О ЗАКОНЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

 

 

 

Форум КПРФ

Тема: Новое в теории и современность

Сообщение 2 октября 09 г.

 

 

 

 

Классы, эксплуатация, государство, право, диктатура, демократия ...- это однопорядковые, равноправные, тождественные, друг без друга несуществующие, друг друга дополняющие ПОНЯТИЯ, одновременно зарождающие, совместно развивающиеся, и одновременно снимающиеся (преодолевающиеся) ПОНЯТИЯ. Сущность всех перечисленных явлений КЛАССЫ, исчезает сущность - исчезает явление а у Вас что? Об этом весь марксизм, а Ваш аргумент правильный, но не по данному поводу.

 

ЛАС. Сообщ. 24 сент. 09г.

 

 

 

 

А что у Вас другое мнение по СУЩНОСТИ, кроме общих слов?

Многим уже "задолжал", о законе ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ, который среди ваших вопросов. Поискал в Интернете работу

Горский Д.П. Учение Маркса об обществе. (Критический анализ.) М., "Наука".1994-176с.

 

ЛАС. Сообщ. 26 сент. 09г.

 

 

 

 

§5 О ЗАКОНЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ

 

Выдержка-1

Закон диалектики, действие которого нами было проиллюстрировано на множестве примеров, не сводится ни к одному из известных нам законов диалектики, поскольку включает некую операцию превращения вторичного, производного в первичное, фундаментальное, исходное. Этот закон диалектики мы предлагаем назвать законом диалектического отчуждения. В общей форме его можно сформулировать следующим образом: вторичное, производное, порождаемое в процессе развития первичным, исходным, фундаментальным в гносеологическом смысле, приобретает затем самодовлеющий, самостоятельный статус, находится в противоречивом отношении к первичному и предписывает, диктует последнему свои правила и законы и в этом смысле подчиняет первичное вторичному.

 

 

Надо думать, что Горский Д.П. открыл закон диалектического отчуждения потому, что изучал марксизм по учебникам философии и не знаком с первоисточниками.

 

 

 

... причина и следствие суть представления, которые имеют значение, как таковые, только в применении к данному отдельному случаю: но как только мы будем рассматривать этот отдельный случай в общей связи со всем мировым целым, эти представления сходятся и переплетаются в представлении   универсального     взаимодействия, в котором причины и следствия постоянно меняются местами; то, что здесь или теперь является причиной, становится там или тогда следствием и наоборот.

Ф.Энгельс. Анти Дюринг.  СС. Т. 20, с. 22

 

 

 

 

Выдержка 2

Этот закон занимает особое место среди других всеобщих законов диалектики. Закон диалектического отчуждения по отношению к общественному процессу обладает гораздо более сильными эвристическими, предсказательными потенциями, чем известные три всеобщих закона диалектики. Он может стать источником построения весьма вероятных гипотез о будущем в области общественных наук и при этом плодотворно использоваться при обсуждении различных нововведений, в том числе при решении вопросов о том, может ли превратиться случайное, спорадическое в необходимое, в массовидное, и многих других.

 

 

Спрашивается, какое отношение имеет к марксизму Выдержка 2? Марксизм как наука не основывается на «весьма вероятных гипотезах».   «Более сильными эвристическими, предсказательными потенциями» в сравнении с материалистической диалектикой  обладают колдуны, экстрасенсы и предсказатели будущего. Материалистическая диалектика не пользуется гипотезами, аксиомами, и прибегает к  модным эвристическим озарениям, и не предсказывает будущее. 

 

В основе марксистского метода познания находится материя. Но не абстрактная материя, а материальные отношения людей. Материальные отношения людей, которые осуществляются  посредством обмена продуктами труда, называются производственными отношениями. Содержание  продуктов труда или  содержание производственных отношений определяется способом общественного производства. Способ общественного производства управляется действием объективных экономических законов. Объективные экономические законы, в свою очередь, порождаются материальными условиями, и материальные условия находятся в содержании производственного процесса: в производстве, обмене, потреблении и распределении. Определяющим  признаком  способа общественного производства является содержание  производства, обмена, потребления и распределения, и, следовательно,  различия способов общественного производства необходимо выявлять в производстве, обмане, потреблении и распределении.

 

С одной стороны материальные условия общественного производства порождают  объективные экономические законы. С другой – объективные экономические законы воспроизводят определённые  материальные условия,  обеспечивающие действия объективных экономических законов. Здесь причина и следствие постоянно меняются местами или находятся во взаимодействии.

 

Что касается общественных преобразований, то здесь марксизм, прежде всего, определяет цель преобразований. Под целью преобразований имеется в виду не общие слова о строительстве социализма или коммунизма, а преобразование существующих производственных отношений и производительных сил с установлением новых  производственных отношений и  производительных сил, вытекающих из природы коммунизма. Но для преобразования  производственных отношений и производительных сил необходимы научные знания о содержании производств, обмена, потребления и распределения капиталистического производства  и социалистического производства. Кроме этого, в процессе коммунистических преобразований необходимо учитывать конкретную историческую обстановку. В зависимости от конкретной исторической обстановки или  появлений новых факторов и обстоятельств различного характера  план реализации   строительства нового общественного строя может корректироваться.

 

Например, НЭП, вне сомнения, являлся отступлением от строительства коммунизма. В самом деле, с национализацией средств производства теоретически можно было бы приступить к следующему и основному этапу коммунистических преобразований. Но начинать коммунистические преобразования, когда  народное хозяйство разрушено империалистической и гражданскими войнами, в стране свирепствовал голод и холод, было бы, по меньшей мере, наивно. НЭП ставил своей целью с помощью частного капитала восстановить экономику, и эта мера была вынужденной и необходимой. Только с восстановлением экономики образовались условия для движения вперёд.

 

Вы, т. ЛАС, также как и Горский Д.П., «открыли» новый диалектический закон забегания вперёд. Но в отличие от Горского Вы изложили закон непонятным языком.  Язык Горского понятен и нетрудно видеть, что последний философствует и приводит бессмысленный набор слов, с точки зрения марксистской философии.  Может быть, Ваши студенты понимают следующий тезис.

 

 

В моём мировоззрении закон забегания - ДОСТАТОЧНОЕ ОСНОВАНИЕ структуры социализма.

ЛАС. Собщ. 24 сент. 09 г.

 

 

Но как быть участникам дискуссии, которые давно вышли из студенческого возраста?

 

Как известно, любой объективный закон выявляет устойчивые связи в происходящих процессах или устанавливает зависимость между содержанием и сущностью в происходящих явлениях. Применительно к политической экономии объективные экономические законы выявляют повторяющиеся принципы и характер обменных процессов. Обмен осуществляется сущностями или продуктами труда. Но кроме  сущности – назначения или цели создания продукции, продукт труда имеет содержание в виде затрат труда.  Возникает вопрос, что является содержанием и что является сущностью при действии закона забегания вперёд. 

 

Если под законом забеганием вперёд понимать необходимость опережающего  развития теории с практикой, то это положение является необходимым  условием обеспечивающие общественное развитие. Капитализм может «успешно развиваться» и без теории стихийно, методом проб и ошибок. Но коммунизм может строиться только на основе познанных объективных законов. Поэтому  необходимо предварительно сформулировать основной закон коммунистического производства с ясным и чётким изложением содержания коммунистических производственных отношений и производительных сил. Возникает вопрос, какая связь существует между основным законом коммунистического производства и законом забегания? Относительно чего можно определить происходит ли забегание или наоборот отставание? Если мы не имеем точки  отсчёта, то закон забегания представляет собой не более чем игру пустыми словами.

 

Далее. Под понятием структура в марксизме принимается состав или содержание рассматриваемого субъекта. Структуру имеет капитализм и социализм, как в классовом рассмотрении,  так и с точки зрения содержания производственных отношений и производительных сил. В этом рассмотрении мы имеем материальные условия существования общественных классов и содержание производственных отношений и производительных сил капиталистического производства и коммунистического производства. Коммунистические преобразования ставят своей целью установление структуры коммунистического производства в соответствии с теорией. Теория определяет материальное наполнение структуры и связи между составляющими элементами структуры. Спрашивается, каким образом  закон забеганием вперёд представляет «ДОСТАТОЧНОЕ ОСНОВАНИЕ структуры социализма»? Может быть идея (закон забегания) является основанием структуры  социализма, а не материя (производительные силы и производственные отношения)?

 

Что касается Вашего утверждения относительно классовой проблемы в том, что  «Сущность всех перечисленных явлений КЛАССЫ, исчезает сущность - исчезает явление», то, вне сомнения, что классовая сущность проявляется в самых различных сторонах общественного устройства.  Но сущность сама по себе никогда не исчезает. Сущность может исчезнуть только при ликвидации  содержания явления. Что Вы, т. ЛАС, можете сказать относительно ликвидации материальных условий возникновения и существования общественных классов?

 

М.Богданов.

 

 

 

На главную страницу

 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz