О роли
денег при
социализме
Сообщение
23 мая
Что
касается
финансового
обеспечения
производственной
деятельности
в настоящее
время, в
частности, в
возможности
получения
оборотных
средств
производственными
предприятиями,
то здесь
определяющим
является
закономерности
рыночной
экономики. В
целом
финансовое
обеспечение,
денежный
оборот
оторван от
потребностей
производства,
преследует
собственные
цели и
представляет
собой
систему
финансового
мошенничества,
взаимных
неплатежей с
использованием
различных
суррогатов
денежных
средств в
виде акций,
облигаций,
всевозможных
расписок,
векселей и
т.д. Причина
этому лежит
на поверхности
и состоит в
том, что
деньги как средство
обмена
рыночная
экономика
превращает в
товар и
капитал. И в
тоже время,
при определении
роли средств
обмена в
общественном
производстве,
необходимо
исходить из того
положения
что
капиталистическое
отношение ...
вытекает не
из природы
денег, а
напротив,
лишь существования
этого
отношения
может
превратить
простую
функцию
денег в
функцию капитала.
К.Маркс.
Капитал. Том II
СС, т, 24, с. 39
Рассматривая
функции
денег в новой
системе
хозяйствования,
можно для
выявления их
особенностей
обратится к
опыту
социалистического
строительства.
Здесь
нетрудно видеть,
что финансовые
средства
выполняли
подчинённую
роль, как
функции
обмена,
накопления,
регулирования
денежного
обращения.
Однако при
всех положительных
сторонах
использования
финансовых
ресурсов, тем
не менее, их
роль в общественном
производстве
состояла в
обеспечении
движения и
возрастания
стоимости.
Деньги и их
совокупность
в виде
финансовых
средств
содержали в
себе в
скрытой
форме
отношения
товарного
способа
производства.
Следовательно,
в новой
системе
хозяйствования
задача в
отношении
денег
состоит не в
отмене денег
вообще, а в
восстановлении
простых
функций -
средств
обмена. С
этой точки
зрения, с восстановлением
функций
денег в
соответствии
их целью
использования
в
производственном
процессе,
денежные
ресурсы
ничем не
отличаются
от ресурсов
производственного
назначения, например,
вещественного,
энергетического
или
информационного
содержания.
Но, при этом,
особенность
финансовых
ресурсов
состоит в том,
что
финансовые
ресурсы не
расходуются при
их использовании.
Понятно, что
также как и
любой производственный
ресурс,
финансовый
ресурс имеет
свою
специфическую
технологию производства
и
использования,
но затраты на
производство
и
использование
составляют
незначительную
часть, в
сравнении с
затратами на
производство
и
использование
производственных
ресурсов в
общепринятом
понимании. И
вместе с этим,
общее в
финансовых и
производственных
ресурсах, в
политэкономическом
смысле,
находится в
том, что в
произведённом
или
созданном
ресурсе
содержится
цель и
назначение,
которые реализуется
в процессе
его
использования.
С определением
цели и
назначения
создания финансового
ресурса и
использованием
его в соответствии
с целью и
назначения -
деньги
приобретают
свои
изначальные
функции или
восстанавливается
роль средств
обмена. В
развитии
этого
положения, с
применением
денег, с
учётом конкретной
потребительной
ситуации
пользователя
денежных
средств, и с
определением
величины
образованной
полезности
их
использования
- деньги приобретают
политэкономические
свойства продукта.
При этом
деньги
теряют
особенность всеобщей
обмениваемости.
Но
исключение всеобщей
обмениваемости,
не исключает
возможность
конкретной
обмениваемости;
в каждом
конкретном
случае в
процессе
использования
денег
образуется величина
полезности,
которая
служит мерой
установления
производственных
отношений
собственника
и
пользователя
финансовых
средств.
Для
выяснения
механизма
превращения
финансовых
средств в “простую
функцию
денег” или
средство
обмена в
новой
системе
хозяйствования,
обратимся к
практическому
примеру, к
транспортному
обеспечению
производственной
деятельности,
которое
имеет общее с
финансовым
обеспечением
в том, что
предметная продукция,
в общепринятом
понимании, в
транспортном
процессе не
создаётся.
В
технологическом
отношении
транспортное
обеспечение
производственного
процесса
состоит в
физическом
перемещении
продукции и,
тем самым,
происходит
соединение
отдельных производительных
элементов в систему
общественного
производства.
В экономическом
рассмотрении
-
транспортное
обслуживание
выражается
объёмом
выполненной
транспортной
работы в денежном
исчислении.
На
определённый
промежуток
времени
грузоотправитель
становится
пользователем
транспортных
средств и с
завершением
технологического
цикла
транспортное
средство
возвращается
владельцу.
Но
кроме
технологической
и
экономической
стороны в
рассматриваемом
цикле производственного
процесса
осуществляется
функциональная
роль
транспортного
обслуживания.
С точки
зрения
грузоотправителя,
на самом деле
принятый
способ
перемещения
грузов не
представляет
какого либо
интереса. Интерес
заключается
в
необходимости
выполнения
функции
перемещения
продукции и в
затратах,
связанных с
оплатой за
выполненную
транспортную
работу. В
зависимости
от того,
принята ли
экономическая
оценка
выполненного
технологического
цикла производственного
процесса в
объёме
выполненной транспортной
работы или в
соответствии
с произведенной
функцией – в
этих
подходах
находится
политэкономическая
основа
образования
товара или продукта.
Аналогичным
образом,
действует
механизм превращения
финансовых
средств в
товар или в
продукт. В
первом
случае,
происходит
плата за
пользование
денежными
средствами, в
соответствии
с процентом,
установленным
банковским
учреждением,
и независимо
от результатов
использования
денежных
средств. Во
втором, - в зависимости
от
выполнения
функций
денежным ресурсом
или
образованной
потребительной
стоимостью -
осуществляется
распределение
полученного
результата
совместной
деятельности.
Изложенное,
представляет
только общую
схему,
принципы
отношений
органов
управления с
управляемыми
предприятиями
в части финансового
обеспечения
производственной
деятельности.
Ясно, что эти
принципы
отношений
представляют
собой общие
положения и,
следовательно,
общие
положения
конкретизируются
и распространяются
на всю
систему
взаимоотношений
экономического
образования,
приобретают
разнообразные
формы в
зависимости
от вида и формы
производимой
продукции. В
этом смысле,
имеется в
виду приведённое
выше
положение в
том, что
действующий
в настоящее
время и ранее
используемый
хозяйственные
механизмы
неприемлемы
для
деятельности
самоуправляемых
трудовых
коллективов
с
рассматриваемых
позиций.
На
первый
взгляд
формирование
новой системы
хозяйствования
возможно при
изменении политэкономических
основ
общественного
производства
в целом.
Однако на
самом деле новую
систему
хозяйствования
можно
осуществить
на практике в
отдельных
экономических
образованиях.
Что касается
создания
отдельных
экономических
образований
или
островков
нового
общественного
строя в
современном
обществе, то
здесь, в
первую
очередь,
скажется
отсутствие
материальных
возможностей.
Однако если
обратиться к
практике, в
частности, к
зарубежному
опыту, то нетрудно
видеть, что в
условиях
капитализма
имеются
реальные
возможности
создания
объединений
самоуправляемых
трудовых
коллективов.
Например, на
протяжении
длительного
времени в
Испании
успешно
функционирует
Мондрагоновская
система
кооперативов
с объёмом
производства
сопоставимым
с валовым
внутренним
продуктом.
Объединение
включает
предприятия
промышленности
и сельского
хозяйства,
переработки
продукции и
строительства,
торговли и
общественного
питания.
Располагает
собственной
банковской
системой,
имеет
печатный орган
и центры по
подготовке и
переподготовке
специалистов.
И это при
всём том, что
теоретическая
основа организации
труда в
системе
кооперативов,
по существу,
представляет
собой идеи
анархо-синдикализма.
На
самом деле, в
организации
новой
системы хозяйствования,
в создании
островков
нового
общественного
строя, отсутствие
материальных
возможностей
является не
самым
главным. Вопрос
заключается
в
необходимости
определения
главной
задачи
современного
левого
движения и
если главная
задача
представляется
в
формировании
социальной
базы
движения, то
сложности и
трудности, в
том числе
материальные
и финансовые,
преодолимы.
Практическая
сторона в
организации
самоуправляемых
трудовых
коллективов
и в их объединении
состоит в
необходимости
создания центров
организации
и
объединения.
Но здесь нет
какой-либо
необходимости
в
формировании
новых
органов
управления.
Дело в том,
что районные,
городские и
областные
комитеты
партий
социалистического
направления
и являются по
существу
центрами
организации
и объединения
самоуправляемых
трудовых коллективов.
Организация
борьбы
трудящихся
за свои
трудовые
права
вытекает из
программных
целей партий
левого направления.
То, что формы
организации
борьбы
трудящихся
могут
меняться в
зависимости
от конкретной
политической
ситуации -
это положение
общеизвестно.
И
никаких
формальных
ограничений
в действующем
законодательстве
для
учреждения "коммерческой"
организации
под
названием, например,
Ассоциация
народных
предприятий, не
существует.
Действующее
законодательство
запрещает
партийную
деятельность
(коммунистического
направления)
непосредственно
на предприятиях,
организациях
и
учреждениях,
но не
существует
ограничений
для
физических
лиц, в данном
случае для
членов
партийных комитетов,
в образовании
юридического
лица с
выполнением
"коммерческой"
деятельности.
Точка
зрения, на
необходимость
кардинального
изменения
методов
политической
деятельности
партий и
движений
социалистической
ориентации
направленную
на
непосредственную
работу с
трудовыми
коллективами,
вне сомнения,
вызовет
критику со
стороны
людей
мыслящих категориями
мировой
революции и
для которых теория
научного
коммунизма
сводится к
учению о
диктатуре
пролетариата.
До некоторой
степени эта
критика
имеет под
собой основание.
Действительно,
с
перемещением
центра
тяжести партийной
работы в
экономическую
и практически
хозяйственную
деятельность,
политические
лозунги
снимаются с
повестки или
становятся
второстепенными.
Партийные
комитеты
преобразовываются
в «Акционерные
общества
открытого типа»’.
Однако, на
самом деле,
именно
отсутствие материальных
возможностей
становится
препятствием
для ведения
активной
политической
деятельности.
Левые силы в
настоящее
время фактически
ограничиваются
заявлениями
о поддержке
борьбы
трудящихся
за свои
права. Недостаточно
заявить о
поддержке,
например, трудовых
коллективов
Выборгского
целлюлозно-бумажного
комбината
или
Александровского
радиозавода.
Необходима
материальная,
финансовая и
юридическая
помощь. Но
этими
возможностями
в настоящее
время партии
социалистического
направления
не
располагают.
И,
наконец,
последнее -
относительно
финансового
обеспечения
партийных
комитетов с выполнением
новой роли
центров
объединения
и
координации
деятельности
самоуправляемых
трудовых
коллективов.
Ясно,
что здесь
вновь
созданным
органам, или
точнее -
действующим
партийным
комитетам с
выполнением
новых
функций, -
необходимо
пройти "процесс
первоначального
накопления
капитала". Но
из этой
необходимости
вытекает только
то, что
"экспроприацию
экспроприаторов"
в части
финансового
капитала, по
крайней мере,
в объёме,
обеспечивающего
собственную
деятельность,
предстоит
произвести
"цивилизованным"
образом, по
всем
правилам
рыночной экономики.
И эту
‘’экспроприацию’’
можно произвести
в процессе
кропотливой
работы с
изучением
всех
тонкостей
финансовой и
банковской
деятельности
и участием в
этой деятельности.
Что касается
кадрового
обеспечения
деятельности
в
"экспроприации
экспроприаторов",
то здесь
необходимо
учитывать
следующее. В
настоящее
время в силу
сложившихся
обстоятельств,
десятки, если
не сотни
тысяч
организаторов
производства
и специалистов,
экономистов
и учёных,
вынуждены, вопреки
своим
собственным
убеждениям,
находиться в
унизительном
положении -
состоять на
службе у
капитала. Но
выполнять
одну и ту же
работу в
интересах
капитала и в
соответствии
со своими
убеждениями -
это далеко не
то же самое.
Новые методы
партийной
работы, которые
основываются
на
необходимости
преобразования
партийных
организаций
в центры объединения
трудовых
коллективов,
раскрывают
перспективы
трудовой
деятельности
не только для
людей занятых
в
производственной
сфере экономики,
но и для
людей
интеллектуального
труда. С этой
точки зрения
экономика
становится
основой
политической
деятельности
и на
экономической
основе
появляется
возможность
формирования
социальной
базы левого
движения. В
практическом
решении
экономических
проблем
можно
образовать
“действительно
широкую и
действительно
достойную
арену борьбы
за
социализм”.
(См. К вопросу
о партийном
строительстве. Р.8. Экономика
как основа
политической
деятельности.
Стр.90)
М.Богданов