О ПОНЯТИИ ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

 

 

 

 

 

М.Богданову

 

Я соглашусь с Вашей оценкой  письма АВЧ. Если человек не умеет формулировать  мысли доступным понятным всем языком, а просто "вываливает" кучу словесного мусора, то это означает только одно. Такой же мусор и в его голове.  Но ему можно простить. На уровне интуиции у него всё в порядке. А вот собрать всё  систему - это доступно лишь хорошо  подготовленному человеку.

 

 Но хочу воспользоваться случаем  и  высказаться по поводу некоторых Ваших представлений  по  данной теме.

 

Вы пишете:

 

«1. Игнорирование марксистского положения о причинах возникновения и существование общественных классов приводит к сохранению классовой структуры общества».

 

Простите, это к чему?  У  АВЧ  об этом ни слова.

 

Ockar Ctroc. 28 октября 2009 в 17:20

 

 

Вынужден признать, что моя критика А.В.Ч. в данном случае неуместна. Когда школьник осваивает правила арифметики, то учитель должен задавать  соответствующие вопросы. Например, сколько  получится, если пять яблок разделить на два человека. Ученик, освоивший правило деления,  ответит: каждому человеку достанется по два с половиной яблока. Но недопустимо задавить ученику, например,  вопрос: какой физический смысл имеет предел отношения приращения функции к приращению аргумента. Существует правило, в соответствии с которым  сначала осваивается элементарная математика, а затем ученик осваивает высшую математику. Ученик не поймёт смысла поставленного вопроса.

 

А.В.Ч. осваивает только элементарную математику марксизма и поэтому задавать вопросы из области высшей математики марксизма неправильно. Вопрос о причинах возникновения и существования общественных классов и товарного производства для А.В.Ч. будет просто непонятен. Всему своё время и время для овладения высшей математикой марксизма для А.В.Ч. ещё не пришло.

 

 

Вы, уважаемый O.Ctroc, задаёте вопросы из области высшей математики марксизма, в частности, о понятии общественная собственность. 

 

 

Но, зная и Вашу приверженность идее некоей "общественной" собственности, хотелось бы  почаще  видеть у Вас разъяснение понятий. Общественная  это ничья, или это в государственном управлении, или это в управлении трудовых коллективов, или это в управлении  каждого члена коллектива?  Что Вы имеете в виду?  Это всё разные виды собственности, которые и определяют  общественный строй. Отчужден человек от собственности на средства производства  под любыми предлогами или нет. Если отчужден,  то это значит эксплуатация, классовость (по Марксу)  со всеми вытекающими последствиями  для  специфики системы распределения. Львиную долю всегда будет забирать собственник  "де-юре"  или  "де-факто".  Это будет означать и определение - капиталистическое это общество или социалистическое.

 

Но Маркс  дал нам  и  методологию  объективной  классификации общественного устройства.  Она называется  "отношения собственности". Капитализм характеризуется  отношением капитала (как  единого собственника "де-юре)  и неимущего наёмного работника. Это понятно. А вот кто реально должен входить в отношения собственности при социализме? Или Вы считаете, что раз  собственности не будет,  значит, отношений собственности не будет,  товарного,  и  вообще тогда  никакого (третьего не дано) производства не будет, денег не будет, государства не будет, классов не будет....   Так что же при социализме останется?   Поверьте  истории развития человеческих обществ,  оглянитесь назад:  будет и производство,  и только товарное  (в условиях крупных общественных производств,  специализации,  разделения труда,  без обмена продуктом труда  жизнь остановится),  будет и собственность, будет и капитал  в его новом  только качестве. Вообще всё  это в новом  гуманистическом качестве  социалистических производственных отношений.

 

 Там же

 

 

 

На каком основании Вы приписываете мне, что понятие общественная собственность означает отсутствие собственности? Обратимся к Манифесту Коммунистической партии.

 

 

Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.

 

В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

 

К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии.

 

 

Что касается понятия общественная собственность, то общественная собственность не устанавливается, а восстанавливается. Восстановление  и установление это не одно и то же.

 

 

Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а, следовательно, и капиталистическая частная собственность есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это — отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства.

Превращение основанной на собственном труде раздробленной частной собственности отдельных личностей в капиталистическую, конечно, является процессом гораздо более долгим, трудным и тяжелым, чем превращение капиталистической частной собственности, фактически уже основывающейся на общественном процессе производства, в общественную собственность. Там дело заключалось в экспроприации народной массы немногими узурпаторами, здесь народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпаторов.

К.Маркс. Капитал. Т.25.  Глава 24. С. 773

 

 

 

Но, если мы ограничимся экспроприацией средств производства и передачей средств производства трудовым коллективам, то останемся на уровне мелкобуржуазных представлений о коммунизме в виде народного капитализма.  И дело здесь в том, что существует юридическое понятие собственность и политэкономическое понятие собственность.  Повторно привожу разъяснение о понятии собственность изложенное в Сообщении «О причинах утраты завоеваний социализма». http://new-communizm.narod.ru/8.2009/36.zavoevanie.cochializma.htm

 

 

Юридическое понятие собственность и политэкономическое понятие собственность далеко не одно и то же. Юридическое понятие собственность всего лишь констатирует факт принадлежности средств производства и устанавливает право распоряжения, владение и пользования средствами производства. Политэкономическое понятие собственность выявляет источник происхождение собственности. Для того чтобы возникла собственность с её принадлежностью отдельному лицу необходимо вступить в определённые отношения в материальном производстве. Отношения в материальном производстве называются производственными отношениями.  Производственные отношения представляют собой процесс обмена продуктами труда. И в то же время в процессе обмена продуктами труда одна из обменивающихся сторон может присвоить чужой труд.  По мере присвоения  и накопления чужого труда образуется частная собственность. Политэкономическое понятие собственность выявляет причину возникновения собственности.  Юридическое понятие собственность оперирует следствием или фактом образованной  собственности. Политэкономическое понятие собственность существует только в системе производственных отношений. Юридическое понятие собственность рассматривается независимо от производственных отношений.

 

М.Б.

 

 

 

Я думаю,  прокомментировал заодно и еще одну Вашу фразу:

 

О.С.

 

 

 

2. Обобществление средств производства осуществляется изменением содержания производственных отношений и производительных сил. С устранением стоимостного содержания производственных отношений и производительных сил и установлением производственных отношений и производительных сил, вытекающих из природы коммунистического производства, одновременно ликвидируется стоимостная экономика.

 

М.Б.

 

 

 

Особенно странно звучат первые слова фразы  "Обобществление средств производства осуществляется изменением содержания..." Это как "обобществление" может "осуществляться изменениями"  какими-то вообще? Вы забываете о понятиях "базис" и "надстройка".  Принадлежность собственности всегда была базисом. А любые отношения всегда были надстройкой. Общественные, межличностные, производственно-экономические, правовые  и пр. Это они "определяемые". А принадлежность собственности - определяющими любые отношения.  Капитализм, и вообще  всё человечество боролось и вело все войны без исключения ЗА СОБСТВЕННОСТЬ, за рабов, земли, золото,  а вовсе не за какие-то  там "отношения". Спросите у любого капиталиста, то для него главное в его жизни.

 

О.С.

 

 

Спрашивается где, в каких произведениях К.Маркс или Ф.Энгельс производственные отношения относили к надстройке общественного производства.

 

 

В об­щественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют оп­ределенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политиче­ский и духовный процессы жизни вообще. He сознание людей определяет их бытие, а, на­оборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего разви­тия материальные производительные силы общества приходят в противоречие с сущест­вующими производственными отношениями, или — что является только юридическим вы­ражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор раз­вивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их око­вы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы бо­лее или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотре­нии таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства — от юри­дических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разреше­ние. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию.

 

К.М. К критике политической экономии (предисловие). СС, т. 13, с. 5

 

 

Изложено яснее ясного, что «Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».  Первичным в общественном производстве являются производительные силы и производственные отношения и отношения собственности в общепринятом понимании «является только юридическим вы­ражением» производственных отношений и производительных сил.  

 

Все без исключения политэкономические понятия образуются только в системе производственных отношений и производительных сил конкретного способа общественного производства, Там, где игнорируются рассмотрение понятий в системе производственных отношений и производительных сил, там нет места политической экономии,  и рассмотрение экономических проблем превращается в обывательские разговоры. Примером этому является Ваши рассуждения о приоритете юридического понятия собственность в общественном устройстве.

 

Для освоения марксисткой политической экономии необходимо изучать произведения классиков и не задавать вопросы капиталистам.  Капиталист не задумывается над тем, что деятельность капитализма осуществляется в соответствии с объективными законами капиталистического производства и материальные условия действия объективных законов находятся в содержании производительных сил и производственных отношениях.   

 

Относительно содержания производственных отношений и производительных сил, которые восстанавливают отношения общественной собственности, можно сказать, что  содержание производственных отношений и производительных сил является центральным положением экономической теории научного коммунизма. Экономическая теория научного коммунизма начинается с того, что выявляются различия в содержании производительных сил коммунизма и капитализма.  Можно написать  тысячу красивых слов о коммунизме,  и если при этом не освоено  содержание  производственных отношений и производительных сил коммунистического производства,  то ничего кроме дискредитации идей коммунизма мы не получим. Более подробно о  содержание  производственных отношений и производительных сил коммунистического производства см.  «О причинах утраты завоеваний социализма».

 

М.Богданов

29 окт. 09 г.

 

На главную страницу

 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz