КАК НАМ
РЕОРГАНИЗОВАТЬ РАБКРИН
(ПРЕДЛОЖЕНИЕ XII СЪЕЗДУ ПАРТИИ) 216
Несомненно, что Рабкрин
представляет для нас громадную трудность и что трудность эта до сих пор не решена.
Я думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или надобность
Рабкрина, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос о нашем
госаппарате и его улучшении представляется очень трудным, далеко не решенным и
в то же время чрезвычайно насущным вопросом.
Наш госаппарат, за
исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток
старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным
изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях
является самым типичным старым из нашего старого госаппарата. И вот, чтобы
поискать способ действительно обновить его, надо обратиться, мне кажется, за
опытом к нашей гражданской войне.
Как мы действовали в более
опасные моменты гражданской войны?
Мы сосредоточивали лучшие
наши партийные силы в Красной Армии; мы прибегали к мобилизации лучших из наших
рабочих; мы обращались за поисками новых сил туда, где лежит наиболее глубокий
корень нашей диктатуры.
В этом же направлении нам
следует, по моему убеждению, искать источник реорганизации Рабкрина. Я
предлагаю нашему XII партийному съезду принять следующий план такой
реорганизации, основанный на своеобразном расширении нашей ЦКК.
Пленум ЦК нашей партии уже
обнаружил свое стремление развиться в своего рода высшую партийную конференцию.
Он собирается в среднем не чаще раза в два месяца, а текущую работу от имени
ЦК, ведет как известно, наше Политбюро, наше Оргбюро, наш Секретариат и т.д. Я
думаю, что нам следует докончить тот путь, на который мы таким образом
вступили, и окончательно превратить пленумы ЦК в высшие партийные конференции,
собираемые раз в два месяца при участии ЦКК. А эту ЦКК соединить на указанных
ниже условиях с основной частью реорганизованного Рабкрина.
Я предлагаю съезду выбрать
75-100 (цифры все, конечно, примерные) новых членов ЦКК из рабочих и крестьян.
Выбираемые должны подвергнуться такой же проверке по части партийной, как и
обыкновенные члены ЦК, ибо выбираемые должны будут пользоваться всеми правами
членов ЦК.
С другой стороны, Рабкрин
должен быть сведен к 300-400 служащих, особо проверенных по части
добросовестности и по части знания нашего госаппарата, а также выдержавших
особое испытание относительно знакомства их с основами научной организации
труда вообще и, в частности, труда управленческого, канцелярского и т. д.
По моему мнению, такое
соединение Рабкрина с ЦКК принесет пользу обоим этим учреждениям. С одной
стороны, Рабкрин получит таким путем столь высокий авторитет, что станет, по
меньшей мере, не хуже нашего НКИД. С другой стороны, наш ЦК совместно с ЦКК
выйдет окончательно на ту дорогу превращения в высшую партийную конференцию, на
которую он, в сущности, уже встал и по которой ему следует дойти до конца для
правильного, в двояком отношении, выполнения своих задач: в отношении
планомерности, целесообразности, систематичности его организации и
работы и в отношении связи с действительно широкими массами через посредство
лучших из наших рабочих и крестьян.
Я предвижу одно возражение,
исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат
старым, т. е. от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до
невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остается и
посейчас (кстати сказать, мы теперь получили довольно редкий в истории случай устанавливать
сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений, и мы ясно
видим теперь, что можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо
большие сроки).
Возражение это состоит в
том, что будто бы из предлагаемого мной преобразования получится один хаос.
Члены ЦКК будут слоняться по всем учреждениям, не зная, куда, зачем и к кому им
обратиться, внося повсюду дезорганизацию, отрывая служащих от их текущей
работы, и т. д. и т. п.
Я думаю, что злостный
источник этого возражения так очевиден, что на него не требуется даже и ответа.
Само собой разумеется, что со стороны президиума ЦКК и со стороны наркома
Рабкрина и его коллегии (а также в соответствующих случаях и со стороны нашего
Секретариата ЦК) потребуется не один год упорной работы над тем, чтобы
правильным образом организовать свой наркомат и его работу совместно с ЦКК.
Нарком Рабкрина может, по моему мнению, остаться наркомом (и должен им
остаться), как и вся коллегия, сохраняя за собой руководство работой всей
Рабоче-крестьянской инспекции и в том числе всеми членами ЦКК, которые будут
считаться "откомандированными" в его распоряжение. 300-400 служащих
Рабкрина, которые остаются, по моему плану, будут, с одной стороны, исполнять
чисто секретарские обязанности при других членах Рабкрина и при добавочных
членах ЦКК, а с другой стороны - должны быть высоко квалифицированы, особо
проверены, особо надежны, с высоким жалованьем, вполне избавляющим их от
нынешнего, поистине несчастного (чтобы не сказать хуже), положения чиновника
Рабкрина.
Я уверен, что понижение
числа служащих до указанной мной цифры улучшит во много раз и качество
работников Рабкрина, и качество всей работы, дав в то же время возможность
наркому и членам коллегии сосредоточиться всецело на организации работы и на
том систематическом, неуклонном повышении ее качества, которое представляет для
рабоче-крестьянской власти и для нашего советского строя такую безусловную
необходимость.
С другой стороны, я думаю
также, что наркому Рабкрина придется поработать над, частью, слиянием, частью,
координированием тех высших институтов по организации труда (Центральный
институт труда, Институт научной организации труда и т. д.), которых у нас
теперь имеется в республике не менее 12. Чрезмерное однообразие и вытекающее
отсюда стремление к слиянию будут вредны. Наоборот, тут надо найти разумную и
целесообразную середину между слиянием всех этих учреждений воедино и
правильным разграничением их при условии известной самостоятельности каждого из
этих учреждений.
Нет сомнения, что от такого
преобразования выиграет не менее, чем Рабкрин, и наш собственный ЦК, выиграет
он и в смысле связи с массами и в смысле регулярности и солидности его работы.
Тогда можно будет (и должно) завести более строгий и ответственный порядок
подготовки заседаний Политбюро, на которых должно присутствовать определенное
число членов ЦКК - определенное либо известным периодом времени, либо известным
планом организации.
Нарком Рабкрина совместно с
президиумом ЦКК должен будет устанавливать распределение работы ее членов с
точки зрения обязанности их присутствовать на Политбюро и проверять все
документы, которые так или иначе идут на его рассмотрение, либо с точки зрения
обязанности их уделять свое рабочее время теоретической подготовке, изучению
научной организации труда, либо с точки зрения их обязанности практически
участвовать в контроле и улучшении нашего госаппарата, начиная с высших
государственных учреждений и кончая низшими местными и т. д.
Я думаю также, что помимо
той политической выгоды, что члены ЦК и члены ЦКК при такой реформе будут во
много раз лучше осведомлены, лучше подготовлены к заседаниям Политбюро (все
бумаги, относящиеся к этим заседаниям, должны быть получены всеми членами ЦК и
ЦКК не позже, как за сутки до заседания Политбюро, за исключением случаев, не
терпящих безусловно никакого отлагательства, каковые случаи требуют особого
порядка для ознакомления членов ЦК и ЦКК и порядка решения их), к числу
выигрышей придется также отнести и то, что в нашем ЦК уменьшится влияние чисто
личных и случайных обстоятельств и тем самым понизится опасность раскола.
Наш ЦК сложился в группу
строго централизованную и высоко авторитетную, но работа этой группы не
поставлена в условия, соответствующие его авторитету. Этому помочь должна
предлагаемая мною реформа, и члены ЦКК, обязанные присутствовать в известном
числе на каждом заседании Политбюро, должны составить сплоченную группу,
которая, "не взирая на лица", должна будет следить за тем, чтобы
ничей авторитет, ни генсека, ни кого-либо из других членов ЦК, не мог помешать
им сделать запрос, проверить документы и вообще добиться безусловной
осведомленности и строжайшей правильности дел.
Конечно, в нашей Советской
республике социальный строй основан на сотрудничестве двух классов: рабочих и
крестьян, к которому теперь допущены на известных условиях и
"нэпманы", т. е. буржуазия. Если возникнут серьезные классовые
разногласия между этими классами, тогда раскол будет неизбежен, но в нашем
социальном строе не заложены с необходимостью основания неизбежности такого
раскола, и главная задача нашего ЦК и ЦКК, как и нашей партии в целом, состоит
в том, чтобы внимательно следить за обстоятельствами, из которых может вытечь
раскол, и предупреждать их, ибо в последнем счете судьба нашей республики будет
зависеть от того, пойдет ли крестьянская масса с рабочим классом, сохраняя
верность союзу с ним, или она даст "нэпманам", т. е. новой буржуазии,
разъединить себя с рабочими, расколоть себя с ними. Чем яснее мы будем видеть
перед собою этот двоякий исход, чем яснее будут понимать его все наши рабочие и
крестьяне, тем больше шансов на то, что нам удастся избегнуть раскола, который
был бы губителен для Советской республики.
23 января 1923 года.
"Правда", № 16, 25 января
Печатается по записи секретаря (машинописный
экземпляр),
сверенной с текстом газеты.
216 Статья "Как нам
реорганизовать Рабкрин" непосредственно связана с ленинским
"Письмом к съезду" и развивает его идеи. В. И. Ленин приступил к
работе над статьей в начале января 1923 года; он продиктовал план статьи, а
затем, 9 и 13 января - первый вариант статьи под названием "Что нам делать
с Рабкрином?" (см. настоящий том, стр. 442-450). 19, 20, 22 и 23 января Ленин продиктовал второй, окончательный
вариант статьи, которую он назвал "Как нам реорганизовать Рабкрин
(Предложение XII съезду партии)". Прямым продолжением и развитием статьи
"Как нам реорганизовать Рабкрин" явилась статья Ленина
"Лучше меньше, да лучше".
Исходя из
указаний Ленина, Центральный
Комитет РКП(б) разработал тезисы о реорганизации и улучшении работы центральных
учреждений партии. Пленум ЦК, состоявшийся 21-24 февраля, утвердил, с рядом
поправок, тезисы и принял решение поставить организационный вопрос особым
пунктом порядка дня предстоящего XII съезда партии. Тезисами предусматривалось
увеличение числа членов ЦК с 27 человек, избранных на XI съезде РКП(б), до 40.
Вводилось присутствие членов Президиума ЦКК па пленумах ЦК и присутствие трех
постоянных представителей ЦКК из состава Президиума последней на заседаниях
Политбюро. Указывалось, что на обсуждение пленумов ЦК должны ставиться все
коренные вопросы. Политбюро должно представлять каждому пленуму ЦК отчет о
своей деятельности за истекший период.
Февральский
пленум ЦК РКП(б) признал необходимым расширение состава Центральной Контрольной
Комиссии и установление тесной организационной связи между руководящими
органами государственного и партийного контроля. К XII съезду РКП(б) был
разработан проект резолюции съезда о реорганизации Рабкрина и ЦКК.
Против
ленинского плана укрепления Центрального Комитета выступил Троцкий. Он
заявил, что расширение состава ЦК якобы лишит его "необходимой
oформленности и устойчивости", "грозит нанести чрезвычайный ущерб
точности и правильности работ Цека". Более того, Троцкий предложил
создать, в противовес Центральному Комитету, Совет партии из членов и
кандидатов в члены ЦК, членов ЦКК и двух-трех десятков представителей от
областей и мест, который бы также выбирался съездом партии, давал директивы ЦК
и проверял его работу. Центральный Комитет решительно отверг возражения
Троцкого против расширения состава ЦК, его идею создания в партии, по сути
дела, "двоецентрия", в корне противоречащую ленинским нормам
партийной жизни.
XII съезд партии принял разработанные Центральным Комитетом
резолюцию по организационному вопросу и резолюцию "О задачах РКИ и
ЦКК". В соответствии с предложениями В.И. Ленина съезд расширил состав ЦК
и ЦКК и создал объединенный орган ЦКК - РКИ. – 383.