О
материалистической диалектике. Продолжение
Рассылка ИМПУЛЬС
Сообщение 12 апреля
Каким же образом выработал Маркс эту
основную идею? Он сделал это посредством выделения из разных областей общественной
жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных
отношений — отношений производственных,
как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения.
В.И.Ленин. Что такое
«друзья народа» ... ПСС, т. 1, с. 134
Материализм дал вполне объективный
критерий, выделив производственные
отношения, как структуру общества, и дав возможность применить к
этим отношениям тот общенаучный критерий повторяемости, применимость которого к
социологии отрицали субъективисты. Пока они ограничивались идеологическими
общественными отношениями (т. е. такими, которые, прежде чем им сложиться,
проходят через сознание* людей), они не могли заметить повторяемости
и правильности в общественных явлениях разных стран, и их наука в лучшем случае
была лишь описанием этих явлений, подбором сырого материала. Анализ материальных
общественных отношений (т. е. таких, которые складываются, не проходя через
сознание людей: обмениваясь продуктами, люди вступают в производственные
отношения, даже и не сознавая, что тут имеется общественное производственное
отношение) — анализ материальных общественных отношений сразу дало возможность
подметить повторяемость и правильность и обобщить порядки разных стран в одно
основное понятие общественной
формации.
Там же.
С.137
Ценность работы
участника дискуссий ВВП состоит в том, что он ясно заявил о необходимости
обращения к производственным отношениям и на основе производственных отношений можно
овладеть диалектическим методом познания.
Как известно
вообще производственные отношения не существуют, а производственные
отношения вытекают из способа общественного производства. Или содержание производственных отношений
является определяющим признаком способа общественного производства.
Соответственно необходимо различать капиталистические производственные
отношения и коммунистические производственные отношения.
Капиталистические производственные отношения
формируются на основе стоимости. Стоимость – основополагающая категория теории
товарного производства.
Коммунистические производственные отношения
формируются на основе потребительной стоимости. Потребительная стоимость – основополагающая категория теории
нетоварного (коммунистического) производства.
ВВП относительно потребительной стоимости высказывает
следующее:
Вычислять потребительную стоимость
(общественную полезность) буржуазные экономисты не в состоянии, поскольку
каждый продукт труда, в товарном виде, имеет частную собственность на него, и
производство этого продукта также находится в частных руках. Да и потребление
этого продукта труда - частное.
ВВП
А.Малкин глубокомысленно замечает.
А ВВП или другой «социалистический»
экономист в состоянии «Вычислять
потребительную стоимость (общественную полезность)»? И, опять же, в каких единицах она
вычисляется?
ААМ
Допустим, что А.Малкин музыкант и не имеет
элементарных представлений об электрическом токе. Но кто станет слушать музыканта Малкина,
если он станет заявлять, что невозможно вычислить силу тока, напряжение или
сопротивление? И, тем не менее, марксист Малкин утверждает, что невозможно
вычислить общественную полезность
продукта труда. Существует известный приём ведения научных дискуссий,
которым пользуются демагоги, и который основывается на «убедительном»
аргументе в том, что «Этого не может
быть, потому что этого не может быть вообще» Но А.Малкин берёт «круче»: «Этого
не может быть, потому что я этого не знаю».
Задача определения общественной полезности продукта
труда не надуманная, а сформулирована К.Марксом на первой странице Капитала.
Каждую полезную вещь, как, например,
железо, бумагу и т. д., можно рассматривать с двух точек зрения: со стороны качества
и со стороны количества. Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и
поэтому может быть полезна различными своими сторонами. Открыть эти различные
стороны, а, следовательно, и многообразные способы употребления вещей, есть
дело исторического развития. То же самое
следует сказать об отыскании общественных мер для количественной стороны
полезных вещей.
Капитал Том I.. Отдел первый. СС, т. 23, с. 44
Все рассуждения о социализме и коммунизме без
определения «общественных мер для количественной
стороны полезных вещей» являются пустыми словами, поскольку новый способ
общественного производства, прежде всего, устанавливает новые производственные
отношения, основанные на потребительной полезности вещей.
Во всяком случае, никто не выяснил лучше и
определеннее, чем сам Риккардо, что буржуазное производство не является
производством богатства для производителей
(как он неоднократно называет рабочих), что, следовательно, производство
буржуазного богатства отнюдь не есть производство «изобилия», предметов
необходимости и роскоши для людей, которые их производят, а между тем дело
должно было бы обстоять именно так, если бы производство являлось бы лишь
средством для удовлетворения потребностей производителей, таким производством, в котором
господствовала бы только потребительная стоимость.
К.Маркс.
Теории прибавочной стоимости. СС. Т. 26. Ч . III. С. 50
Методика определения величины потребительной стоимости
известна и изложена в нормативных документах:
1. ГОСТ
1546-79 Управление качеством продукции.
2. РД 50-64-84. Методические указания по разработке государственных стандартов,
устанавливающих номенклатуру показателей качества групп однородной продукции.
Однако научные разработки в области качества продукции
практикой развитого «социализма» оказались невостребованы. Сторонники развитого
«социализма» и в настоящее время повторяют, что невозможно вести общественное
производство и установить производственные
на основе меры полезности, поскольку полезность количественно не
определяется и объективно не может быть измерена.
А.Малкин не только не имеет представлений о
коммунистических производственных отношениях, но и не знаком с противоречиями
капиталистического производства. Капитализм содержит и рождает массу
противоречий, но главное экономическое противоречие, как показал К.Маркс в
Капитале, вытекает из двойственности труда.
С одной стороны конкретный труд создаёт потребительные стоимость
(полезности). С другой – абстрактный труд ликвидирует все виды полезного труда
в продукте труда, и продукт труда определяется количеством абстрактного
(общественного) труда.
Попытка ВВП показать противоречия рождаемые
двойной сущностью продукта труда при капитализме, с моей т.з., вполне
беспомощна.
А.М.
Конечно,
А.Малкин имеет некоторые знания о политической экономии. Спрашивается, если отсутствуют знания о
коммунистических производственных отношениях,
то какими знаниями владеет А.Малкин. Понятно, что имеются знания только о
буржуазных производственных отношениях. Соответственно представления о буржуазных
производственных отношениях формируют буржуазное мировоззрение и способ
мышления. Поэтому критика позиции ВВП о материалистической диалектике является
не чем иным, как очередным антимарксистским выпадом с буржуазных позиций.
Что касается критики В.Сачкова в адрес ВВП о причине
разрушения развитого «социализма», то здесь мы имеем полного непонимания
содержания коммунистических производственных отношений.
СССР разрушился, прежде всего, из-за того,
что был высшим капиталистическим способом производства, в котором
производительные силы развивались настолько невиданными в истории темпами, что
госмонополистические производственные отношения за короткий исторический срок
превратились из двигателя развития всеобще-пролетарских производительных сил,
20-х - 50-х г.г., в их оковы, 60-х - 80-х г.г.
ВВП
Современный капитализм (и советское
общество) (почти) вышли на высшую производительность труда. Это слагаемое
коммунизма оказалось в наличии. А с гармонизацией интересов общества и личности
не вышло: или все для Родины, для Победы, или для себя. В этом все дело, что
золотой середины не нащупали.
В.С.
Возникает простой вопрос, каким образом можно выйти на
высшую производительность труда, если в общественном производстве сохраняются
отсталые и отжившие производственные отношения. На всём протяжении опыта строительства
социализма сохранялись стоимостные (капиталистические) производственные отношения.
Совокупный продукт исчислялся в виде национального дохода и в последние годы в
виде ВВП. Производительность труда определялась как прирост вновь созданной
стоимости. Но если производительность
труда исчислять на основе образованных потребительных стоимостей, то можно
убедиться, что в 50-е годы сложилась
устойчивая тенденция снижения производительности труда и падение эффективности
общественного производства.
Понятие производительность труда не существует вне
производственных отношений и численно производительность труда представляет
эффективность конкретного способа общественного производства. Никакой золотой
середины в стоимостных производственных отношениях обнаружить невозможно и
можно только по мере роста экономики обнаруживать новые антагонистические противоречия.
Производительность труда, это, в
последнем счете, самое важное, самое главное
для победы нового общественного строя. Социализм создает новую, гораздо более
высокую производительность труда. … Коммунизм есть высшая, против капиталистической,
производительность труда.
В.И.Ленин. Великий почин. ПСС. Т,39,
с. 21
Утверждать, что в период опыта строительства
социализма «слагаемое коммунизма оказалось в наличии»,
может человек, который не знаком
с Капиталом К.Маркса. На самом деле в наличии оказалась перезревшая
материально-техническая база государственного капитализма с господством
абстрактного труда в общественном производстве. В то время как
производительность труда коммунистического производства основывается не на
абстрактном труде, а на конкретном,
полезном труде. При этом производительность труда определяется не применительно
к производственной деятельности, а
определяется целесообразность применительно к производительной деятельности.
Кроме этого необходимо иметь в виду, что зависимость показателя
производительности труда и эффективность производительной деятельности с условиями и факторами производства не
линейная, а дифференциальная.
Производительная сила, конечно, всегда есть
производительная сила полезного, конкретного труда и фактически определяет
собой только степень эффективности целесообразной производительной деятельности
в течение данного промежутка времени.
К.Маркс. Капитал Отдел первый. СС т. 23, с. 55
Чтобы понять смысл определения производительности труда
коммунистического производства в изложении К.Маркса необходимо видеть различия
между мерой качества и мерой количества, между конкретным и абстрактным трудом,
между производственной деятельностью и производительной деятельностью и между категориями стоимости и
потребительной стоимостью.
М.Богданов
11.04.2010, 14:21
Re: О материалистической диалектике
Лобов Ф.М.
Где там торжество диалектического материализма?
11.04.2010,
14:01
Re: О
материалистической диалектике
А.А.Малкин
П.1 .Первая
часть первой фразы п.1 статьи ВВП отчасти
правильная, вторая – совершенно
неверная. «госмонополистические
производственные отношения» совсем не «высший капиталистический способ производства». Создание
этого «высшего капиталистического способа производства» мы наблюдаем теперь –
это глобальное производство. Концентрация капитала не в рамках государства, но
во всемирном масштабе. Госкапитализм, в
глобальном смысле, - тупик, мешающий
рынку развиваться вширь.(См.статью А.Минина « К одному из вопросов дискуссии между
Э.В.Никишиной и О.Шеином в ДЛ № 2» еще
11-летней давности). Госмонополистический капитализм – тупик еще более глухой.
Но! Позволяющий достигнуть на первых порах
(с учетом энтузиазма масс) действительно «невиданных в истории темпов». Верно,
что именно благодаря этому обстоятельству, «госмонополистические производственные отношения за
короткий исторический срок превратились из двигателя развития … в их оковы». И это
абсолютно логично: чем быстрее развивается система, тем быстрее она исчерпывает
все резервы своего развития и приходит к краху. А вот то, что эта система
была «развитием всеобще-пролетарских производительных сил » - и неверно и бессмысленно. Какие такие есть
«всеобще-пролетарские производительные силы»? Тем более
при госмонополистическом капитализме. Ерунда и то, что сказано о «героической
самоотверженности руководящего класса», т.е. бюрократии. Остальное в п.1 – верно.
П.2
Здесь, как говориться, что верно, то не ново, а что ново, то не верно.
«Капиталистический обмен продукта труда есть
обмен по стоимости этого продукта труда.» - это классика. Верно, но не ново.
Следующая фраза и неверна и опять же бессмысленна: «. Каждому капиталисту важно покрыть расходы
производства.» Да если только «покрыть», то капиталисту производством этим
заниматься смысла нет. «Каждому
капиталисту важно» получить максимальную
прибыль! Иначе капитал не был бы самовозрастающей стоимостью. А вот то, что «И весь капитал измеряется именно затратами в процессе
производства.» - совершенно непонятно. Это, как минимум. Кем измеряется? Так же
бессмысленна фраза «А потребительная
стоимость используется лишь в качестве инструмента спекуляций на рынке сбыта.». при чем
здесь «спекуляция»?! «Мощностью
продукта труда (произведением стоимости и потребительной стоимости) капитализм
в общественном обмене не оперирует.» - интересно, как ВВП производит
это «произведение» и в каких единицах оно выражается? Далее – «Вычислять потребительную стоимость (общественную
полезность) буржуазные экономисты не в состоянии, поскольку каждый продукт
труда, в товарном виде, имеет частную собственность на него, и производство
этого продукта также находится в частных руках. Да и потребление этого продукта
труда - частное.» А ВВП или другой «социалистический» экономист в состоянии «Вычислять потребительную стоимость
(общественную полезность) » ? И, опять же, в каких единицах она
вычисляется? И совершенно непонятен вывод сделанный ВВП из этого: «Поэтому всякая капиталистическая финансовая
деятельность порочна в своей основе.»Почему именно финансовая
деятельность порочна, да еще «в
своей основе»? Короче: в огороде бузина – у Кыиви дядя. Капитализм функционирует
в рамках своих закономерностей, которые по мере его развития обостряют
имманентные системе антагонистические противоречия, чем и доводят систему до краха. Причем здесь «порочность»? Попытка ВВП показать
противоречия рождаемые двойной сущностью продукта труда при капитализме, с моей
т.з., вполне беспомощна.
П.3. Здесь
вообще говорить не о чем. Пустословие на тему «коммунизм», ничего не
проясняющее, ничего не добавляющее и вполне пошлое.
Вывод: никакого отношения как к заглавию «О материалистической диалектике», так и к
самой материалистической диалектике содержание статьи, по моему, не имеет.
С уважением,
А.А.Малкин
12.04.2010, 10:58
Re: О материалистической
диалектике
В.Сачков
Популярнее.
Возьмем для понятного примера развитие робототехники.
При капитализме оно тормозится по причинам,
прекрасно изложенным Марксом. На переходе от ранней диктатуры пролетариата к
социализму тем, что она почти всецело ориентирована на удовлетворение самых
первых жизненных потребностей, которые растут (больше жилья, школ, больниц,
автобусов, дорог и мн. др. т. п., что очевидно, понятно). Робототехника
прекрасна, за ней будущее, но эти гири на ногах общества существенно мешают ее
развивать. Как говорил тов. Брежнев, рабочие нас не поймут. Отсюда в условиях
соревнования с капсистемой известное отставание от нее. Не абсолютное, не
драматичное, в развитии передовых образцов робототехники в конце 80-х гг. мы
лидировали в мире и стратегия ее развития у нас была правильной. Но реальная
серьезнейшая проблема была, есть. Не особо сложно было создать пионерный
продукт, трудность была с его массовым выпуском и внедрением. На это стало
уходить (если смотреть с 20-х гг.) все больше и больше времени, усилий, затрат
и т. д.
Это действительно серьезные реальные
проблемы, которые до определенного момента развития не играли важную роль, но
постепенно стали критичными, привели к краху.
Современный капитализм (и советское
общество) (почти) вышли на высшую производительность труда. Это слагаемое
коммунизма оказалось в наличии. А с гармонизацией интересов общества и личности
не вышло: или все для Родины, для Победы, или для себя.
В этом все дело, что золотой середины не
нащупали.