкономическом смысле. Для выявления природы её происхождения и содержания обратимся к научному определению классы.

 

Общественные классы, как известно, определяются рядом существенных признаков, к числу которых относится их место в системе общественного производства, особенность отношений к средствам производства, роль в общественной организации труда. Вместе с этим классы являются продуктом общественных и производственных отношений. Производственные отношения, в свою очередь, формируются действующей системой управления общественным производством, принципы деятельности которой вытекают из данного способа общественного производства. Поскольку мы рассматриваем классовое общество, то вполне закономерно, что система управления общественным производством фор­мируется исходя из интересов господствующего класса.

 

Таким образом, из рассмотрения понятия "классы" можно видеть зависимость в том, что общественное положение класса определяется его ролью в организации общественного труда или в более широком плане - ролью в управлении общественными делами. Практическая сторона функций в организации общественного труда осуществляется системой управления общественным производством или хозяйственным механизмом. Ясно, что для формирования и совершенствования системы хозяйственного механизма необходимо иметь научную базу и постоянно обеспечивать её развитие. Кроме этого, в практической деятельности системы хозяйственного механизма происходит процесс выпуска информации, посредством которой осуществляется управление общественным производством. Научная и информационная деятельность органов управления общественным производством являются, таким образом, необходимыми и составными частями функций управления экономикой.

 

Но любая деятельность в политэкономическом рассмотрении осуществляется при наличии средств производства в составе предметов и орудий труда. С этой точки зрения деятельность в области управления общественным производством основывается на применении специфических в своём содержании предметов и орудий труда. Орудиями труда здесь становится совокупность научных знаний, на основе которых вырабатываются приёмы и методы управления производством. Предметом труда – информация, производимая с целью из­менения параметров производственной деятельности управляемого объекта. Соответственно и орудия и предметы труда, используемые в системе управления общественным производством, представляются в интеллектуальной форме с информационным содержанием. Изложенное не исключает применение административных (силовых) методов в управлении производством, но и при этом административные методы основываются на ин­формации о происходящих процессах в управляемых объектах.

 

Известно, что капиталистический способ производства имеет своей целью производство прибавочной стоимости и класс капиталистов, будучи собственником средств производства, присваивает произведенную прибавочную стоимость. Но и при отсутствии капиталистической частной собственности в виде заводов и фабрик и при сохранении классов в обществе сохраняется экономическое неравенство людей, если одна группа людей (продолжим цитирование работы В.И.Ленина "Великий почин") "может присваивать труд другой, благодаря различия их места в определённом укладе общественного хозяйства".

 

Таким образом, возникновение и существование классов с присвоением труда других людей происходит на основе различия их места в определённом укладе общественного хозяйства и присвоение труда других людей, сохранение места в общественном хозяйстве происходит по причине превращения особого, специфического средства производства - средства управления общественными делами - в частную собственность. Духовная сфера общества становится частной собственностью общественной группы людей. Особенность отношений собственности связанных с интеллектуальными средствами производства состоит в том, что в отличие от предметных средств производства, интеллектуальные не имеют явно выраженную форму принадлежности и, как правило, не имеют юридического закрепления понятия ’’собственность’’.

 

Обратимся к отечественному опыту строительства социализма и рассмотрим применение научного положения о причинах происхождения и существования классов в общественной практике.

 

С выполнением задач первоначального этапа Социалистической революции, с ликвидацией эксплуататорских классов и устранением частной собственности на средства производства, как господствующей формы собственности, в общественном производстве формируются два типа отношений собственности. Отношения, основанные на государственной собственности на средства производства, в общепринятом понимании, и, поскольку сохранились материальные условия классообразования, отношения, - основанные на частной собственности средств управления общественным производством. До определённого этапа общественного развития отношения государственной собственности и частной собственности не вступали в противоречия и господствующие отношения в общественном производстве определялись государственной собственностью на средства производства.

 

В то же время известно, что любая общественная сила при наличии благоприятных материальных условий обладает способностью к саморазвитию. Поскольку система управления общественным производством, в рассматриваемом периоде общественных преобразований, находилась в приоритетном положении, то вполне закономерно, что государственный аппарат управления народным хозяйством занял особое материальное положение в экономике. Особое материальное положение органов управления, в сравнении с другими отраслями народного хозяйства, обеспечило высокую эффективность управления экономикой. Это с одной стороны. С другой – по мере роста материальной основы государственный аппарат управления экономикой формируется в общественную группу людей со своими собственными интересами. На высшей точке своего движения слой людей, осуществляющий управление общественным производством, формируется как класс и осуществляет деятельность в управлении производством в соответствии со своими классовыми интересами.

 

На почве партийно-государственного аппарата формируется новое классовое образование, которое в силу своего господствующего положения в обществе, в конечном итоге производит общественно-политические преобразования в соответствии со своими понятиями и критериями оценок материальных и жизненных ценностей. Общественные преобразования последних десятилетий с завершающим итогом в 90-х годах прошлого века произошли в соответствии с действием объективных законов общественного развития. Вполне закономерно, что класс чиновников, образованный на отношениях частной собственности на средства производства, при благоприятных условиях, распространяет отношения капиталистического способа производства на общественное производство в целом.

 

То, что с ликвидацией частной собственности на средства производства в общественном производстве сохраняются буржуазные производственные отношения, известно из произведений основоположников научного коммунизма. Тезис о наличии общественной или общенародной собственности на средства производства в форме государственной и кооперативно-колхозной, в период опыта строительства социализма, ничего не меняет в действительном положении вещей и с научной точки зрения не выдерживает и элементарной критики. На самом деле, в общественном производстве, с некоторыми особенностями, отмеченными выше, и в материальной сфере и в области управления экономикой сохраняются отношения товарного способа производства.

 

 

Государственная собственность на производительные силы не разрешает конфликта, но она содержит в себе формальное средство, возможность его разрешения.

Это разрешение может состояться лишь в том, что общественная природа современных производительных сил будет признана на деле что, следовательно, способ производства, присвоения и обмена будет приведен в соответствии с общественным характером средств производства.

 

Ф.Энгельс. Анти Дюринг. Отдел третий. Социализм. Гл. II: Очерк теории. С.282

 

 

Таким образом, в приведенной цитате изложена принципиальная сторона преобразования государственной собственности в общественную - в необходимости приведения способа производства, присвоения и обмена в соответствии с общественным характером производства. Это положение в первую очередь распространяется на необходимость обобществления интеллектуальной сферы деятельности общественного производства. Обобществление интеллектуальной области деятельности, в свою очередь, можно произвести при условии рассмотрения деятельности в управлении общественным производством как деятельность производительную в составе производства, потребления и распределения на основе равенства отношений обмена. Тем самым, с обобществлением интеллектуальных средств производства устраняется материальная основа классообразования.

 

К ВОПРОСУ О ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

На первую страницу

 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz