К ВОПРОСУ
О ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
9. ЭКОНОМИКА КАК ОСНОВА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Известно, что
тактика партийной деятельности не сводится к использованию стандартных приёмов и
меняется в зависимости от конкретных исторических условий. Составной частью партийной
деятельности при этом является непосредственная работа с трудящимися массами. В
этом отношении имеется положительной опыт работы партии большевиков в
дооктябрьский период и в последующие этапы общественного развития. Известен
опыт партийной работы КПСС с массами в период "развитого" социализма,
с известными результатами. Но, рассматривая методы партийной работы левых сил с
массами, в современных условиях необходимо принять во внимание, что современное
общество принципиально отличается в классовой структуре, в идеологическом плане
и сложившихся политических отношениях от предшествующих этапов общественного
развития.
Поскольку в
нашем рассмотрении в качестве социальной базы левого движения принято не абстрактное
понятие "трудящиеся массы", а конкретные трудовые коллективы,
организованные на принципах самоуправления, то, следовательно, непосредственная
работа партийных организаций с трудящимися массами сводится к установлению
прямых связей с трудовыми коллективами. Но одних только заявлений и деклараций
о работе с трудовыми коллективами недостаточно. Нужны практические действия.
Понятно, что для практической работы, ранее используемые методы партийной
деятельности, в том числе периода "развитого социализма" и
парламентские методы деятельности, используемые в настоящее время, неприемлемы.
Современная политическая обстановка требует и соответствующих методов партийной
деятельности. Если главной задачей партийной деятельности становится
непосредственная связь с трудовыми коллективами, то из главной задачи вытекают
методы партийной работы. Для того чтобы привести методы партийной работы в соответствие
с поставленной целью, обратимся к особенностям деятельности самоуправляемых
трудовых коллективов в современных условиях.
Сама идея
организации труда на принципах самоуправления и самоорганизации по вполне
объективным причинам не получила своего развития в нашем недавнем прошлом и в
настоящее время благоприятные условия для развития самоуправления отсутствуют.
Количество акционерных обществ работников предприятий или народных предприятий
составляет незначительную часть в современной экономике. Причину, которая
препятствует массовому движению в создании народных предприятий, можно видеть в
том, что рыночная экономика имеет своей основой способ организации
общественного труда с частной собственности на средства производства и использования
наёмной рабочей силы.
На том, что
организация труда в самоуправляемых трудовых коллективах в современном виде ещё
не представляет собой коммунистический способ организации труда, но вместе с
этим принципы самоуправления содержат в себе элементы, с развитием которых
происходит обобществление труда, мы останавливались выше. Но не это
обстоятельство определило сложившееся положение в организации народных
предприятий в современной экономике. Дело в том, что сам процесс приватизации
государственной собственности на условиях деятельности народных предприятий, по
существу, в видоизменённой форме сохраняет государственную собственность на
средства производства. По этой причине в период массовой приватизации
государственной собственности акционерные общества работников не были допущены
к переделу собственности со стороны частного капитала. Частный капитал видел в
народных предприятиях своего конкурента. Федеральный закон "Об
особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
вступил в силу 1 октября 1998г.
С завершением
первоначального этапа приватизации ведущих отраслей народного хозяйства и
"закреплением достигнутых успехов" реальная угроза перераспределения
собственности со стороны народных предприятий устранилась. На первый взгляд в
секторе народного хозяйства, который не представляет особого интереса для
крупного капитала, появляется возможность организации народных предприятий. Но
здесь возникли препятствия иного рода, связанные с природой рыночной экономики.
Общие
экономические условия хозяйственной деятельности в настоящее время сложились таким
образом, что реальный, производительный сектор народного хозяйства оказался
опутанным сетью бесчисленных посредников. Прямые хозяйственные связи между
предприятиями при этом ликвидировались. Сложившаяся система посреднической
деятельности на каждом цикле движения продукции обеспечивала присвоение
посредниками определённой части прибавочной стоимости. Материально-техническое
снабжение, переработка и сбыт продукции оказались в собственности монополистов.
Дополнительно к этому, также в силу своего монопольного положения в экономике,
отдельные отрасли народного хозяйства, в частности, топливно-энергетический комплекс,
транспортная отрасль, устанавливают свои собственные нормы присвоения
прибавочной стоимости. И в систему посреднической деятельности включены органы
управления экономикой, учреждения финансового
обеспечения производственной деятельности. По существу реальный сектор народного хозяйства, там, где действительно
производятся материальные ценности, оказался парализованным удушающей системой
посреднической деятельности. Примером этому может служить сельскохозяйственное
производство.
Это положение
в современной экономике общеизвестно. Но изменить сложившееся положение можно
только с изменением курса проводимой в настоящее время экономической политики,
которая, в свою очередь, основывается на определенных отношениях собственности.
Очевидно, что левые силы в настоящее время не имеют возможностей изменения
курса проводимой экономической политики. Однако если отсутствуют возможности
изменения политики в целом, применительно к народному хозяйству, то это
обстоятельство не означает отсутствия возможности решения отдельных
экономических проблем, применительно к деятельности отдельных трудовых коллективов.
Для подтверждения сформулированного положения обратимся к опыту Омской партийной
организации КПРФ и воспользуемся статьёй Д.Гутенева,
опубликованной в газете "Правда" N56 от 22.05.03 под названием
"Великий почин XXI века. Коммунисты вновь создают колхозы".
Общее
состояние экономики в Омской области, по понятным причинам, мало чем отличается
от состояния народного хозяйства в целом. Вполне закономерно, что трудовые
коллективы, которые находятся в наиболее бедственном положении, изыскивают
возможности выхода из кризисного состояния. Инициатива налаживания производства
в двух практически разрушенных крестьянских хозяйствах привела к осознанию
трудовым коллективом необходимости восстановления коллективного производства. В
самом факте понимания необходимости восстановления коллективного хозяйства нет
ничего необычного. Действительно, как показывает опыт, коллективный труд
создаёт, по крайней мере, возможности в обеспечении минимальными материальными
благами членов коллектива. Вместе с этим, для организации коллективного труда
кроме препятствий объективного характера - в виде общих экономических условий -
имеются сложности местного значения, связанные с конкретными условиями
производственной деятельности. И, тем не менее, при наличии разнообразных
сложностей опыт организации коллективного труда состоялся. Состоялся по той причине,
что инициатива "снизу" была поддержана инициативой
"сверху", - Омской областной партийной организацией. Поддержана
организационно и материально. В сложении сил образовалось новое качество.
Однако
разового мероприятия, даже с вполне положительными результатами, недостаточно,
для того чтобы обеспечить развитие самоуправляемых трудовых коллективов. В
настоящее время имеются производственные коллективы, действующие на основе
положений о народных предприятиях. Например, на принципах самоуправления осуществляют
деятельность Кимровская фабрика им. Горького, МНТТК
"Микрохирургия глаза", сельскохозяйственное объединение Союз Собственников
совладельцев "Шукты" в Дагестане. Но опыт
отдельных трудовых коллективов не получает массового распространения. Для организации,
становления и дальнейшего развития самоуправляемых трудовых коллективов
необходимым условием является ликвидация паразитической сети посреднической
деятельности.
Понятно, что
ставить задачу ликвидации посреднической деятельности вообще в народном хозяйстве
нереально и поэтому решить эту задачу можно в рамках объединения
самоуправляемых трудовых коллективов. И вместе с этим, ясно, что в силу
разобщенности, трудовые коллективы создать объединения, которые исключает
посредническую деятельность, не имеют возможностей организационных и
материальных. По существу речь идёт о создании собственной системы управления
предприятиями, целью которой является превращение посреднической деятельности в производительную. Таким организующим центром
объединения самоуправляемых коллективов с выполнением производительных функций
управления могут реально выступить партийные организации социалистического
направления.
С этой точки
зрения опыт Омской партийной организации, при всём том, что внешне представляется
рядовым партийным мероприятием, на самом деле вносит принципиально новое в методы
партийной работы. Партийная организация выступила в роли организующего центра с
выполнением экономических функций в создании коллективных хозяйств. "Великий почин XXI века"
представляет собой практический пример партийной деятельности направленный на
восстановление прямых, непосредственных связей партийной организации и трудовых
коллективов. Вне сомнения, что опыт партийной организации найдёт своё
продолжение и развитие, при условии, что если за первым шагом последует
продолжение.
Идея
восстановления коллективных форм организации труда, реализованная в Омской
области, далеко не редкое явление и в настоящее время получает распространение.
В частности, эта тенденция выявлена на фактическом материале
сельскохозяйственного производства в Оренбургской области М.И.Гуровой и В.А.Гуровым и результаты исследований опубликованы в
"Экономической газете" N34 в 2003г. в статье "Возвращение в
колхозы". Но, как известно, для любого нового движения наиболее сложная
часть - стадия становления и для этого необходимы определённые материальные
условия. Cовременный аппарат управления экономикой имеет
организационные и материальные возможности для организации коллективного труда,
в частности, в сельскохозяйственном производстве. Однако
сложившаяся система управления, на самом деле ничего другого, кроме рыночных
принципов отношений и государственных методов хозяйствования предложить не
может.
Поскольку для
развития самоуправляемых трудовых коллективов в первую очередь становится
необходимость ликвидации механизма посредничества, преобразованием
посреднической деятельности в деятельность производительную, то рыночная
экономика и система управления экономикой на самом деле воспроизводят - и не
могут не воспроизводить - механизм посредничества. Бюрократический аппарат
управления экономикой, а инициатива восстановления коллективных хозяйств и
находится в руках административного аппарата, сам и является главным
посредником. Следовательно, в самом движении за создание самоуправляемых
трудовых коллективов существует объективная потребность исключения действующей
системы управления и применения новых приёмов и методов управления. Но при этом
необходимо исходить из положения, что новые приёмы и методы не основываются на
восстановлении ранее используемых и не являются продолжением существующих, а их
полным отрицанием. Кроме этого, с учётом технических сложностей применения
новых методов управления и объёма управленческой работы, очевидно, что
сформировать и обеспечить деятельность органов управления на общественных
началах невозможно. Для создания работоспособного органа предстоит пройти
длительный путь практической повседневной работы, с практическим выполнением
управленческих функций.
Но вернёмся к
тому, что любое политическое движение может состояться при наличии своей
собственной социальной базы. В этом отношении социальной базой левого движения
является наиболее обездоленная и угнетённая (и не только экономически) часть
современного общества. Вместе с этим, вне сомнения, что неорганизованная и
лишённая объединяющей идеи масса людей ещё не является социальной базой левого
движения, тем более она не может стать реальной общественной силой. Факт маргинализации отдельных социальных слоёв общества, включая
вполне обеспеченных материально, общеизвестен. Но, рассматривая необходимость
выдвижения объединяющей идеи для формирования социальной базы необходимо
признать следующее. Те лозунги, которые выдвигаются левыми силами, на самом
деле представляют собой лозунги двадцати или пятидесятилетней давности и
которые решали задачи прошлых этапов общественного развития. Эти лозунги в
настоящее время исчерпали свои возможности в решении общественных задач в целом
и в более конкретном применении - в объединении сторонников социальной
справедливости. То же самое необходимо иметь в виду, рассматривая “современные”
теории общественного устройства, например, концепцию рыночного ‘’социализма’’,
основанную на многоукладной экономике. Если первые выдвигают лозунги,
представляющие идеи дня вчерашнего, то последние – основываются на идеях дня
позавчерашнего, при всей внешней видимости новизны и учёта условий современного
общественного устройства.
В том, что
лозунги социальной справедливости утратили свою привлекательность в сознании
многих людей, вне сомнения, в первую очередь сказывается идеологическое влияние
прошлого застойного периода. И во вторую очередь - оказывает влияние буржуазная
пропаганда. В самом деле, правильные и верные лозунги выдвигаемые КПСС о
строительстве коммунизма не находили своей реализации в жизни и на самом деле
происходил процесс разрушения идеалов социализма и коммунизма в общественном
сознании. По существу, общество лишалось мировоззренческой основы. Одновременно
происходило отчуждение власти и общества. Но природа, как известно, в том числе
и общественная, не допускает пустоты и образовавшееся пустое идеологическое
пространство в соответствии с объективными закономерностями занимает любая
другая идеология.
Это
идеологическое наследие недавнего прошлого и отчуждение широких слоёв населения
и левыми силами сохраняется в настоящее время. И восстановить доверие к идеям
социальной справедливости можно не отвлечёнными лозунгами, а конкретной работой
и практическими результатами партиями левого направления с трудящимися массами,
с трудовыми коллективами. Следовательно, на современном этапе общественного
развития главной задачей левого движения становится необходимость
восстановления прямых, непосредственных связей партийных организаций с
трудовыми коллективами.
Важность
определения главной задачи современного левого движения можно показать на примере, если воспользоваться аналогами - понятиями
стратегия и тактика в военном деле - применительно к политической деятельности.
Известно, что при ведении боевых действий необходимым условием победы над
противником является превосходство в живой силе и технике. Но и при наличии
превосходящих сил необходима их максимальная концентрация на направлении
главного удара. Направление главного удара, в свою очередь, определяется
выявлением наиболее слабого и уязвимого участка фронта противника. При
игнорировании этого положения наступательные действия, даже при наличии
превосходящих сил, к победе не приведут. Но всё дело в том, что если обратиться
к расстановке политических сил в обществе, то нетрудно видеть, что левые силы
располагают не только превосходящими материальными возможностями, а имеют их на
порядок меньший в сравнении с противником. Политическая тактика, направленная
на создание широкой коалиции оппозиционных сил и ведение активной борьбы на
всех направлениях и участках фронта, имеет не более чем пропагандистский смысл
и в действительности приведёт только к ослаблению левого движения.
Следовательно, с учётом сложившегося положения тактика левого движения исходит
из необходимости прекращения целого ряда политических функций (при всей их
внешней видимости важности) и максимальной концентрации сил и средств на
направлениях главного удара. В то же время известно что, наиболее слабым и
уязвимым местом фронта противника является не информационная, идеологическая
или политическая деятельность, а экономика. Если задача современного левого движения состоит в
первую очередь в формировании собственной социальный базы и формирование
социальной базы можно произвести не отвлечёнными призывами, а практической
деятельностью, то экономический фронт борьбы становится наиболее важным и
перспективным направлением партийной деятельности.
То, что
сторонники социальной справедливости представляют большинство людей в современном
обществе и, соответственно, социальная база левого движения определяется
численностью в миллионы человек, можно видеть и без специальных исследований.
Поэтому вопрос о формировании социальной базы левого движения состоит, с одной
стороны, в необходимости объединения людей на экономической основе или в
объединении на основе организации самоуправляемых трудовых коллективов. С другой, - в соединении отдельных, разрозненных трудовых
коллективов в организацию, образованную на ассоциированных началах, с
формированием центрального координирующего органа. В этом смысле экономика представляет собой
основу для формирования социальной базы левого движения.
Очевидно, что
для организации и развития самоуправляемых трудовых коллективов необходима
собственная система управления или необходим постоянно действующий центральный
орган с выполнением функций управления. Но при этом, необходимо иметь в виду,
что для организации труда миллионов человек численность аппарата управления,
даже по самым минимальным нормативам, превысит десятки тысяч человек. Дело в
том, что новый способ организации труда создаёт свою систему управления и для
внутренних взаимоотношений действующий в настоящее время, или ранее
используемый, хозяйственный механизм неприемлем. Для того чтобы представить
масштабы практической работы в организации труда на новых принципах обратимся к
содержанию функций управления, вытекающих из нового способа организации
общественного труда.
В первую
очередь при рассмотрении содержания функций управления необходимо исходить из того
положения, что деятельность органов управления в новой системе хозяйствования
исключает применение административных методов управления. Соответственно,
органы управления по природе своей деятельности со своей стороны, для
управляемой сферы экономики ничего другого кроме информационного продукта
управленческого назначения предложить не могут. Но сам информационный продукт
вне возможностей его применения или использования никакой ценности не
представляет. Поскольку из многочисленных функций управления выше мы выделили
наиболее важную, в необходимости ликвидации посреднической деятельности, то,
очевидно, что для создания механизма обмена с выполнением производительной
деятельности, кроме всего прочего, необходимы материальные средства. Без
финансового сопровождения выполнение функций управления теряет всякий смысл. В
тоже время, задача устранения посреднической деятельности в новом экономическом
образовании не единственная и выполнение разнообразных функций управления в
большей или меньшей степени связано с наличием финансовых средств. Но при этом,
необходимо учитывать, что в основной массе предприятия производственной сферы
экономики обескровлены действующей банковской системой, отсутствием собственных
оборотных средств. Таким образом, для
выполнения функций управления возникает необходимость создания собственной
системы кредитно-финансового обеспечения производственной деятельности, и сама
система финансового обеспечения становится одной из наиболее важных функций
управленческой деятельности.
Что касается
финансового обеспечения производственной деятельности в настоящее время, в
частности, в возможности получения оборотных средств производственными
предприятиями, то здесь определяющим является закономерности рыночной
экономики. В целом финансовое обеспечение, денежный оборот оторван от
потребностей производства, преследует собственные цели и представляет собой
систему финансового мошенничества, взаимных неплатежей с использованием
различных суррогатов денежных средств в виде акций,
облигаций, всевозможных расписок, векселей и т.д. Причина этому лежит на
поверхности и состоит в том, что деньги как средство обмена рыночная экономика
превращает в товар и капитал. И в тоже время, при определении роли средств
обмена в общественном производстве, необходимо исходить из того положения что
…
капиталистическое отношение ... вытекает не из природы денег, а напротив, лишь
существования этого отношения может превратить простую функцию денег в функцию
капитала.
К. Маркс. Капитал. Том второй. Книга II. Глава первая. СС, т. 24 с. 39
Рассматривая
функции денег в новой системе хозяйствования, можно для выявления их особенностей
обратится к опыту социалистического строительства.
Здесь нетрудно видеть, что финансовые средства выполняли подчинённую роль, как
функции обмена, накопления, регулирования денежного обращения. Однако при всех
положительных сторонах использования финансовых ресурсов, тем не менее, их роль
в общественном производстве состояла в обеспечении движения и возрастания
стоимости. Деньги и их совокупность в виде финансовых средств содержали в себе
в скрытой форме отношения товарного способа производства.
Следовательно,
в новой системе хозяйствования задача в отношении денег состоит не в отмене
денег вообще, а в восстановлении простых функций - средств обмена. С этой точки
зрения, с восстановлением функций денег в соответствии их целью использования в
производственном процессе, денежные ресурсы ничем не отличаются от ресурсов
производственного назначения, например, вещественного, энергетического или
информационного содержания. Но, при этом, особенность финансовых ресурсов
состоит в том, что финансовые ресурсы не расходуются при их использовании.
Понятно, что также как и любой производственный ресурс, финансовый ресурс имеет
свою специфическую технологию производства и использования, но затраты на
производство и использование составляют незначительную часть, в сравнении с
затратами на производство и использование производственных ресурсов в
общепринятом понимании. И вместе с этим, общее в финансовых и производственных
ресурсах, в политэкономическом смысле, находится в том, что в произведённом или
созданном ресурсе содержится цель и назначение, которые реализуется в процессе
его использования. С определением цели и назначения создания финансового
ресурса и использованием его в соответствии с целью и назначения - деньги
приобретают свои изначальные функции или восстанавливается роль средств обмена.
В развитии этого положения, с применением денег, с учётом конкретной потребительной
ситуации пользователя денежных средств, и с определением величины образованной
полезности их использования - деньги приобретают политэкономические свойства
продукта. При этом
деньги теряют особенность всеобщей обмениваемости.
Но исключение всеобщей обмениваемости, не исключает возможность конкретной
обмениваемости; в каждом конкретном случае в процессе
использования денег образуется величина полезности, которая служит мерой установления
производственных отношений собственника и пользователя финансовых средств.
Для выяснения
механизма превращения финансовых средств в “простую
функцию денег” или средство
обмена в новой системе хозяйствования, обратимся к практическому примеру, к
транспортному обеспечению производственной деятельности, которое имеет общее с
финансовым обеспечением в том, что предметная продукция, в общепринятом
понимании, в транспортном процессе не создаётся.
В технологическом
отношении транспортное обеспечение производственного процесса состоит в
физическом перемещении продукции и, тем самым, происходит соединение отдельных
производительных элементов в систему общественного производства. В
экономическом рассмотрении - транспортное обслуживание выражается объёмом
выполненной транспортной работы в денежном исчислении. На определённый
промежуток времени грузоотправитель становится пользователем транспортных
средств и с завершением технологического цикла транспортное средство
возвращается владельцу.
Но кроме
технологической и экономической стороны в рассматриваемом цикле производственного
процесса осуществляется функциональная роль транспортного обслуживания. С точки
зрения грузоотправителя, на самом деле принятый способ перемещения грузов не
представляет какого либо интереса. Интерес заключается в необходимости
выполнения функции перемещения продукции и в затратах, связанных с оплатой за
выполненную транспортную работу. В зависимости от того, принята ли
экономическая оценка выполненного технологического цикла производственного
процесса в объёме выполненной транспортной работы или в соответствии с произведенной
функцией – в этих подходах находится политэкономическая основа образования
товара или продукта.
Аналогичным образом,
действует механизм превращения финансовых средств в товар
или в продукт. В первом случае, происходит плата за пользование денежными
средствами, в соответствии с процентом, установленным банковским учреждением, и
независимо от результатов использования денежных средств. Во втором, - в
зависимости от выполнения функций денежным ресурсом или образованной
потребительной стоимостью - осуществляется распределение полученного результата
совместной деятельности.
Изложенное, представляет только общую схему, принципы
отношений органов управления с управляемыми предприятиями в части финансового
обеспечения производственной деятельности. Ясно, что эти принципы отношений
представляют собой общие положения и, следовательно, общие положения
конкретизируются и распространяются на всю систему взаимоотношений экономического
образования, приобретают разнообразные формы в зависимости от вида и формы производимой
продукции. В этом смысле, имеется в виду приведённое выше положение в том, что
действующий в настоящее время и ранее используемый хозяйственные механизмы
неприемлемы для деятельности самоуправляемых трудовых коллективов с
рассматриваемых позиций.
На первый
взгляд формирование новой системы хозяйствования возможно при изменении политэкономических
основ общественного производства в целом. Однако на самом деле новую систему
хозяйствования можно осуществить на практике в отдельных экономических
образованиях. Что касается создания отдельных экономических образований или
островков нового общественного строя в современном обществе, то здесь, в первую
очередь, скажется отсутствие материальных возможностей. Однако если обратиться
к практике, в частности, к зарубежному опыту, то нетрудно видеть, что в
условиях капитализма имеются реальные возможности создания объединений самоуправляемых
трудовых коллективов. Например, на протяжении длительного времени в Испании
успешно функционирует Мондрагоновская система
кооперативов с объёмом производства сопоставимым с валовым внутренним
продуктом. Объединение включает предприятия промышленности и сельского
хозяйства, переработки продукции и строительства, торговли и общественного
питания. Располагает собственной банковской системой, имеет печатный орган и
центры по подготовке и переподготовке специалистов. И это при всём том, что
теоретическая основа организации труда в системе кооперативов, по существу,
представляет собой идеи анархо-синдикализма.
На самом
деле, в организации новой системы хозяйствования, в создании островков нового
общественного строя, отсутствие материальных возможностей является не самым
главным. Вопрос заключается в необходимости определения главной задачи
современного левого движения и если главная задача представляется в
формировании социальной базы движения, то сложности и трудности, в том числе
материальные и финансовые, преодолимы.
Практическая
сторона в организации самоуправляемых трудовых коллективов и в их объединении
состоит в необходимости создания центров организации и объединения. Но здесь
нет какой-либо необходимости в формировании новых органов управления. Дело в
том, что районные, городские и областные комитеты партий социалистического
направления и являются по существу центрами организации и объединения
самоуправляемых трудовых коллективов. Организация борьбы трудящихся за свои
трудовые права вытекает из программных целей партий левого направления. То, что
формы организации борьбы трудящихся могут меняться в зависимости от конкретной
политической ситуации - это положение общеизвестно.
И никаких
формальных ограничений в действующем законодательстве для учреждения "коммерческой"
организации под названием, например, Ассоциация народных предприятий, не существует.
Действующее законодательство запрещает партийную деятельность
(коммунистического направления) непосредственно на предприятиях, организациях и
учреждениях, но не существует ограничений для физических лиц, в данном случае
для членов партийных комитетов, в образовании юридического лица с выполнением
"коммерческой" деятельности.
Точка зрения,
на необходимость кардинального изменения методов политической деятельности
партий и движений социалистической ориентации направленную на непосредственную
работу с трудовыми коллективами, вне сомнения, вызовет критику со стороны людей
мыслящих категориями мировой революции и для которых теория научного коммунизма
сводится к учению о диктатуре пролетариата. До некоторой степени эта критика
имеет под собой основание. Действительно, с перемещением центра тяжести
партийной работы в экономическую и практически хозяйственную деятельность,
политические лозунги снимаются с повестки или становятся второстепенными.
Партийные комитеты преобразовываются в "Акционерные общества открытого типа’’.
Однако, на самом деле, именно отсутствие материальных возможностей становится
препятствием для ведения активной политической деятельности. Левые силы в
настоящее время фактически ограничиваются заявлениями о поддержке борьбы
трудящихся за свои права. Недостаточно заявить о поддержке, например, трудовых
коллективов Выборгского целлюлозно-бумажного комбината или Александровского
радиозавода. Необходима материальная, финансовая и юридическая помощь. Но этими
возможностями в настоящее время партии социалистического направления не
располагают.
И, наконец,
последнее - относительно финансового обеспечения партийных комитетов с выполнением
новой роли центров объединения и координации деятельности самоуправляемых трудовых
коллективов.
Ясно, что
здесь вновь созданным органам, или точнее - действующим партийным комитетам с
выполнением новых функций, - необходимо пройти "процесс первоначального
накопления капитала". Но из этой необходимости вытекает только то, что
"экспроприацию экспроприаторов" в части финансового капитала, по
крайней мере, в объёме, обеспечивающего собственную деятельность, предстоит
произвести "цивилизованным" образом, по всем правилам рыночной
экономики. И эту ‘’экспроприацию’’ можно произвести в процессе кропотливой
работы с изучением всех тонкостей финансовой и банковской деятельности и
участием в этой деятельности. Что касается кадрового обеспечения деятельности в
"экспроприации экспроприаторов", то здесь необходимо учитывать
следующее. В настоящее время в силу сложившихся обстоятельств, десятки, если не
сотни тысяч организаторов производства и специалистов, экономистов и учёных,
вынуждены, вопреки своим собственным убеждениям, находиться в унизительном
положении - состоять на службе у капитала. Но выполнять одну и ту же работу в интересах капитала и в соответствии со своими
убеждениями - это далеко не то же самое. Новые методы партийной работы, которые
основываются на необходимости преобразования партийных организаций в центры
объединения трудовых коллективов, раскрывают перспективы трудовой деятельности
не только для людей занятых в производственной сфере экономики, но и для людей
интеллектуального труда. С
этой точки зрения экономика становится основой политической деятельности и на
экономической основе появляется возможность формирования социальной базы левого
движения. В практическом
решении экономических проблем можно образовать “действительно
широкую и действительно достойную арену борьбы за социализм”.
К ВОПРОСУ
О ПАРТИЙНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ