Краткий политэкономический словарь. Конкретный труд

 

 

Конкретный труд – труд человека направленный на создание потребительных стоимостей (полезностей), посредством которых осуществляется удовлетворение общественных или личных потребностей. Образование потребительных стоимостей происходит в завершённом циклами: производство, обмен, потребление и распределение производственном процессе. На каждом из циклов производственного процесса конкретный труд выполняет определённую роль.

 

На первоначальном цикле производственного процесса - «производство» - осуществляется переработка исходного ресурса, расходуется живой и прошлый труд и создаются определённые свойства продукции соответствующие цели создания продукции. Фактические затраты труда в измерении физического времени, использованные для производства продукции, представляют конкретный труд. Но конкретный труд в процессе производства продукции создаёт только возможности использования свойств продукции. В этом рассмотрении продукция, завершённая циклом «производство», является полуфабрикатом и несёт в себе только потенциальные возможности удовлетворения определённых потребностей. Для реализации свойств продукции произведенная продукция по технологической цепочке поступает в процесс «потребление». Устанавливаются отношения непосредственного обмена между производителем и потребителем произведенной продукции.

 

В процессе потребления (эксплуатации, использования) произведенной продукции потребитель, также как и производитель, использует конкретный живой и прошлый труд. Продукция созданная в процессе производства в соединении с трудом потребителя реализует свойства продукции, которые удовлетворяют определённые потребности потребителя. Удовлетворение потребностей потребителя выражается в виде потребительной стоимости. Потребительная стоимость создаётся природной силой, которая приводится в действие с помощью конкретного труда производителя и конкретного труда потребителя.

 

Количественно потребительная стоимость выражается величиной образованного полезного эффекта потребления продукции за вычетом эксплуатационных затрат потребителя и затрат необходимых для нейтрализации побочных эффектов или вредностей, которые закономерно возникают в процессе потребления. Чем выше величина образованного полезного эффекта потребления и ниже эксплуатационные затраты, тем большее значение приобретает образованная потребительная стоимость.

 

Коммунистическое производство является не застывшим производством, а находится в состоянии развития или постоянно повышается эффективность производительной деятельности. Повышение эффективности деятельности обеспечивается выпуском продукции с повышенными потребительными свойствами. Прирост образованных потребительных стоимостей становится основой для регулирования отношений обмена между производителем и потребителем. Потребитель возмещает затраты труда производителю пропорционально приросту образованных потребительных полезностей. Устанавливается социалистический принцип присвоения материальных благ производителем по труду. Мерой труда становится степень удовлетворение потребностей потребителя. Этот же показатель является критерием эффективности производительной деятельности для производителя. Одновременно показатель эффективности производительной деятельности является показателем производительности конкретного труда производителя.

 

 

 

…вышеупомянутое взвешивание полезного эффекта и трудовой затраты при решении вопроса о производстве представляет собой всё, что остается в коммунистическом обществе от такого понятия политической экономии, как стоимость, это я высказал уже в 1844 г.

 

Ф.Энгельс. Анти Дюринг. Социализм

 

Производство, при котором происходит переход от товарного производства к нетоварному (коммунистическому) производству, соответственно при этом устраняется господство абстрактного труда и применяется только конкретный труда, К.Маркс назвал пропорциональным производством.

 

 

 

Отметим, прежде всего, следующее: если предпосылки, при которых цена товара равна их меновой стоимости, предполагаются выполненными; если спрос и предложение покрывают друг друга; если налицо совпадение производства и потребления, т. е. если, в конечном счёте, имеет место пропорциональное производство (так называемые отношения распределения сами суть отношения производства), то вопрос о деньгах становится совершенно второстепенным, и в частности становится совершенно второстепенным вопрос о том, будут ли выпускаться знаки зелёного или синего цвета, жестяные или бумажные, или в какой ещё иной форме люди будут вести общественную бухгалтерию. Тогда в высшей степени нелепо продолжать выдвигать предлог о необходимости произвести исследования относительно действительных денежных отношений.

 

К.Маркс. Экономические рукописи 1857 – 1859 годов. СС, т, 46. Глава о деньгах. С. 95

 

 

В нетоварном производстве конкретный труд не является предметом обмена. Предметом обмена выступает образованная полезность. В отношениях обмена по прямому каналу связи от производителя поступает продукция с определёнными свойствами. Потребителю абсолютно безразличны затраты труда производителя использованные на производство продукции. Потребителя интересует только фактически образованная полезность. В зависимости от образованной полезности потребитель по обратному каналу связи возмещает затраты труда производителю. Тем самым в коммунистическом производстве исключается наиболее характерная черта капиталистического производства обмен труда на труд.

 

Конкретный, непосредственный труд в коммунистическом производстве становится движущей силой развития общественного производства. В процессе «производство» живой труд в соединении с прошлым голые знаменитости женского пола. трудом (орудиями труда) образует производительную силу производства. В процессе «потребление» живой труд в соединении с прошлым трудом образует производительную силу потребления. Производительная сила производства вступает во взаимодействие с производительной силой потребления. В товарном производстве во взаимодействие вступают производительные силы производства или в обмен осуществляется между товаропроизводителями.

 

 

Истина конкуренции состоит в отношении потребительной силы к производительной силе. В строе, достойном человечества, не будет иной конкуренции, кроме этой.

 

Ф.Энгельс.  Наброски к критике политической экономии. СС, т. 4, с. 148

 

 

Понятие конкретный труд, также как и все политэкономические понятия и категории, вытекают из анализа производственных отношений. Производственные отношения представляют собой процесс обмена продуктами труда. В своём содержании продуты труда формируются в соответствие с действием объективных экономических законов конкретного способа общественного производства. Объективные экономические законы действуют или прекращают своё действие при наличии или отсутствия определённых материальных условий, которые порождают действие объективных экономических законов. Основной закон товарного производства – закон стоимости – вступает в действие с господством абстрактного труда в общественном производстве. Коммунистическое производство управляется действием закона потребительной стоимости или обмен осуществляется равными полезностями. Понятие конкретный труд, рассматриваемое в отрыве от категории потребительной стоимости и без выявления функций конкретного труда в завершённом производственном процессе превращается в пустой набор слов.

 

 

  Конкретное     потому     конкретно,   что     оно     есть     синтез     многих     определений,  следовательно,  единство многообразного.

 

К.Маркс.  Экономические рукописи 1857 – 1859 годов. Т. 46. Ч. 1. с. 37

 

 

В процессе опыта строительства социализма понятие конкретный труд не получило своего развития и применения на практике. В общественном производстве господствовал абстрактный труд. Соответственно использовались товарные (стоимостные) производственные отношения. Путь к установлению и развитию коммунистических производственных отношений основанных на категории потребительной стоимости был закрыт.

 

 

Как потребительные стоимости товары различаются, прежде всего, качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно, не заключают  в себе ни одного атома потребительной стоимости.

 

К.Маркс. Капитал. Глава I. - товар. СС, т. 23

 

 

 

 

М.Богданов

 

 

На первую страницу

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz