Диалектика и трудовая
теория стоимости
Ответ Карстену
Известная часть буржуазии желает излечить общественные
недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники
гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы
благотворительности, члены обществ
покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых
разнообразных видов. Этот буржуазный социализм разрабатывался даже в целые
системы.
К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест
Коммунистической партии
Но в другом месте они утверждали, что в ходе развития,
общественные и производственные потребности должны перерасти приспособительные
возможности существующих социальных отношений, что от капитализма придется
отказаться только тогда, когда он не сможет удовлетворять социальные
потребности, как было с рабством и феодализмом. Поэтому только развитие и совершенствование
капитализма, а не произвольное определение возможности революционного переворота
при отсутствии объективных возможностей перехода к более совершенным и
эффективным социальным отношениям, ведет к его эволюционному самоотрицанию.
Волюнтаризм Октябрьского переворота привел к
восстановлению гос- феодальных и частично госкапиталистических отношений,
экономическая эффективность которых намного ниже даже индустриально-
капиталистических отношений.
Болезнь нужно пережить, укрепляя иммунитет - фазы
социального развития необходимо прожить, приобретая исторический опыт -
культуру социального взаимодействия. "Машины времени", для перелета в
"счастливое будущее" с помощью революционного насилия, разрушают
намного больше, чем созидают, поэтому переносят общество не в будущее, а в
прошлое.
Определение индустриальной мощи СССР и России по объемам
выплавки стали и добычи нефти (огульного качества) является лукавым, поскольку
игнорировало качество социальных отношений, что и привело к разложению.
Карстен Владимир
Федорович. 4 авг. 14 00
Участники ИМПУЛЬСА обсуждают и выносят предложения по разработке «Исходных положений коммунистической теории». Если основываться на сообщении Карстена В.Ф., то необходимо приступить к созданию «Исходных положений меньшевистской теории о невозможности построения социализма в отдельно взятой стране».
Перелистывал
эти дни записки Суханова о революции. Бросается особенно в глаза педантство
всех наших мелкобуржуазных демократов, как и всех героев II Интернационала. Уже
не говоря о том, что они необыкновенно трусливы, что даже лучшие из них кормят
себя оговорочками, когда речь идет о мельчайшем
отступлении от немецкого образца, уже не говоря об этом свойстве всех
мелкобуржуазных демократов, достаточно проявленном ими во всю революцию,
бросается в глаза их рабская подражательность прошлому.
Они
все называют себя марксистами, но понимают марксизм до невозможной степени педантски. Решающего в марксизме они совершенно не поняли:
именно, его революционной диалектики. Даже прямые указания
Маркса на то, что в моменты революции требуется максимальная гибкость, ими
абсолютно не поняты, и даже не замечены, например, указания Маркса в его
переписке, относящейся, помнится, к 1856 году, когда он высказывал надежду на
соединение крестьянской войны в Германии, могущей создать революционную
обстановку, с рабочим движением, — даже это прямое указание они обходят и ходят
кругом и около него, как кот около горячей каши.
Во
всем своем поведении они обнаруживают себя, как трусливые реформисты, боящиеся
отступить от буржуазии, а тем более порвать с ней, и в то же время прикрывают
свою трусливость самым бесшабашным фразерством и хвастовством. Но даже и чисто
теоретически у всех них бросается в глаза полная неспособность понять следующие
соображения марксизма: они видели до сих пор определенный путь развития
капитализма и буржуазной демократии в Западной Европе. И вот, они не могут себе
представить, что этот путь может быть считаем образцом
mutatis mutandis , не
иначе, как с некоторыми поправками (совершенно незначительными с точки зрения
общего хода всемирной истории).
Например,
до бесконечия шаблонным является у них довод, который
они выучили наизусть во время развития западноевропейской социал-демократии и
который состоит в том, что мы не доросли до социализма, что у нас нет, как
выражаются разные «ученые» господа из них, объективных экономических
предпосылок для социализма. И никому не приходит в голову
спросить себя: а не мог ли народ, встретивший революционную ситуацию, такую,
которая сложилась в первую империалистскую войну, не мог ли он, под влиянием
безвыходности своего положения, броситься на такую борьбу, которая хоть
какие-либо шансы открывала ему на завоевание для себя не совсем обычных условий
для дальнейшего роста цивилизации?
«Россия
не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм».
С этим положением все герои II Интернационала, и в том числе, конечно, Суханов,
носятся, поистине, как с писаной торбой. Это бесспорное положение они
пережевывают на тысячу ладов, и им кажется, что оно является решающим для
оценки нашей революции.
Ну, а что если своеобразие обстановки поставило Россию,
во-первых, в мировую империалистическую войну, в которой замешаны все сколько-нибудь
влиятельные западноевропейские страны, поставило ее развитие на грани
начинающихся и частично уже начавшихся революций Востока в такие условия, когда
мы могли осуществить именно тот союз «крестьянской войны» с рабочим движением,
о котором, как об одной из возможных перспектив, писал такой «марксист», как Маркс, в 1856 году по отношению к Пруссии?
Что
если полная безвыходность положения, удесятеряя тем силы рабочих и крестьян,
открывала нам возможность иного перехода к созданию основных посылок цивилизации,
чем во всех остальных западноевропейских государствах? Изменилась ли от этого
общая линия развития мировой истории? Изменились ли от этого основные
соотношения основных классов каждом государстве, которое
втягивается и втянуто в общий ход мировой истории?
Если для создания социализма требуется определенный
уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный
«уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств),
то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем
предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе
рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие
народы.
Для
создания социализма, говорите вы, требуется цивилизованность. Очень хорошо. Ну,
а почему мы не могли сначала создать такие предпосылки цивилизованности у себя,
как изгнание помещиков и изгнание российских капиталистов, а потом уже начать
движение к социализму? В каких книжках прочитали вы, что подобные видоизменения
обычного исторического порядка недопустимы или невозможны?
Нашим
Сухановым, не говоря уже о правее их стоящих социал-демократах, и не снится,
что иначе вообще не могут делаться революции. Нашим европейским мещанам и не
снится, что дальнейшие революции в неизмеримо более богатых населением и
неизмеримо более отличающихся разнообразием социальных условий странах Востока
будут преподносить им, несомненно, больше своеобразия, чем русская революция.
Слов
нет, учебник, написанный по Каутскому, был вещью для своего времени очень
полезной. Но пора уже все-таки отказаться от мысли, будто этот учебник
предусмотрел все формы развития дальнейшей мировой истории. Тех, кто думает
так, своевременно было бы объявить просто дураками.
В.И.Ленин.
О нашей революции. По поводу записок Н.Суханова
С точки зрения теории научного коммунизма в процессе отечественного опыта строительства социализма на самом деле социализм не состоялся по различным причинам субъективного и объективного характера. Но в числе различных причин можно выделить одну, и которая видна невооружённым взглядом - это господство меньшевистских представлений о социализме, в кругах которые называли себя и в настоящее время называют коммунистами.
М.Богданов
P.S. Работа В.И.Ленина «О нашей революции» написана в январе 1923 года. Но когда знакомишься с работой, то приходишь к выводу, что критика меньшевизма имеет прямое отношение и применима к современному коммунистическому движению.
В соответствии с регламентом ИМПУЛЬСА в сообщениях не допускаются оскорбительные слова. Но в работе В.И.Ленина «О нашей революции» «оскорбительных» слов в адрес тех, кто считает, что не существует «Машины времени», для перелета в «счастливое будущее» с помощью революционного насилия», больше чем достаточно. И, тем не менее, в нарушении регламента ИМПУЛЬСА не считаю возможным подвергнуть редактированию выдержку из работы В.И.Ленина.
М.Богданов