К вопросу об исходных положениях теории научного коммунизма
Странную позицию занимаете Вы, тов. АВЧ. Сначала Вы заявляете: «Этим фрагментом понимания основ работы, высказанные М. Богдановым, я согласен, с внесёнными мной примечаниями». Но достаточно внимательно рассмотреть Ваши примечания, и становится ясным, что Вы отвергаете мои предложения по разработке исходных положений теории.
Вы настаиваете на необходимости рассмотрения «ВСЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ - отвечающих науке о социализме». Но разве все предложенные материалы, по мнению их авторов, не соответствуют теории научного коммунизма. Напротив. Авторы всех предложений абсолютно уверены в том, что их позиция является, единственно верной и правильной и основана теории марксизма-ленинизма. Если мы станем критически рассматривать все предложения, то утонем в бесконечных и бесплодных спорах, не говоря о том, что большинство предложений представляют ценность не более выеденного яйца.
Критика, конечно, нужна, но предметом критики
необходимо выбрать материал, в котором представлена наиболее распространенные,
преобладающие представления о теории научного коммунизма. По моему мнению,
ошибочная и в то же время наиболее распространённая точка зрения о теории
научного коммунизма представлена в «Исходных положениях», разработанных В.А.Ацюковским, Г.В.Костиным и Д.В.Парамоновым. Но критика критике рознь.
Необходимо предварительно сформулировать критерии, на основе которых предстоит
вести критику. Моё предложение состоит
не в том, чтобы вести критику вообще (критического
материала на ИМПУЛЬСе более чем достаточно), а
необходимо предварительно определить критерии, на основе которых необходимо
вести критику. Под критериями я понимаю положения разработанные
основоположниками теории научного коммунизма.
Спрашивается,
для чего Вы приводите выдержку из учебника по философии, которая не имеют
никакого отношения к диалектике и представляют собой пустой набор слов.
Существование единства
противоположностей это и есть диалектика. Любое введение ограничений или обусловленностей,
делает невозможным следование материалистической диалектике. Снятие всех
противоречий, вызванных различиями мотиваций в понимании материалистической
практики и научного марксизма, следует вести в условиях совершенствования
понимания научного марксизма и совершенствования понимании логики исторических
интересов пролетариата.
Прежде всего, о том, что «Любое введение ограничений или обусловленностей, делает невозможным следование материалистической диалектике». В том то и дело, что «следования материалистической диалектики» необходимо ввести жесткие ограничения в определение цели создания исходных положений теории. В этом отношении я считаю, что необходимо не допускать никакого плюрализма мнений. Поскольку новый общественный строй классиками определён как бесклассовое общество, то предметом рассмотрения, обсуждения, споров и дискуссий могут быть только варианты способа достижения сформулированной классиками цели. Всё то, что не имеет отношение к теории построению бесклассового общества рассмотрению и обсуждению не подлежит.
Что касается способов достижения цели (теоретических разработок), то здесь не только допустимы противоречия и различные мнения, но противоположность и борьба мнений необходимы. Противоположность и борьба мнений может привести к единству, в смысле создания теории научного коммунизма на научной основе. Под научной основой необходимо понимать выявленные объективные законы общественного развития, которые не зависят от воли и желания людей.
Выявить законы общественного развития можно, при использовании инструмента под названием материалистическая диалектика. Но овладение материалистической диалектикой не сводится к повторению общих слов о единстве и борьбе противоположностей и т. д. Материалистическая диалектика имеет своим основанием материю – производственные отношения, и при анализе производственных отношений на основе диалектики выявляются законы общественного развития. Что касается выводов, полученных при исследовании, то выводы не содержат и не могут содержать в себе никаких противоречий. Противоречия имеются только в самом процессе познания, поскольку познание отражает противоречия, возникающие в производстве, обмене, потреблении и распределении. Абстрактные рассуждения о законах диалектики и призывы к освоению диалектики никому не нужны, разве только любителям пофилософствовать. Диалектический метод познания, рассматриваемый вне производственных отношений, в отрыве от материальной основы не имеет никакого отношения к материалистической диалектике и представляет собой пустое занятие.
В то же время, рассматривая необходимость проведения дискуссий о способе построения бесклассового общества, необходимо иметь в виду, что наиболее важные положения теории и последовательность процесса перехода от классового общества к бесклассовому изложены основоположниками научного коммунизма. Коротко основные положения и последовательность перехода от классового общества к бесклассовому можно изложить следующим образом.
1. Общественные классы возникают вследствие действия объективных экономических законов.
2. Объективные экономические законы действуют при наличии определённых материальных условий.
3. Материальные условия находятся в производственных отношениях, и материальные условия являются причиной возникновения и существования общественных классов.
4. Переход к бесклассовому обществу можно осуществить при условии ликвидации материальных условий классообразования и соответственно при устранении существующих производственных отношений происходит прекращение действия объективного закона классообразования.
5. Существующие производственные отношения представляют собой товарные (капиталистические) производственные отношения, которые также возникли в силу действия объективных экономических законов, и материальные условия действия объективных законов находятся в производственных отношениях.
6. Материальные условия возникновения и существования товарного производства предстоит ликвидировать и установить производственные отношения, исключающие образование товара и стоимости.
7. Новые производственные отношения вводят в действие объективные экономические законы коммунистического производства, которые ликвидируют товарное производство и образование общественных классов.
Вы тов. АВЧ, заявляете, что «И те и другие давно обозначились. Решение только за теми, кто хочет и может работать над ТОКИ». Вне сомнения у многих участников рассылки ИМПУЛЬСа имеется своё представление о построении коммунистического общества. Это тот случай, когда говорят: Сколько человек, столько мнений и каждый кулик хвалит своё болото. Покажите, кто на ИМПУЛЬСе изложил марксистские положения и последовательность перехода от классового общества к бесклассовому. До настоящего времени кроме общих слов, с призывами о необходимости создания исходных положения теории коммунизма на основе материалистической диалектики, в рассылке на ИМПУЛЬСе я не обнаружил.
М.Богданов
Итак, процесс идёт. Есть
достаточно разумные соображения: "По моему мнению,
призывы к разработке исходных положений теории научного коммунизма приведут к
положительным результатам при условии изложения обоснованной критики имеющегося
материала (ВСЕХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ - отвечающих науке о социализме/основа
марксизм. Примеч. АВЧ)
Но одной критики недостаточно.
Необходимо ясно и чётко сформулировать базовые основы
исходных положений теории научного коммунизма, (КАЖДЫМ ИЗ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА
ПРОРЫВЫ В ТОКИ. Примеч. АВЧ)
Вне сомнения, что базовые
основы теории научного коммунизма приведёт любой из участников группы Импульс. Но я имею в виду не то, что принимают в качестве базовых основ участники
ИМПУЛЬСа, а базовые основы теории, разработанные основоположниками научного
коммунизма".
Этим фрагментом понимания
основ работы, высказанные М. Богдановым, я согласен, с внесёнными мной
примечаниями. Считаю, что работа могла бы уже давно осуществляться, если бы
помимо такого понимания, их носители не выставляли бы ни каких дополнительных условий,
ибо это противоречит закону диалектики о "Единстве
противоположностей". Это первое.
Второе. Необходимо
бескомпромиссное удаление всех, кто за всё прошедшее время не выказал понимание
марксизма, не конструктивен в своих предложениях, кто не раскрыл целостного
понимания причин распада СССР, кто не участвует в рабочем движении (основа движения
за социализм), кто дерзко неучтив в общении.
И те и другие давно
обозначились. Решение только за теми, кто хочет и может работать над ТОКИ.
Существование единства
противоположностей это и есть диалектика. Любое введение ограничений или
обусловленностей, делает невозможным следование материалистической диалектике.
Снятие всех противоречий, вызванных различиями мотиваций в понимании материалистической
практики и научного марксизма, следует вести в условиях совершенствования
понимания научного марксизма и совершенствования понимании логики исторических
интересов пролетариата.
АВЧ.