КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 

 

Александр Александрович Фетисов родился 27 августа 1912 г. в поселке Фошня Орловской губернии, в семье сельского фельдшера Александра Захаровича Фетисова. С началом военных действий на Германском фронте отец был призван в армию, и мать-солдатка Анастасия Макаровна, уборщица местной больницы, одна воспитывала двух сыновей. В 1918году отец вернулся с военной службы и перевез семью в свое родное село Гасама Орловской губернии Брянского уезда, так как начался голод. Сам он устроился фельдшером на станции Сельцо и приезжал домой по воскресеньям на велосипеде. Семья кормилась крестьянским трудом, дети собирали в лесу грибы и ягоды, рыбу в речке ловили решетом. Школа была закрыта и братья-погодки учились у местной учительницы.

 

В 1922 году мать перевезла детей в Бежецк и устроила их в школу, в пятый класс, обязав старшего — Валериана, присматривать за младшим — Александром, заводилой в детских шалостях и драках. Окончив девятилетку в пятнадцать лет, Александр пошел работать на железную дорогу — забивал костыли, а осенью 1927г. поступил в Брянский индустриальный техникум. Учебу совмещал с работой на стройке десятником; по окончании техникума работал в Мурманске и на военных стройках Белорусского военного округа. Поступив в 1934г. на второй курс строительного факультета Новочеркасского индустриального института, он в 1935 году, в середине учебного года переводится в Ленинградский институт инженеров водного транспорта на третий курс эксплуатационного факультета, в короткий срок, сдав экзамены по шести, не изучаемых прежде, предметам. Его сокурсник, Д.Н.Шустров,  впоследствии кандидат наук, сослуживец Александра Александровича по ЦНИИЭВТу, рассказывал, что их, студентов, поразило именно это, что новичок за две недели подготовки так блестяще освоил курс шести дисциплин: «Пятерки мало, — говорили преподаватели, — а других отметок нет». Потом они уже не удивлялись, ни тому, что Фетисов, почти не посещая лекций (он работал без отрыва от учебы диспетчером, а потом и старшим диспетчером Балтийского морского пароходства), сдает все экзамены на отлично, ни тому, что сажает в лужу маститых профессоров, доказывая у доски несостоятельность выводимых ими формул: «потому и сползают ваши причалы в моря...», и тут же выводил свои, более совершенные формулы. Дипломную работу он выполнял без руководителя, так как выделенный ему руководитель не сумел оказаться на уровне выполняемой Фетисовым работы. Уже сейчас Фетисов определился как лидер, но годы покажут, что не всегда и всеми признаваемый.

 

По окончании института в 1938г. он едет на Дальний Восток, где работает в должности
главного диспетчера Дальневосточного морского пароходства, начальником вспомогательных судов и гаваней Тихоокеанского управления военно-морского флота, замначальника тыла этого Управления. Ему присвоено звание инженер-капитана II ранга военно-морских сил. В годы войны Фетисов участвовал в осуществлении десантных операций на Южный Сахалин и Курильские острова, за что награжден орденом Отечественной войны и медалями. Опыт работы на Дальнем Востоке в морском пароходстве и в Тихоокеанском флоте привел Фетисова к необходимости коренной перестройки управления и структур высших эшелонов власти. Он написал по этим вопросам научную работу с практическими предложениями и представил эти предложения в ЦК КПСС, Совмин и Министерство морского флота. Но работа долитого понимания не нашла.

Демобилизовавшись и переехав в Москву (1954г.), Фетисов занимается научной работой
сначала в Институте комплексных транспортных проблем, а затем в Центральном НИИ экономики водного транспорта. Но круг рассматриваемых им проблем выходит далеко за пределы транспорта. Александр Александрович приходит к выводу, что традиционные, формальные методы научного исследования не могут дать сегодняшней практике ничего, так как сложились на объектах мертвой природы и неорганизованных совокупностей, в то время как центр человеческой практики уже давно переместился на целостные и живые объекты — системы, требующие совершенно новых, не формальных, а содержательно-сущностных
методов исследования.
Напрасно прорывался он на доступные трибуны — публичные защиты диссертаций, в основном, чтобы привлечь внимание ученых к чреватому большой бедой разрыву между наукой и практикой: корифеи его не услышали. Но по их настоянию Фетисов был изолирован в спецзаведение в Ленинграде. (1958 г.)

 

Однако и причисленный к лику сумасшедших, Фетисов оружия не сложил. За годы работы в ЦНИИЭВТе он пишет несколько работ, одна из которых "Применение теории систем к вопросам организации речного транспорта была опубликована в 1966 г. в количестве 100 экземпляров. В этой работе на анализе реального производственного объекта — речного пароходства — дает ответ на самый злободневнейший вопрос: как в условиях нашего общества обеспечить наивысшую производительность систем, понимая под системой предприятие, отрасль, экономику или страну. Он раскрывает главное в системах — обмен. В зависимости от характера обмена (как внутри системы, так и вовне), Фетисов классифицирует
протекающие в системах процессы, деля их на восходящие: Расширение, Рост, Развитие, и нисходящие: Разбухание, Расползание и Распад. Являясь членом секции теории организации в составе научного совета по кибернетике при Президиуме АН СССР, он не раз обращался к академику А. И. Бергу, предлагая создать в составе секции ячейки по разработке теории организации, крайне необходимой для научной организации народного хозяйства, дабы' обуздать намечающийся уже тогда Распад.

 

Не найдя в лице науки даже намека на понимание, не обнаружив интереса со стороны партийных и советских органов, и отчетливо видя, что катастрофа грядет (сегодня все мы тому очевидцы), Фетисов в 1968 году предпринимает дерзкий шаг — вызывает огонь на себя, чтобы привлечь внимание к поднятым им вопросам власть предержащих. Но предержащие Фетисова не поняли. Не захотели понять. Он был изолирован в спецзаведение под Казанью, откуда вернулся разрушенным.

 

10 апреля 1991 года Александра Александровича Фетисова не стало.

 



Сайт управляется системой uCoz