О КООПЕРАЦИИ

 

 

 

 

Форум КПРФ

Сообщение 2 октября 07 г.

 

 

 

 

На вопрос «Что такое социализм?» можно получить различные ответы. Для этого достаточно ознакомиться с сообщениями на Форуме. Например, В.Белл представляет социализм как общественный строй, в котором определяющую роль в общественном производстве выполняет интеллигенция. 

 

 

 

Классы выделяются по роли и месту в общественном производстве.

 

Роль и место интеллигенции в общественном производстве, я указал - СОЗДАНИЕ РАЗВИТИЯ.

 

По этой роли и месту в общественном производстве, она и выделяется.

 

 

В. Белл. Сообщ. 21 сент. 07 г.

 

 

 

Для Хендара движущей силой строительства социализма является рабочий класс.

 

 

 

Главное требование Маркса - захват всех средств производства от имени общества пролетариатом, добившимся безраздельного политического господства.

 

 Ф.Энгельс. Предисловие к первому изданию книги «К жилищному вопросу».

СС, т. 21, с. 336

Хендар. Цитата из статьи «Собственность рабочего класса

 

 

 

Очевидно, что здесь представлены взаимоисключающие точки зрения на социализм. Как известно способ общественного производства, прежде всего, характеризуется движущей классовой силой, и принципиальное значение для социализма и коммунизма имеет - является ли движущей силой общества рабочий класс или интеллигенция. Что касается различных подходов в принятых исходных позициях, то, как говорят в таких случаях, каждая точка зрения имеет право на существование.

 

Но возникает вопрос, если на форуме КПРФ имеет право на существование точка зрения Хендара, В.Белла (можно добавить и многих других), то по каким причинам на Форуме исключается рассмотрение позиции В.И.Ленина относительно понятия социализм и способ перехода к новому общественному строю.

 

 

 

 

... строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма.

 

В.И.Ленин. О кооперации. СС Том 45, с. 369

 

 

 

В работе «О кооперации» В.И.Ленин социализм рассматривает как способ организации общественного труда, который достигается посредством кооперации. Кооперация не представляет собой рядовое  хозяйственное мероприятие, а кооперативный способ организации труда вносит принципиальные изменения в производственные отношения, и по мере развития новых производственных отношений образуется общественная собственность на средства производства. Для того чтобы перейти к социализму В.И.Ленин сформулировал следующее.

 

 

 

... заставить всех поголовно участвовать и участвовать не пассивно, а активно в кооперативных операциях. Собственно говоря, нам осталось «только» одно: сделать наше население настолько «цивилизованным», чтобы оно поняло все выгоды от поголовного участия в кооперации и наладило это участие  «Только» это. Никакие другие премудрости нам не нужны теперь для того, чтобы перейти к социализму.

 

Там же.

 

 

 Нетрудно видеть, что  позиция В.Белла и Хендара относительно понимания социализма не имеет ничего общего с точкой зрения В.И.Ленина о социализме и способе перехода к социализму.

 

Разве в приведенной работе, В.И.Ленин утверждает, что определяющей силой перехода к социализму является класс интеллигенции? Или, может быть, из работы «О кооперации» вытекает, что рабочий класс является классовой силой, которая  способна осуществить переход к социализму, и для перехода к социализму необходимо установить контроль со стороны рабочего класса над непролетарской частью населения?

 

Что касается созидания и развития общества,  которые являются основой представлений о социализме В.Белла, то без изменения способа организации общественного труда интеллигенция, владеющая современными научными знаниями, может обеспечить только экономический рост. Но чем экономический рост отличается от экономического развития, В.Белл не знает. Поэтому повторяет измышления малограмотных чиновников от марксизма о том, что наука обеспечивает рост производительных сил и рост производительных сил направлен на созидание и развитие. Созидание и развитие, по мнению В.Белла, и есть социализм. На самом деле рост производительных сил может содержать в себе созидание в политэкономическом смысле, но только в ограниченных пределах. С исчерпанием потенциала экономического роста общественное производство переходит в застойное состояние и начинается разложение общественного организма. (См. Сообщ. Количественный рост и качественное развитие. Кроме этого применение современных научных знаний в системе управления общественным производством (с целью созидания и развития) может воспроизвести только товарные (капиталистические) производственные отношения.

 

То же самое можно сказать о рабочем контроле в общественном производстве, сторонником которого является Хендар. В.И.Ленин пишет о классовой победе пролетариата над буржуазией, как о состоявшемся факте решения важной, но, тем не мене, очередной задачи социалистической революции. Следовательно, с решением очередной задачи возникает необходимость постановки новой задачи, которая определяется конечной целью общественного переустройства. Методы, используемые при решении задач социалистической революции в дооктябрьский период и в период ликвидации эксплуататорских классов, неприемлемы в процессе непосредственного строительства социализма.

 

Способ перехода к социализму состоит не в том, чтобы определить в качестве движущей силы интеллигенцию. И не в том, чтобы принять движущей силой рабочий класс. И в первом и во втором случае исходная позиция сохраняет классовое деление общества. В.И.Ленин задачу непосредственного строительства социализма определяет в уничтожении общественных классов и новая движущая сила, способная ликвидировать классовое деление общества, образуется в кооперативном движении. По этой причине  В.И.Ленин «строй цивилизованных кооператоров» называет социализмом.

 

Способ перехода к социализму по мысли В.И.Ленина состоит в том, чтобы «заставить всех поголовно участвовать» в кооперативном движении. Само поголовное участие в кооперативном движении основано на материальных интересах людей. Материальные интересы, в свою очередь, реализуются в производственном обмене продуктами деятельности в форме купли-продажи. Но не любой обмен и купля-продажа создают новые производственные отношения. Условие установления социалистических производственных отношений связано с применением производственных отношений, исключающих образование товара и стоимости в политэкономическом рассмотрении, с  «умением быть толковым и грамотным торгашом».

 

 

 

... умением быть толковым и грамотным торгашом, которое вполне достаточно для хорошего кооператора. Под умением быть торгашом я понимаю уменье быть культурным торгашом. Это пусть намотают себе на ус русские люди или просто крестьяне, которые думают: раз он торгует, значит, умеет быть торгашом. Это совсем неверно. Он торгует, но от этого до умения быть культурным торгашом ещё очень далеко. Он торгует сейчас по-азиатски, а для того, чтобы уметь быть торгашом, надо торговать по-европейски. От этого его отделяет целая эпоха».

 

Там же

 

 

 

Задача политической экономии социализма состоит в том, чтобы раскрыть содержание понятия способа цивилизованной торговли, в определении содержания социалистических производственных отношений, которые осуществляются в форме купли-продажи. Однако на всём протяжении опыта строительства социализма в общественном производстве осуществлялась торговля по-азиатски. К цивилизованным способам торговли мы не пришли. Кооперация всего населения произведена не была. Что касается крестьянства, то в сельскохозяйственном производстве была произведена коллективизация или осуществлён способ организации труда на основе государственной собственности на средства производства с применением наёмного труда. Результат «азиатского» способа общественного производства мы видим в современной действительности. И в то же время было бы большой ошибкой, если не сказать большего, считать, что «цивилизованные» страны Запада вели или ведут торговлю цивилизованным способом.

 

***

 

 

В сообщении 30 сентября Экономист изложил своё отношение к Ленинскому плану построения социализма.

 

 

 

Что касается Ильича, то большего наказания за извращение марксизма, чем удостоился он сам, трудно придумать.

Опыт СССР, 70 лет шедшего по указанному им пути, показал, как НЕ НАДО идти к социализму. По такому пути можно попасть только в государственный империализм со всеми вытекающими печальными последствиями для общества.

Неуклонно сокращающаяся численность российского населения - лучшее доказательство ЛОЖНОСТИ ленинских представлений о социализме, четко изложенное им в "Очередных задачах Советской власти.

 

Экономист. Сообщ. 30 сент. 07 г.

 

 

 

Экономист в Сообщении привёл «научное» «доказательство ЛОЖНОСТИ ленинских представлений о социализме». «Марксист» Хендар выступил с «критикой» «научных» обоснований ложности ленинских представлений о социализме. Однако надо отдать должное Экономисту в том, что последний открытым текстом, не скрывая, заявляет о своей антиленинской позиции. Но дело в том, что правоверный марксист на самом деле относительно способа перехода к социализму не только не имеет никакого отношения к Ленинскому плану построения социализма, но и также занимает антиленинскую позицию. Понятно, что в многочисленных сообщениях Экономиста мы не обнаружим обращений к работам последних лет В.И.Ленина. Но и в сообщениях Хендара на Форуме и в статьях на сайте при самом внимательном прочтении работ мы не обнаружим попыток осмыслить идеи, изложенные в политическом завещании В.И.Ленина. А ведь работы последних лет представляют собой вклад в развитие теории научного коммунизма, которая обобщает предшествующую практику и определяет новые задачи Социалистической революции.

 

 

 

Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тождественен (с указанным выше «небольшим» исключением) с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм.

 

Там же

 

 

 

Спрашивается, в чём состоит коренная перемена всей точки зрения на социализм? Следующий вопрос. Если простой рост кооперации тождественен с ростом социализма, то, какое отношение имеет рабочий контроль к кооперативному способу организации общественного труда? Или может быть интеллигенция является носителем знаний о кооперативном способе организации труда?

 

***

 

Когда мы рассматриваем процессы общественного развития, то необходимо иметь в виду, что принцип и характер общественных преобразований определяет господствующий класс. Основными классами капиталистического общества, как известно, является капиталисты и рабочий класс. Движущей силой развития капитализма с одной стороны являются отношения между классом капиталистов и рабочим классом. С другой - внутриклассовые отношения собственников средств производства, которые создают конкуренцию между товаропроизводителями. Сама движущая сила выражается в производительной силе и для капитализма движущая сила представляет собой производительную силу производства. Основное противоречие, как источник капиталистического развития, образуется в отношениях производительных сил производства или в отношениях товаропроизводителей.

 

Но нужно быть наивным человеком и считать, что коммунистическое производство не нуждается в противоречиях. В противоречиях не нуждается только развитый «социализм», который, как известно, ударными темпами создавал материально-техническую базу «коммунизма». Но противоречия товарного (капиталистического) и нетоварного (социалистического) производства далеко не одно и то же. И дело здесь в том, что в социалистическом производстве в производственные отношения вступает новая производительная сила. Новая производительная сила сохраняет конкуренцию, но антагонистические противоречия (противоположность материальных интересов) превращает в противоречия диалектические.

 

Нужно быть вдвойне наивным человеком и считать, что рабочий класс может установить новые социалистические производственные отношения и дать простор для развития новой производительной силы. Рабочий класс как продукт капитализма может только сохранить товарные производственные отношения и воспроизвести производительную силу капиталистического производства без класса капиталистов. У рабочего класса нет исторического опыта и соответствующих знаний для установления нетоварных отношений. Нет соответствующего опыта и знаний у интеллигенции.

 

 Кооперативный способ организации труда исторически сложился с применением нетоварных производственных отношений. В этом рассмотрении кооперация теоретически и практически содержит в себе всё необходимое для формирования нетоварных производственных отношений и образований производительной силы, отвечающей природе социалистического производства. Кроме этого кооперативный способ организации общественного труда исключает применение наёмного труда. Производственные отношения, основанные на исключении применения наёмного труда с введением в  действие новой производительной силы, образуют общественную собственность на средства производства.

 

***

 

Выше изложены только лишь исходные положения Ленинского плана построения социализма. Центральная идея плана построения социализма основывается на том, переход к социализму можно осуществить на основе новой движущей силы общественных преобразований. Классовый подход Ленинского плана построения социализма состоит не в том, что  устанавливается господство одного класса в обществе, например, рабочего класса или класса интеллигенции, а направлен на ликвидацию всяких классов.

 

Можно понимать применение классового подхода в строительстве социализма с определением решающей роли рабочего класса в общественном производстве. Можно принять, что определяющую роль в переходе к социализму выполняет интеллигенция. Но и первом и во втором случае путь к освоению теории научного коммунизма закрыт. Классовый подход, применительно решению задач непосредственного строительства социализма, состоит не в постоянном повторении о существования классов капиталистов, рабочих или интеллигенции или в выявлении  противоречий между классами. Классовые противоречия будут существовать до пор, пока существуют классы. Классовый подход состоит в необходимости практического применения способа ликвидации общественных классов. Способ ликвидации общественных классов изложен в работах последних лет В.И.Ленина. Другого решения классовой проблемы мы не имеем.

 

Известно, что научные проблемы решаются в научных дискуссиях. Но существуют научные дискуссии, которые не только не решают научные проблемы, но и окончательно их запутывают. Всё зависит от исходных позиций. Если исходная позиция состоит в том, что определяющую роль в строительстве социализма выполняет рабочий класс, то спор с оппонентом, исходная позиция которого состоит в том, что определяющую роль в строительстве социализма выполняет интеллигенция, приведёт только к словесной перепалке и ругани. И разъяснять как первой, так и второй стороне идеи, изложенные в Ленинском плане построения социализма, дело пустое и бесполезное.

 

Дискуссии могут принести положительные плоды, если произвести разделение участников дискуссий по основополагающему принципу в понимании теории научного социализма. К основополагающему  принципу необходимо отнести классовый подход применительно к  этапу непосредственного строительства социализма. Для выявления отношения к классовому подходу считаю необходимым участникам дискуссии ответить на следующие вопросы.

 

 

1. Считаете ли Вы, что Ленинский план построения социализма является вкладом в развитие теории научного коммунизма и по этой причине необходимо на Форуме КПРФ создать группу, с целью освоения кооперативного способа перехода к социализму.

 

2. Считаете ли Вы, что Ленинский план построения социализма представляет собой хозяйственное мероприятие, реализован на практике в процессе  опыта строительства социализма и нет необходимости в изучении последних работ В.И.Ленина  на Форуме КПРФ.

 

3. Считаете ли Вы, что рабочий класс является основной классовой силой в построении социализма и необходимо сохранить диктатуру пролетариата до полной победы коммунизма.

 

4. Считаете ли Вы, что интеллигенция  является основной классовой силой в построении социализма и условием построение социализма является рост интеллектуальных средств производства.

 

 

Известно высказывание В.И.Ленина в том, что для того чтобы объединиться, необходимо предварительно размежеваться. Применительно к настоящей дискуссии говорить об объединении участников в освоении теории научного коммунизма преждевременно. Можно только выполнить первое условие сформулированного положения. Но размежевание между участниками дискуссии многое принесёт в изучении теории. Во всяком случае, для тех, кто принимает Ленинский план построения социализма не на словах, а на деле появляется возможность не отвлекаться на второстепенные и незначительные вопросы, и сосредоточить внимание, провести обсуждение положений плана построения социализма в изложении В.И.Ленина. Отправным пунктом в освоении идей ленинского плана построения социализма необходимо принять следующее положение.

 

 

 

... мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм.

 

 

 

М.Богданов

 

На главную страницу

 

 

Сайт управляется системой uCoz