I. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

 

 

 

По поводу новой науки «Социология»

(«Правда» от 15 июля 1966 г., статья «Социология и жизнь общества»)

 

 

Авторам рассматриваемой нами статьи хорошо известно, что Социология, как наука, у нас в стране никем никогда не признавалась. Долгое время она относилась к числу тех псевдонаук, которые в антагонистическом обществе призваны выполнять реакционную роль - защищать интересы эксплуататорских классов. Лет 20 назад упоминание об этой, с позволения сказать, науке могло вызывать лишь брезгливую улыбку; появление статей в печати под названием «Социология и жизнь общества» в то время было невозможно. Но вот теперь, спустя 20 лет, случилось непредвиденное, и мы узнаем, что есть такая наука «Социология», призванная сыграть положительную роль в деле строительства коммунизма. Произошло незаметное становление и неприметное вхождение в жизнь общества новой науки. Для большинства советских людей столь странное появление новой науки кажется непонятным и у многих оно вызывает тревожное недоумение.

 

Кибернетика - тоже реакционная наука, и объявилась она тоже внезапно, однако проникновение ее в жизнь общества произошло шумно и скандально - и этого оказалось достаточно, чтобы за нею было признано право называться наукой. Серьезного марксистского обсуждения кибернетики, конечно, не было, но это теперь никому не кажется странным; кибернетика признана и она «существует», а вот «социология» все еще вызывает недоумение - существует ли она, хотя бы в головах отдельных людей? Конечно, у людей молодых, сознательная жизнь которых началась лишь после войны и которые не по своей вине ничему еще не успели научиться, столь решительный поворот в сторону социологии не может вызывать недоумения. Детям, как известно, можно внушить все, что угодно (если потребуется, им снова можно доказать, будто Земля не шар, а плоская лепешка и вращается она не вокруг Солнца, а Солнце вращается вокруг Земли), но как быть тем, кто кое-чему научился у жизни, кто не растерял еще памяти, кто помнит историю и в частности те высказывания Маркса, Энгельса и Ленина, сделанные ими по поводу социологии?

 

Мы не хотим быть людьми, которые могут помнить только старое и не могут или не хотят учиться новому, напротив, мы стремимся смотреть вперед, поэтому мы спрашиваем академика А.Румянцева, члена-корреспондента Т.Тимофеева и доктора Г.Осипова, ставим перед ними вопрос просто:

 

1) где бы можно было обстоятельно познакомиться с новой наукой социологией и

2) у кого можно было бы поучиться этой новой разрекламированной науке?

 

Авторам статьи надо отдать должное - в формулировках они проявляют максимальную осторожность: на первый взгляд кажется, будто они вовсе и не озабочены социологией, будто хлопочут не столь о создании самой науки, сколько о беспристрастном исследовании «социологических» проблем, но, повторяем, все это ими делается для людей, не успевших еще ничему научиться и которые, следовательно, не могут правильно думать о последствиях - к чему ведет их предложение о создании новой науки социологии?

 

Они предлагают создать еще одну науку, 521-ю по счету, и полагают, что благодаря этому дело изменится к лучшему. А не ошибаются ли они? Более того, они уже создали, как это видно из текста упомянутой статьи, научный совет по проблемам конкретных социологических исследований, (а); создали советскую социологическую ассоциацию (б); отделы, лаборатории и сектора при многих академических, исследовательских и учебных институтах  страны, (в); создали общественные институты социологических исследований при более чем сорока городских, областных и краевых партийных организациях (г); созывают симпозиумы и всесоюзные конференции социологов (д); и, наконец, развернули некоторую исследовательскую работу по некоторым социологическим темам в городах: Москве, Ленинграде, Новосибирске, Горьком, Свердловске, Уфе, Перми, в республиках - Эстонии, Литве, Узбекистане, в краях - Красноярском и Краснодарском.

 

Слов нет, проделана большая работа, подняты на ноги немалые массы людей, но указана ли цель - куда идти этим массам? Бесспорно, взбудоражено людей немало, но где находится та благородная цель, и какова она; эта цель, к которой зовутся массы? Подумали ли авторы над всем этим прежде, чем ставить вопрос о социологии? Они зовут к «социологическим» исследованиям, но почему вдруг «социологическим», если В.И.Ленин имел в виду «социальные» исследования («одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований»), а не социологические.

 

В чем здесь разница, и почему мы не можем поверить ни в серьезность намерений, ни в благородство целей. Да только потому, что в любом деле, а тем более в большом и благородном, прежде чем поднимать людей, сначала требуется хотя бы немного поработать над выяснением целей - куда звать и куда идти массам. Прежде, чем сказать слово «социология», сначала требовалось, хотя  немного подумать о тех краеугольных камнях, которые будут заложены в фундамент ноной науки. Прежде, чем отказаться от «социальных» исследований, которыми заняты существующие и ныне признанные науки, например, политическая экономия, надо было сказать о причинах, почему необходимо переходить к социологическим исследованиям, почему старые науки не могут справляться с этими исследованиями, почему надо создать новую общественную науку под названием «социология». Всего этого в рассматриваемой статье не сделано, не показано и не доказано.

 

В чем главный смысл статьи «Социология и жизнь общества»? Если вдуматься - один единственный: создать новую науку «Социологию», а чем она будет заниматься, каков ее предмет, каковы будут результаты - это не столь важно. Важно, чтобы сейчас ее признали, признали право на существование, а затем, как говорится, покажут сами дела. Дел много, и об этом не стоит беспокоиться. Таков главный смысл и такова «логика» статьи.

 

На академика А.Румянцева, члена-корреспондента Т.Тимофеева и философа Г.Осипова действует дурной пример некоторых учёных-естественников, которые в своей области в последнее время напекли новых наук, как блинов на масленицу. Тот факт, что на Западе новые науки растут, как грибы в темном лесу, вполне объясним. Там, как известно, в науке все еще действуют темные принципы частного предпринимательства, чересполосицы, конкуренции, наживы, ажиотажа и обыкновенного разбоя - все это известно, но нельзя же согласиться, чтобы и наша советская наука целиком становилась на этот путь «развития» или слишком долго задерживалась бы на столь скользком пути. Надо, как говорится, и честь знать пошутили, поиграли, а теперь надо приниматься за серьезные дела. Сейчас для нашей науки настала горячая пора: надо от чересполосицы, частного предпринимательства, конкуренции и ажиотажа переходить к объединению этой последней не обобществленной еще сферы человеческой деятельности.

 

Обобществление науки, - такова задача исторического момента, а это отнюдь не то, что предлагают авторы статьи - не разъединение общественной науки и не отрезание от неё новых полос и лоскутов под названием «социология». Пусть на нас не обижаются авторы упомянутой статьи, но цели их не благородны: мы вынуждены сказать, что в основе их побуждений находятся обыкновенные частные интересы частичного (нецелостного) человека. Или, быть может, мы все же ошибаемся, и в основе их побуждений находятся далеко идущие цели, о которых они сейчас не решаются, открыто говорить и писать? С этим можно было бы согласиться, если бы из их высказываний было хотя бы немного видно, что в исходный пункт социологических исследований ими берется тема: как обобществить последнюю не обобществленную сферу человеческой деятельности - НАУКУ?

 

Мы просмотрели тщательным образом, изучили вдоль и поперек статью «Социология и жизнь общества», а также и другие высказывания авторов, но подобного намерения у авторов не обнаружили. Вопрос обобществления науки ими не ставится. Но если бы этот вопрос явился предметом пристального внимания социологии, в таком случае следовало бы поддержать академика А.Румянцева, члена-корреспондента Т.Тимофеева и философа Г.Осипова.

К великому сожалению, вопрос обобществления науки осознанно никем еще не ставится. Полтора года назад некто Ф.Бурлацкий предложил создать «Политическую науку» (см. «Правду», январь 1965 г., статья «Политика и жизнь») - это было прогрессивное предложение, потому что в основе его теплилась мысль объединить ныне разрозненные политические науки на базе единой категории «политика». Однако предложение Ф.Бурлацким было сделано без должного понимания и в результате было отвергнуто: вопрос о «политике» спокойненько был замят на общем собрании «Советской ассоциации политических наук» (см. «Вопросы философии» № 10, 1965 г).

 

Предложение же о создании социологии было принято. В чем здесь разница: почему «Политика» молчаливо отвергается, а «Социология» молчаливо признается? факт сей интересен сам по себе, а еще более интересен тем, что выяснение ею могло бы пролить свет на многие забавные стороны современной науки и в частности - каким образом возникают новые разделы знаний в науке? Оказывается, все зависит от ясности, а вернее, от неясности предмета исследования.

 

Если предмет не ясен, - новые «науки» создаются беспрепятственно и многие этому аплодируют: создаются институты, отпускаются средства и т.д. и т.п.

 

Если же предмет более или менее определился и нуждается в безотлагательных исследованиях - в таких случаях от него отворачиваются и все делается для того, чтобы затормозить возникновение новой отрасли знания.

 

Казалось бы, что по существующим законам все должно было обстоять наоборот: есть предмет - есть наука, нет предмета - не должно быть науки, - таково, по меньшей мере, правило, которое признается в теории и признается всеми крупными авторитетами в науке. Однако практика совсем иная. Предмет «социологии» не определился, и поэтому против создания этой науки никто не стал спорить; для «Политической науки» предмет исследования давно выкристаллизовался яснее ясного, предмет (политика) ждет, не дождется обстоятельнейших и всесторонних исследований, и поэтому политическая наука еще не создана. Почему так получается?

 

Только слепцы или люди, преднамеренно не желающие ничего видеть, могут еще самообманываться насчет причин; получается не так, как следует, только потому, что всему мешает частник, окопавшийся в науке; все это его штучки и причуды. Частник, в силу его ограниченного мировоззрения и в силу далеко неблагородных интересов не дает (не позволяет) развивать науку, а без науки, как известно, в наше время не может развиваться общество. Вот, собственно, вся причина, и не надо в этом вопросе искать каких-то других, более сложных причин.

 

Все объясняется чрезвычайно просто, пока не будет ликвидирован частник в науке, до того момента наука не сможет двигаться вперед, наше общественное производство будет топтаться на месте, а само общество и его отдельные индивиды будут с каждым днём все быстрее разлагаться, невзирая на все благие потуги и благородные намерения благородных людей. Расположение, распад, гниение - процесс неизбежный в условиях застоя науки, и если говорить правду до конца, процесс сей в нашей стране уже начат, и с каждым днем все убыстряется.

 

Только люди, окончательно растерявшие разум, могут еще самообманываться, и утверждать, будто дела наши хороши. Вернее и честнее было бы сказать - они плохи, очень плохи, за что ни возьмись и куда, ни приткнись. Далее они окажутся еще плоше и с каждым днем будут ухудшаться, если, наконец, мы не опомнимся и не возьмемся за разум. Кстати, разум - единственное средство, которое может оказать нам неоценимую услугу.

 

Призывать частника к разуму - дело ненадежное, но в данном случае мы ничем не рискуем: поймут - хорошо, не поймут - еще лучше, по крайней мере, будет видно, кто на что способен. Поэтому мы доктора философии Г.Осипова, академика А.Румянцева и члена-корреспондента Т.Тимофеева призываем к разуму - определить сначала предмет социологии, а затем уже браться с полным знанием дела за создание новой науки. Мы глубоко убеждены, если указанные товарищи серьезно поработают над определением предмета социологии, то легко может оказаться, никакой повой науки создавать им не придется: напротив, потребуется слияние, объединение всех ныне существующих, ныне здравствующих и ныне разрозненных как общественных, так и естественных наук воедино, в одну неразрывную науку. Только тогда, быть может, указанным товарищам до конца станет понятным истинный смысл высказываний Маркса, Энгельса и Ленина относительно единой науки при коммунизме.

 

 

На первую страницу

 

 

Сайт управляется системой uCoz