Критически-утопический социализм и коммунизм

 

 

 

Сообщение 8 ноября 09 г.

 

 

 

 

 

Насколько я понимаю, Вы хотите синтезировать нечто вроде «социализма» на рыночных принципах, где независимые товаропроизводители сами решают что производить, кому и по какой цене продавать. «Самоуправление», типа. Как со своей низкой кочки «свободный» товаропроизводитель сможет определить общественную потребность? Ему разве чиновники не потребуются? Какова цель, если не максимизация прибыли будет у такого «производителя»? Все это полная чушь и нелепица, имевшая смысл в 18 веке, когда конкуренция что-то еще значила позитивное. Только зачем ко всей этой ахинее пристегивать Маркса, Энгельса, Ленина? Авторитетности ради?

 

С.Метик. Собщ. 4 ноября 09 г.

 

 

 

Давным-давно известен метод демагогов вести дискуссии. Сначала приписывается оппоненту какая-то нелепость, а затем подвергается беспощадной критике точка зрения оппонента. С.Метик утверждает, что моя позиция состоит в попытке  «синтезировать нечто вроде «социализма» на рыночных принципах, где независимые товаропроизводители сами решают что производить, кому и по какой цене продавать».

 

Расчёт ведётся на неподготовленного читателя. Действительно, о каком социализме и коммунизме можно говорить, если существуют товаропроизводители и решают что производить и по какой цене продавать.

 

К.Маркс отождествлял понятия рыночная экономика и капитализм. Основным признаком рыночной или капиталистической экономики является господство абстрактного труда в общественном производстве. Господство абстрактного труда состоит в применении меры вещей общественного производства в виде общественно-необходимых затрат труда. И больше ничего. Абсолютно не имеет ни какого значения, находятся  ли средства производства в частной собственности или в государственной собственности, ведётся ли производство на основе стихийного рыночного обмена или в соответствии  с планом социально-экономического развития общества. Применение общественно-необходимых затрат труда  является необходимым и достаточным признаком наличия рыночной (капиталистической) экономики. Соответственно продуктом рыночной экономики является товар и стоимость. Цена товара,  в свою очередь, является денежным выражением стоимости и разница между ценой продукции и её себестоимостью – прибыль – является целью деятельности товарного производства.

 

Спрашивается, где в моих сообщениях о коммунистическом производстве С.Метик обнаружил применение общественно-необходимых затрат труда, товара, стоимости и определение цели производственной деятельности в виде прибыли?   

 

Что касается того, что каким образом отдельный производитель  «сможет определить общественную потребность? Ему разве чиновники не потребуются?». Вне сомнения, что коммунистическое производство необходимо вести на  основе плана развития народного хозяйства.  Но планирование товарного производства и коммунистического производства далеко не одно и, то же.   Планирование коммунистического производства применительно к народному хозяйству сводится к определению направлению развития экономики и нет необходимости детально прописывать номенклатуру выпуска продукции каждого производителя. Для реализации плана производители самостоятельно установят прямые многочисленные хозяйственные отношения и самостоятельно осуществят регулирования отношений. Любые производственные отношения, в том числе и коммунистические производственные отношения, всегда есть процесс обмена продуктами труда.

 

Цель деятельности коммунистического производства является не прибыль, а удовлетворение общественных полезностей. Степень удовлетворения общественных потребностей является критерием эффективности производительной деятельности для любого элемента экономической системы независимо от места в общественном производстве, выполняемых функциях, вида и формы производимой продукции. Конечный продукт отдельного производителя выражается в степени удовлетворения общественных потребностей, и любой производитель просто определит свой вклад в совокупный продукт общественного производства.

 

В зависимости от степени удовлетворения общественных потребностей, а общество представляется потребителями произведенной продукции,  возмещаются  затраты производителя, использованные на создание продукции. Полученный доход трудовому коллективу предстоит распределить:  на возмещение использованных орудий труда и производственных ресурсов, на развитие производства и социальной сферы, на культурные мероприятия и образование, на улучшение медицинского обслуживания   и потребление и т д.  Нет, и не может быть единообразной  методики распределения полученного дохода, и распределение находится в зависимости от конкретной производственной ситуации,  и использование полученных средств коллектив определяет самостоятельно.

 

 

 

 Только плановая (программируемая) экономика, отсутствие денежных расчетов, взаимные поставки согласно календарным планам. И никакой отсебятины! К тому же никакие инициативы не смогут привести к увеличению платы кого бы то ни было. Вообще, социалистическое и коммунистическое народное хозяйство, к счастью, не будут нуждаться в услугах «политэкономов» с их теориями «стоимости труда» и «эквивалентного обмена». Только физические законы, технологии, коммуникации, программное обеспечение, вычислительные средства, да группы толковых специалистов, способных соединить огромное народное хозяйство в единый слаженно действующий организм…

 

Там же

 

 

 

Надо отдать должное С.Метику в том, что он ясно и чётко излагает свои мысли. «Никакой отсебятины», «никакой инициативы», поскольку в настоящем  «коммунизме» общественным производством  управляют «группа толковых специалистов». Трудящимся массам остаётся только одно - выполнять решения «группы толковых специалистов». Забудьте о том, что коммунизм раскрывает творческую инициативу широких масс трудящихся. Никто не вправе претендовать на повышенную оплату труда. С.Метик зачисляет управленцев в касту неприкасаемых, и,  тем самым, устанавливается абсолютное господство класса чиновников в обществе. Не класс чиновников контролирует общество, а наоборот класс чиновников контролирует общество и становится над обществом. Не объективные законы общественного развития становятся основой ведения общественного производства, а  «Только физические законы, технологии, коммуникации, программное обеспечение, вычислительные средства».

 

 

Но позиция С.Метика не несёт ничего нового и отмечена К.Марксом и  Ф.Энгельсом в Манифесте коммунистической партии. Направление в рабочем движении, которое  представляет С.Метик, являлось и в настоящее время является реакционным.  

 

 

 

Критически-утопический социализм и коммунизм.

 

 Первые попытки пролетариата непосредственно осуществить свои собственные классовые интересы во время всеобщего возбуждения, в период ниспровержения феодального общества, неизбежно терпели крушение вследствие неразвитости самого пролетариата, а также вследствие отсутствия материальных условий его освобождения, так как эти условия являются лишь продуктом буржуазной эпохи. Революционная литература, сопровождавшая эти первые движения пролетариата, по своему содержанию неизбежно является реакционной. Она проповедует всеобщий аскетизм и грубую уравнительность.

 

К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии

 

 

 

Что касается утверждения С.Метика о том, что конкуренция несла позитивное в общественное производство только в 18 веке, то здесь проявляется незнание элементарных положений теории научного коммунизма. С.Метик -  непримиримый борец с капитализмом – может мыслить только категориями капиталистического производства. Для непримиримого борца существует только она конкуренция – капиталистическая. А что касается  противоречий и движущих силах коммунистического производства, то в этом плановое коммунистическое производство, по мнению С.Метика,  не нуждается.

 

 

 

 Истина конкуренции состоит в отношении потребительной силы к производительной силе. В строе, достойном человечества, не будет иной конкуренции, кроме этой.

 

Ф.Энгельс.   Наброски к критике политической экономии.   СС, т. 4, с. 148

 

 

 

О том,  что С.Метик может мыслить только категориями капиталистического производства можно убедиться не примере предлагаемого принципа распределения материальных благ «От каждого по способности. Всем поровну». Другими словами: работник отдаёт максимум материальных благ обществу и взамен получает равную для всех долю материальных благ. Возникает вопрос, каким образом можно определить количество материальных благ отдаваемых обществу и получаемых от общества. Понятно, что измерителем материальных благ являются затраты труда. Наиболее характерной особенностью капиталистического производства, как известно,  является обмен труда на труд. Непримиримый борец с капитализмом вносит социальную «справедливость» в капиталистические производственные отношения тем, что никто не может присвоить прибавочный продукт и последний распределяется между всеми работниками общественного производства. Но дело в том, что здесь сохраняется капиталистическая основа измерения продукта труда затратами труда. Соответственно в общественном производстве сохраняется закон стоимости. В «коммунизме» С.Метика устанавливаются «коммунистические» отношения, но продолжает действовать в завуалированном виде объективный закон капиталистического производства – закон стоимости. Пламенный борец с капитализмом в действительности является сторонником капиталистического способа производства в извращённой форме. 

 

 

М.Богданов

 

На главную страницу

 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz