О диалектике
ЕСТЬ СЛОВО И ПОНЯТИЕ "ПРОИЗВОДСТВО", ОЗНАЧАЮЩЕЕ
ПЕРЕРАБОТКУ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАКОЙ ЛИБО ВЕЩИ ИЗ ТОГО ЧТО ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ, НЕ БОЛЕЕ
ТОГО (МЫ НЕ ЖДЕМ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ, МЫ ИХ БЕРЕМ У ПРИРОДЫ, ТЕМ САМЫМ ИЗМЕНЯЯ
ЕЕ ИСКУССТВЕННО).
ЕСТЬ СЛОВО И ПОНЯТИЕ "СПОСОБ", ОЗНАЧАЮЩЕЕ
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ И ВЗАИМОСВЯЗАННУЮ (ПРИНЧИНАМИ И СЛЕДСТВИЯМИ) СОВОКУПНОСТЬ
ДЕЙСТВИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ИЗВЕСТНОЙ ЦЕЛИ ИЛИ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ИНТЕРЕСА
(ПОТРЕБНОСТИ).
О.В.АРИНИЧ 09.07.2009
О.Аринич настолько просто и ясно изложил определение понятий «производство» и «способ производства», и привёл характеристики капитализма и социализма, что любая домохозяйка с незаконченным среднем образованием поймёт, что такое социализм и что такое капитализм. Простота и ясность основывается на том, что О.Аринич излагает понятия с точки зрения здравого смысла. Кроме этого, О.Аринич ввёл в теорию понятия насилие, злонамеренное соглашение сторон, обман, угроза, и т. д. Любой человек имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо и без особого труда освоит понятия, введённые в теорию О.Ариничем.
Если мы собираемся создать «Исходные положения теории коммунизма» для обывателей, то вполне достаточно теории, разработанную О.Ариничем. Но если мы ставим цель разработать «Исходные положения теории коммунизма» на научной основе, то необходимо сказать, что обывательские рассуждения, основанные на здравом смысле, не имеют никакого отношения к научному познанию.
Человек выделился из живой природы и стал мыслящим существом только потому, что стал за внешними непосредственно наблюдаемыми явлениями выяснять причины их возникновения. На основе обобщения наблюдаемых явлений появилась возможность выявления невидимых с точки зрения здравого смысла закономерностей. На высокой ступени развития человека открытые закономерности представляют объективные законы природы.
Но открытие объективных законов природы происходят не в соответствии со здравым смыслом, а вопреки нему. Например, для открытия закона движения планет необходимо было выступить против сложившегося представления о том, что Солнце вращается вокруг Земли. Для того чтобы открыть закон Ома необходимо было ввести неизвестные людям понятия сила тока, напряжение и электрическое сопротивление. Известно отношение общества к тому, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот. Отношения к научным открытиям в XIX веке, конечно, изменились, но надо думать, что обыватели хихикали, когда учёный разрабатывал никому не нужные понятия сила тока, напряжение и электрическое сопротивление.
Научные исследования начинаются с того, что одновременно с исследованием разрабатывается метод познания, составной частью которого является выработка неизвестных людям научных понятий и категорий. К.Маркс для выявления законов товарного производства использовал понятия стоимость, прибавочная стоимость, цена, прибыль и т. д. На основе этих понятий Маркс открыл основной закон товарного производства – закон стоимости.
В то же время К.Маркс не только раскрыл тайны капиталистического производства, но и заложил основы теории коммунистического производства. Соответственно Маркс в политическую экономию ввёл понятия потребительная стоимость, конкретный труд, продукт, непосредственно-общественный характер труда и сформулировал основной закон коммунистического производства – закон потребительной стоимости.
При разработке научных понятий и выявлении экономических законов учёный не принимает во внимание распространённые житейские представления об исследуемом предмете и отвлекается от эмоций и моральных оценок. Политическая экономия, как известно, относится к числу точных наук, и поэтому не может оперировать житейскими представлениями, эмоциями и моральными оценками. Последние, кроме всего прочего, не имеют количественного измерения.
Спрашивается, какое отношение имеет к науке используемые О.Ариничем понятия насилие, злонамеренное соглашение сторон, обман, угроза, и т. д.? Какой социализм можно построить на благих пожеланиях? Мы здесь имеем дело с полным разрывом с научным подходом в исследовании общественных явлений.
Какое отношение к науке и марксизму имеет следующее утверждение О.Аринича.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ "СПОСОБ
ПРОИЗВОДСТВА" ИМЕЕТ ИЛИ НЕСЕТ В СЕБЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, ТО
ЕСТЬ ИМЕЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ, ИБО ЭТО ПРОСТО ВЕЧНЫЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ.
И ПРОШУ НЕ ПУТАТЬ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЕЙ, В КОТОРОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИЗРЯДНО ПЕРЕМЕШАНЫ СО СПЕКУЛЯТИВНЫМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ
ПОНЯТИЯМИ, КОНСТРУКЦИЯМИ И ИНТЕРЕСАМИ.
Там же
Всё что можно сказать относительно приведенной цитаты это то, что О.Аринич не знаком с основами марксистского метода исследования. Только не имея элементарных представлений о политической экономии, можно заявлять, что «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ "СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА" ИМЕЕТ ИЛИ НЕСЕТ В СЕБЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ». И здесь же следует дополнение «ИБО ЭТО ПРОСТО ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ. Способ общественного производства является базовым понятиям политической экономии и характеризуется существенными признаками независимо от используемой техники.
Что касается того, что труд человека «ЭТО ПРОСТО ВЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ», то здесь можно напомнить, что политическая экономия не разрабатывает вечные истины, приложимые ко всем временам и народам, а находит существенные различия в процессе исторического развития процесса труда. На основе существенных различий выявляется объективный экономический закон. Объективный экономический закон, в свою очередь, не зависит от воли и сознания людей и люди, вступая в производственные отношения, не осознают, что подчиняются действию объективных экономических законов. Не осознают по той простой причине, что объективные законы скрыты от непосредственного наблюдения и для их познания и выявления необходимо иметь специальное средство. Таким специальным средством является материалистическая диалектика.
Известно, что всему есть место и время. Есть место - «Импульс», на котором разрабатывается «Исходные положения теории» и ограниченное время. Но обывательским рассуждениям на «Импульсе», по моему мнению, нет, ни места, ни времени. Понятно, что осваивать материалистическую диалектику сложно, и выявлять объективные экономические законы трудно, поскольку объективные законы непосредственно не проявляются и не наблюдаются. Проще всего житейские рассуждения выдавать за научные истины. Тем более, что интернетовские «массы» в своём большинстве не проявляют никакого интереса к материалистической диалектике и с восторгом проглатывают обывательские премудрости.
М.Богданов
ТОВАРИЩУ И ГРАЖДАНИНУ
М.БОГДАНОВУ.
ЕСТЬ СЛОВО И ПОНЯТИЕ "ПРОИЗВОДСТВО", ОЗНАЧАЮЩЕЕ
ПЕРЕРАБОТКУ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАКОЙ ЛИБО ВЕЩИ ИЗ ТОГО ЧТО ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ, НЕ БОЛЕЕ
ТОГО (МЫ НЕ ЖДЕМ МИЛОСТЕЙ ОТ ПРИРОДЫ, МЫ ИХ БЕРЕМ У ПРИРОДЫ, ТЕМ САМЫМ ИЗМЕНЯЯ
ЕЕ ИСКУССТВЕННО).
ЕСТЬ СЛОВО И ПОНЯТИЕ "СПОСОБ", ОЗНАЧАЮЩЕЕ
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННУЮ И ВЗАИМОСВЯЗАННУЮ (ПРИНЧИНАМИ И СЛЕДСТВИЯМИ) СОВОКУПНОСТЬ
ДЕЙСТВИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ИЗВЕСТНОЙ ЦЕЛИ ИЛИ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ИНТЕРЕСА (ПОТРЕБНОСТИ).
СРЕДСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ ИМЕНУЕТСЯ БЛАГОМ.
ТАК ВОТ ПРОИЗВОДСТВО БЛАГ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ
ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ.
ХЛЕБ ВСЕГДА ВЫРАЩИВАЛСЯ И БУДЕТ
ВЫРАЩИВАТЬСЯ (ПРОИЗРАСТАТЬ) ИЗВЕСТНЫМ СПОСОБОМ: ЗАСЕВ ЗЕРЕН В
ПОДГОТОВЛЕННУЮ ЗЕМЛЮ, ПОЛИВ, ЖАТВА, ОБМОЛОТ, МУКОМОЛЬНЯ, ЗАКВАСКА, ФОРМОВКА,
ВЫПЕЧКА.
ТОЖЕ САМОЕ ОТНОСИТСЯ К
ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТОВАРОВ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ РУД И ДРЕВЕСИНЫ, КАМНЕЙ И ГЛИНЫ, ЛЬНА,
КОНОПЛИ, ХЛОПКА, ШЕРСТИ И КОЖИ, ВЫДЕЛЕНИЙ ШЕЛКОПРЯДОВ, ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ "СПОСОБ
ПРОИЗВОДСТВА" ИМЕЕТ ИЛИ НЕСЕТ В СЕБЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, ТО
ЕСТЬ ИМЕЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРИРОДУ, ИБО ЭТО ПРОСТО ВЕЧНЫЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ И ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ.
И ПРОШУ НЕ ПУТАТЬ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЕЙ, В КОТОРОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИЗРЯДНО ПЕРЕМЕШАНЫ СО СПЕКУЛЯТИВНЫМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ
ПОНЯТИЯМИ, КОНСТРУКЦИЯМИ И ИНТЕРЕСАМИ. ПРИ ЭТОМ ПОНЯТНО, ЧТО В СИЛУ СВОЕЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ И КАЖДЫЙ, ОТ ОЛИГАРХА (ТАК НАЗЫВАЕМОГО КАПИТАЛИСТА
ИЛИ БУРЖУЯ) ДО ЛЮМПЕН-ПРОЛЕТАРИЯ (ТАК НАЗЫВАЕМОГО ГАСТОРБАЙТЕРА ИЛИ НАЕМНОГО
РАБОЧЕГО) ПРЕСЛЕДУЮТ ОДНИ И ТЕЖЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ - УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ
ЕСТЕССТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В УТОЛЕНИИ ЖАЖДЫ, ГОЛОДА, В ОДЕЖДЕ, В ДОМЕ, В СЕМЬЕ.
ПОЭТОМУ ПРИВЯЗЫВАТЬ К "СПОСОБАМ
ПРОИЗВОДСТВА БЛАГ" (ПРОЦЕСС ТРУДА) ИЛИ К "ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ
ОТНОШЕНИЯМ" (ТРУДОВЫМ ОТНОШЕНИЯМ) СЛОВА КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ И/ИЛИ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ, В ТОМ ЗНАЧЕНИИ, В КОТОРОМ ВЫ ИХ ПРИВЯЗЫВАЕТЕ, СОВЕРШЕННО
НЕДОПУСТИМО, ИБО ЭТО ПРИВОДИТ, УЖЕ ПРИВЕЛО, К ИЗВРАЩЕНИЮ И ПОДМЕНЕ ПОНЯТИЙ,
ПУТАНИЦЕ И ЛЖИ, В ЧЕМ МЫ СОБСТВЕННО УБЕДИЛИСЬ НА ПРИМЕРЕ СУДЬБЫ СОВЕТСКОГО
СОЮЗА, КОТОРЫЙ ОБОЗВАЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАПИТАЛИЗМОМ ИЛИ КАЗАРМЕННЫМ
СОЦИАЛИЗМОМ.
В ТОМ СМЫСЛЕ И ЗНАЧЕНИИ, В КОТОРОМ ВЫ
УПОТРЕБЛЯЕТЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ, А ИМЕННО В
СМЫСЛЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ, КОТОРЫЕ СУТЬ ОТНОШЕНИЯ ВОЛЕВЫЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ (СТРАТ, КЛАССОВ, ГРУПП И КАТЕГОРИЙ), МОЖНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ ПРИ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИЛИ ИССЛЕДОВАНИИ "СПОСОБОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИЛИ ПРИСВОЕНИЯ БЛАГ", ТАК КАК РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
(ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ) БЛАГ ПРОИЗВОДИТСЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СИЛАМИ ЛЮДЕЙ ЖЕ, ТО ЕСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЯХ, КОТОРЫЕ И МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ МЕНТАЛИТЕТОМ, МОТИВАЦИЕЙ И ПРАВОВЫМ
СТАТУСОМ ИХ УЧАСТНИКОВ.
ПРИСВОЕНИЕ БЛАГ ВСЕГДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЛЮДЬМИ, МЕЖДУ
ЛЮДЬМИ, ЗА СЧЕТ ЛЮДЕЙ И БЛАГОДАРЯ ЛЮДЯМ, ПО СОГЛАШЕНИЮ ЛИБО ЧЕРЕЗ НАСИЛИЕ.
ПОЭТОМУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ И
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ПРИСВОЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕННЫХ ОБЩЕСТВОМ БЛАГ ОТЛИЧАЮТСЯ
ТЕМ, ЧТО В ПЕРВОМ ЭТОТ СПОСОБ ОСНОВАН НА НАСИЛИИ ИЛИ НА ПРИНУЖДЕНИИ К СОГЛАСИЮ
(КАК МИНИМУМ ПОРОК ВОЛИ (ОБМАН, УГРОЗА, ЗЛОНАМЕРЕННОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОДНИХ С
ДРУГИМИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЯЖОЛОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДРУГОГО ИЛИ ТЯЖОЛОГО СТЕЧЕНИЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ) ИЛИ ПО ПСИХИЧЕСКОМУ ПРИНУЖДЕНИЮ), А ВО ВТОРОМ ОСНОВАН НА
ДОБРОВОЛЬНОМ И СВОБОДНОМ СОГЛАШЕНИИ МЕЖДУ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ, В РАДОСТЬ ИЛИ ЗА РАДИ БОГА.
С БЛАГОДАРНОСТЬЮ, О.В.АРИНИЧ
09.07.2009