О реакционном направлении в рабочем движении
ИМПУЛЬС 2007
Сообщение 24 ноября
Коммунистическое движение, как известно, содержит в
себе две стороны. Первая ведёт
политическую деятельность. Вторая – осуществляет теоретическое
обеспечение политической деятельности.
Понятно, что без теоретического обеспечения практическая деятельность может
завести только в тупик коммунистическое движение.
На рассылке ИМПУЛЬСа поставлена задача о необходимости
выработки исходных положений теории научного коммунизма. На основе развития
исходных положений можно создать теорию
научного коммунизма. Очевидно, что задача состоит не выработке завершённой и
законченной теории коммунизма, а в разработке теории, на основе которого можно
вести активную политическую деятельность
применительно к современным историческим условиям. По мере решения задач
строительства коммунизма, практика
поставит новые вопросы, требующие своего решения, и, тем самым, произойдёт
развитие теории.
Но при разработке исходных положений теории научного
коммунизма необходимо чётко различать политические документы и научные
документы. К первым относятся Программы, Заявления, Резолюции и различного рода
политическая литература. В научных
документах разрабатывается теория, и
выводы из теории применяются в политических документах. Если для разработки теории приняты ложные исходные
положения, то политическое движение ни к
чему положительному не приведёт.
Что касается разработки теории, то здесь необходимо
отказаться от политических лозунгов и пользоваться только методологией научного
исследования. Методология научного исследования включает в себя наиболее важные
понятия, категории и основные экономические законы. Известно, что политика есть
концентрированное выражение экономики.
В то же время
необходимо иметь в виду, что метод исследования неотделим от предмета
исследования. Соответственно имеются различия в методе исследования
капиталистического производства и коммунистического производства.
Обратимся к «Экономическим рукописям» К.Маркса о
применении материалистической диалектики в научных исследованиях.
Когда мы с
точки зрения политической экономии рассматриваем какую-нибудь данную страну, то
мы начинаем с ее населения, его разделения на классы, распределения населения
между городом, деревней и морскими промыслами, между различными отраслями
производства, с вывоза и ввоза, годового производства и потребления, товарных
цен и т.д.
Однако при
ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. Население — это абстракция,
если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы
опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся,
например наемного труда, капитала и т.д. Эти последние предполагают обмен,
разделение труда, цены и т.д. Капитал, например, — ничто без наемного труда,
без стоимости, денег, цены и т.д. Таким образом, если бы я начал с населения,
то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более
детальных определений я аналитически подходил бы к всё более простым понятиям;
от конкретного данного в представлении, к все более и более тощим абстракциям,
пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный
путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к
хаотическому представлению о целом, а как к некоторой богатой совокупности
многочисленных отношений и определений.
К. Маркс. Экономические
рукописи
1857-18599 годов. Часть первая. Метод политической экономии. СС, т. 46, с.
Из
приведенной цитаты следуют простые выводы. Если мы ставим задачу уничтожение
капитализма, то, прежде всего, необходимо выявить основной закон
капиталистического производства, в котором концентрируется «богатая совокупность многочисленных
отношений и определений». С ликвидацией материальных условий действия
основного закона капиталистического производства можно уничтожить капиталистическое производство.
К.Маркс
на основе простейших понятий и тощих абстракций определил основные понятия и
категории капиталистического производства и сформулировал основной закон капиталистического производства. К
числу основных понятий и категорий теории капиталистического производства
относятся: абстрактный труд, стоимость, прибавочная стоимость, капитал, товар,
цена, прибыль, наёмный труд. Основной закон капиталистического производства –
закон стоимости - определён как обмен в общественном производстве равными
стоимостями. И в то же время необходимо иметь в виду, что закон стоимости
действует только в условиях господства абстрактного труда в общественном
производстве.
Следовательно, задача
уничтожения капиталистического производства состоит не вообще в борьбе с капитализмом, а, поскольку
действие основного закона капиталистического производства обеспечивается
господством абстрактного труда в общественном производстве, то задача
уничтожения капитализма сводится к устранению применения абстрактного труда в
общественном производстве. С устранение господства абстрактного труда
одновременно ликвидируется стоимость и прибавочная стоимость.
Но
по мере устранения капиталистического производства для
дальнейшего движения общества необходимо устанавливать коммунистические
производственные отношения. Здесь также необходимо обратиться к системе научных
знаний. К.Маркс определил основные понятия и категории теории коммунистического
производства и сформулировал основной закон коммунистического производства.
Основными понятиями и категориями теории коммунистического производства
являются: потребительная стоимость (полезность), конкретный труд, продукт, добавочный продукт и экономическая оценка продукта труда,
освобождённый труд. Основным экономическим законом становится закон
потребительной стоимости или обмен равными полезностями в общественном
производстве.
В
то же время, понятия и категории системы научных знаний вытекают из анализа
обменных процессов в общественном производстве или из анализа производственных
отношений. Поэтому понятия, категории и основной закон коммунистического
производства необходимо рассматривать в системе коммунистических
производственных отношений.
Производственные отношения (вместе с
производительными силами) являются первичными в способе общественного
производства.
Материалистическое
понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу
всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе
распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или
сословия, определяется тем, что и
как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом,
конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо
искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и
справедливости, а в изменениях
способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи.
Ф.Энгельс.
Развитие социализма от утопии к науке. СС, Т. 19
Гражданин
Чижиков в сообщении 23 ноября приводит
цитату из работы К.Маркса «К критике политической экономии».
В общественном
производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли,
не зависящие отношения - производственные, которые соответствуют определенной
ступени развития их материальных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет
экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышаются
юридическая и политическая надстройки и которому соответствуют определенные
формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни
обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Не
сознание определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их
сознание.
К. Маркс и
Ф. Энгельс, соч., 2 изд., т. 13, стр. 6-7
В то же время Инициативной группой по созданию
оргкомитета политической партии
разработано Обращение «К рабочему классу России», в котором принимал
участие А.В.Чижиков, и в котором, в частности, изложено следующее.
Все граждане России (прошлые и нынешнее
поколения) участвовали и участвуют в создании национального богатства страны.
Поэтому в основе ОПС лежит общенародное национальное богатство, которое в
натурально-вещественной форме (кроме личного имущества населения) неделимо и
принадлежит всем без исключения гражданам России, а в стоимостной форме (в
текущих ценах) - делится и принадлежит каждому гражданину в равной мере,
что и фиксируется на персональных банковских счетах. Национальное богатство в
стоимостной форме отражается на личных счетах граждан двояко: номинально,
исходя из оценочной стоимости всего национального богатства, и реально,
исходя из денежной наличности в обращении и суммы безналичных платежей. Таким
образом, национальное богатство, являясь совместной неделимой общенародной
собственностью, является, в то же время, собственностью каждого гражданина
России. Это общественно персонализированная собственность. Реальная сумма на счетах граждан является, с
одной стороны, ссудным капиталом, который предоставляем мы, его собственники, в
бессрочную ссуду государству (обществу) за определённое вознаграждение в виде
процента, а с другой стороны – первоначальным (стартовым) капиталом для личного
участия в общем производстве. В то же время эта реальная сумма представляет
собой, с одной стороны, неизымаемый первоначальный (стартовый) капитал
для личного участия в общественном производстве и жилищном строительстве, с
другой – накапливаемую доходную часть, которой каждый гражданин пользуется
произвольно по своему усмотрению.
Партия
Рабочего Класса России – Новые Коммунисты.
ПРКР-НК
Спрашивается, для чего А.В.Чижиков привели цитату из
работы К.Маркса, и какое отношение имеет Программа Партия Рабочего Класса России к марксизму?
Прежде всего, обратим внимание на то, что «новые
коммунисты» сохраняют товарный характер
общественного производства в новом общественном строе. «Национальное богатство, которое в натурально-вещественной
форме (кроме личного имущества населения) неделимо и принадлежит всем без
исключения гражданам России, а в стоимостной форме (в текущих ценах) -
делится и принадлежит каждому гражданину в равной мере, что и
фиксируется на персональных банковских счетах». С сохранением товарного
характера производства закономерно в общественном производстве воспроизводится
основной закон капиталистического производства – закон стоимости. Что касается
объективного закона коммунистического производства, то об этом в Обращении ни
слова, ни полслова.
Дети, как известно, не знают объективные законы
природы, но в процессе познания
окружающего мира на основе практического опыта
познают проявление отдельных закономерностей объективных законов
природы. Например, в играх при строительстве домиков из мокрого песка дети
познают, что высокие домики не выдерживают нагрузки и разрушаются. Поэтому на
основе собственного опыта подбирают размеры домиков.
И в то же время дети с точки зрения познания
объективных законов природы находятся на более высокой ступени развития по
сравнению с членами оргкомитета по созданию ПРКР-НК. Для членов оргкомитета
объективные законы общественного развития вообще не существуют, например, для
будущего общественного устройства принимается ошибочное и нелепое положение о
сохранении стоимости.
Не
может быть ничего ошибочнее и нелепее, нежели на основе меновой стоимости и
денег предполагать контроль объединенных индивидов над их совокупным
производством.
К.Маркс. Экономические рукописи 1857-1859 годов. СС, т. 46, ч. II, с. 101
Кроме этого «новые коммунисты» выступают с заявлением
о необходимости уничтожения наёмного
труда, и в то же время отвергают, что
способ организации общественного труда при сохранении стоимости может быть
основан только на наёмном труде.
Пожелание, чтобы, например, меновая
стоимость из формы товара и денег не развивалась в форму капитала или чтобы
труд, производящий меновую стоимость, не развился в наемный труд, столь же
благонамеренно, сколь и глупо.
К.Маркс. Экономические рукописи 1857-1859 годов. СС, Т. 46, ч. II, с. 149
Далее. Классиками определён принцип распределения
материальных благ при социализме «От каждого по способности. Каждому по
труду». Но у инициативной группы своя точка зрения о распределении
материальных благ при социализме. «Национальное
богатство, … неделимо и принадлежит всем без исключения гражданам России,
а в стоимостной форме (в текущих ценах) - делится и принадлежит каждому
гражданину в равной мере, что и фиксируется на персональных банковских
счетах».
Спрашивается, на основе каких «теоретических»
«исследований» «новые коммунисты» выступили против марксистского положения о
распределении материальных благ при социализме по труду? Или, может быть,
последние считают, что трудом работников созданы природные богатства и поэтому «в равной мере» «фиксируется
на персональных банковских счетах» работников. Или новые коммунисты
считают, что в «интересы революционно мыслящего
пролетариата» необходимо всё отнять и поделить, даже то, что является
достоянием общества.
То, что предлагают «новые коммунисты» называется
шапкозакидательством и для них основоположники научного коммунизма на самом
деле являются всего лишь бесплатным рекламным приложением.
Ф.Энгельс ясно изложил, что способ преобразования
общественного производства находится «в изменениях способа
производства и обмена». Для того чтобы изменить способ производства и
обмена необходимо обратиться к содержанию производственного процесса коммунистического
производства в составе: производство, обмен, потребление и распределение. Но
что могут сказать «новые коммунисты» относительно содержания производственного
процесса коммунистического производства? Ничего
кроме постоянного повторения митинговых лозунгов столетней давности.
Примером этому является следующий призыв.
Надо-то и было:
основываясь на научном марксизме, выстроить в определённом порядке актуальные,
сохраняющие объективность теоретические приоритеты (и всех имеющихся), с учётом
тех, что имеются в творчески развивающейся науке о социализме (на основе опыта
СССР), позволяющие через анализ причин распада СССР, делать важнейшие для
революционно мыслящего пролетариата, выводы и выстраивать на их основе
авангардную идеологию рабочего класса России, нуждающегося в объединении и организации, в создании Единой
пролетарской (марксистской) политической силе.
А.В.Чижиков.
14 ноября 2009. 12:49
Вне сомнения, отечественный опыт строительства
социализма необходимо изучать или, вернее, необходимо изучать ошибки опыта
строительства социализма. Но здесь менее всего необходимо обращаться к
различного рода выдумкам, и
рассматривать опыт строительства социализма с позиции теории научного
коммунизма.
К.Маркс относительно первоначального этапа коммунистических
преобразований в «Критике Готской программы» изложил следующее.
Мы имеем дело не с таким
коммунистическим обществом, которое развилось на собственной основе, а,
напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического
общества, и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и
умственном, сохраняет родимые пятна старого общества, из недр которого оно
вышло. Соответственно
этому каждый отдельный производитель получает обратно от общества за вычетами
ровно столько, сколько сам даёт ему. ... То же самое количество труда, которое
он дал в одной форме, он получает обратно в другой форме.
Здесь, очевидно, господствует тот же
принцип, который регулирует обмен товаров, поскольку последний есть обмен
равных стоимостей.
К.Маркс.
Критика Готской программы
Что касается «родимых пятен старого общества», то
здесь при всём том, что на первоначальном этапе коммунистических преобразований
ликвидируется частная собственность на средства производства и это является
прогрессом, К.Маркс высказался вполне определённо.
Несмотря на этот прогресс, это равное
право в одном отношении всё ещё ограниченно буржуазными рамками. Право
производителей пропорционально доставляемому ими труду; равенство
состоит в том, измерение производится равной мерой - трудом.
Там же
Разве в процессе опыта строительства социализма
ставилась задача ликвидации обмена труда на труд? Напротив. Не только не ставилась
эта задача, но и «родимые пятна старого общества» ударными темпами развивались.
В конечном итоге мы потеряли завоевания Социалистической революции и имеем
современную действительность.
А что предлагают «новые коммунисты» относительно ликвидации «родимых
пятен старого общества»? «Новые коммунисты» не только ничего не предлагают для
ликвидации «родимых пятен старого общества», но и даже не понимают
сформулированную К.Марксом проблему. Непонимание базового положения теории
научного коммунизма привело к тому, что «новые коммунисты, в качестве
экономической основы коммунизма приняли «родимые пятна старого общества». Поэтому вполне закономерно применение
Программы ПРКР – НК для строительства коммунизма на практике приведёт только к
ошибкам, допущенным в процессе опыта строительства социализма.
В последнем сообщении 24 ноября «новый коммунист»
Чижиков в очередной раз показал пример извращения положений теории научного
коммунизма. Здесь, как говорят в таких случаях, - «Смотрит в книгу, …».
Где, в каких произведениях классиков «новый коммунист» обнаружил, что в соответствии с теорией научного коммунизма
прибавочную стоимость необходимо передать трудящимся? Во всех произведениях
классиков утверждается прямо противоположное. Начало строительства социализма
начинается не с передачи прибавочной стоимости кому-либо, а с её
уничтожения. То, что не смогли сделать
Денники, Врангель, Колчак, Антанта, Гитлер, Черчилль и Трумэн с первым в мире
государством рабочих и крестьян успешно выполнила стоимость вместе с
прибавочной стоимостью.
Реакция на Диалектику социалистического
присвоения....
Вот реальный, практический пример действия
нашей группы: выпуск материалов творчески развивающие научные положения
марксизма для внедрения НОВОГО ЗНАНИЯ В РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОЛЕТАРИАТА
ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
ДИАЛЕКТИКА
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО
ПРИСВОЕНИЯ
Итак, капиталистический закон производства
и присвоения прибавочной стоимости говорит, что прибавочную стоимость производят
наёмные работники, а присваивают её работодатели - собственники средств
производства. Суть марксизма заключается в том, что прибавочная стоимость
должна, и неизбежно будет, принадлежать именно тем, кто её производит, -
трудящимся. Это подтвердил Энгельс в работах "Справедливая заработная
плата за справедливый рабочий день".
"Рабочий класс остаётся тем, чем он был и
чем не боялись назвать его наши предки чартисты, - классом наёмных рабов. Таков
ли должен быть конечный итог всех этих усилий, самопожертвования и страданий?
Это ли должно навсегда остаться высшей целью рабочих? Или же рабочий класс
должен, наконец, попытаться вырваться из этого порочного круга и найти выход в
движении, направленном к УНИЧТОЖЕНИЮ САМОЙ СИСТЕМЫ НАЁМНОГО ТРУДА?" (прописными
- выделено Энгельсом) (К. Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, т. 18, стр. 255-265)
А.В.Чижиков
24 ноября
2009. 22:17
Известно, что В.И.Ленин в начале XX века боролся с реакционным направлением в рабочем движении,
которое по имени руководителя движения получило название махаевщина.
Особенность движения состояла в том, что лидер движения Махаев открыто,
выступал против применения марксистской теории в рабочем движении. Современные
махаевцы, к числу которых относятся
члены Инициативной группой по созданию оргкомитета политической партии,
«поумнели». «Новые коммунисты» открыто не выступают против марксизма и даже
заявляют о том, что ПРКР является марксистской партией. Но это обычный приём
демагогов. На самом деле современные махаевцы категорически отвергают положения
теории научного коммунизма в изложении классиков, и за громкими политическими
лозунгами распространяют мелкобуржуазную теорию народного капитализма в левом
движении. Идеологию ПРКР – НК необходимо
признать как реакционное направление в рабочем движении.
М.Богданов
Михаил Григорьевич! Сожалею, что
Вы, обладая потенциалом (я открыто об это писал), не смогли побороть в себе
стремление быть единственным, кто понимает марксизм и не стали следовать духу
марксизма: солидарность, объединение, организованность, обеспечение борьбы
пролетариата на научной основе! Время
всё дальше и дальше отдаляет нас друг от друга! В определённом смысле это
противоестественно, хотя и содержит указания на то, что ОДИН из нас точно стоит
не на позициях пролетариата. Нельзя
отрицать того, что положительный диалог между нами состоялся. Надо-то и было:
основываясь на научном марксизме, выстроить в определённом порядке актуальные,
сохраняющие объективность теоретические приоритеты (и всех имеющихся), с учётом
тех, что имеются в творчески развивающейся науке о социализме (на основе опыта
СССР), позволяющие через анализ причин распада СССР, делать важнейшие для
революционно мыслящего пролетариата, выводы и выстраивать на их основе
авангардную идеологию рабочего класса России, нуждающегося в объединении и
организации, в создании Единой пролетарской (марксистской) политической
силе. Я нет-нет да и читаю материалы,
которые Вы помещаете на рассылке Импульс. Но, к сожалению, Вы, не связывая себя
социально с пролетариатом, не имеете и социальной основы для тонкого (до конца
объективного) понимания марксизма и новых революционных необходимостей, которые
меняли бы ситуацию в рабочем движении в направлении, освобождающем массу пролетарского
актива от догм и стереотипов марксизма-ленинизма. Впрочем, Вы и сами рады
оставаться в таком заблуждении, будто бы марксизм-ленинизм и марксизм - это
одно и то же. Исследователь
материалистической жизни общества (марксист-материалист-диалектик) не может не
быть КРИТИЧНЫМ, прежде всего к тому, на чём он стоит и чем он оперирует как
учёный!!! Я думаю, что интересы
революционно мыслящего пролетариата, воспринятые и усвоенные Вами, могут
сделать ситуацию между нами не углубляющейся безысходностью, а позитивной:
образовавшаяся между нами паузу в общении, можно принять за тайм-аут,
необходимы для осмысления много виденного, слышанного и читанного. В интересах революционно мыслящего
пролетариата, предлагаю закончить тайм-аут и перейти к диалогу на новом витке
рассуждений о сути происходящего в рабочем и левом движениях, через призму 92
годовщины ВОСР!!!
С уважением,
А.В.Чижиков. 14 ноября 2009. 12:49