Количество и
качество
Форум КПРФ
Сообщение 29 мая
Кап. способ
создает вполне качественные вещи в достаточном количестве, вынужденно руководствуясь
и тем и другим.
Ув.
М.Богданов, как же Вы оторвете "качество" от "количества"?
Это
удивительно. ИМХО, это ни в малой степени не научно, и вообще, ни в какие ворота...
Сообщение А.Грека 28 мая
Уважаемый А.Грек.
С точки зрения житейских представлений и здравого
смысла научные представления всегда абсурдны и не в какие ворота… Например, для средневекового человека то, что земля
представляет форму шара и вращается вокруг солнца, является нелепой выдумкой,
противоречит здравому смыслу и житейской практике. Для современного человека
дикой нелепостью является утверждение, что современное общественное
производство ведёт производство с постоянным и стабильным снижением качества
производимой продукции эффективности производства.
Вы, т. А.Грек, для обоснования своей точки зрения
всегда можете привести примеры производства качественной продукции в
современной экономике. Например, в области производства рекламы. Действительно
по своему качеству отечественная рекламная продукция вполне соответствует
мировым образцам с объёмом производства сопоставимым с отраслью народного
хозяйства. В условиях конкуренции никто не может заставить покупателя
приобретать низкокачественную продукцию. Вы можете выключить телевизор, когда
передаётся реклама, выбросить в мусорный ящик рекламные проспекты и отвернуться
от рекламного щита, когда идёте по улице.
Понятно, скажете Вы, что приведённый пример
характеризует капиталистическую экономику. Социалистическая экономика
развивается по плану и исключено производство ненужной продукции. И всё дело в
том, что «социалистическая» экономика производила массу бесполезных и ненужных
вещей в соответствии с государственным планом и в соответствии с планом распределяла
бесполезную и ненужную продукцию.
Но изложенное мною о том, современная экономика, за
редким исключением, ведёт производство с постоянным снижением качества и
падением эффективности производства, понимания не встретит. Со своей стороны
привести какие-нибудь убедительные доводы, не могу. Точно так же, как для меня
является непосильной задачей разъяснить средневековому человеку устройство солнечной
системы в современном понимании.
Не смогу до тех пор, пока Вы, т. Грек, вместо
изучения модных учебников по рыночной экономике не обратитесь к произведениям
основоположников научного коммунизма.
«Оторвал» количество от качества и определил, что
капиталистический способ производства основывается на мере количество, а
коммунистический - на мере качество, не Богданов, а К.Маркс. Количественный
рост не обязательно приводит к росту качества, а при определенных условиях - к
снижению качества и падению эффективности производства. Мною, и не один раз, на
Форуме приводились выдержки из произведений классиков относительно категории
качество и её роли в системе научных знаний коммунистического способа
производства. В частности, приводилась цитата из «К.Маркс.
Экономические рукописи 1857 – 1859 годов. СС, т, 46.». Но для Вас,
т. Грек приведённые цитаты оказались пустым набором слов. И вы упорно
повторяете обывательскую точку зрения относительно политэкономической категории
качество.
Научная категория качество не имеет ничего общего с
житейскими представлениями о качестве и не сводится к технической
характеристике предмета. Так же как и все политэкономические категории,
категория качество вытекает из системы производственных отношений и включает в
себя производство, обмен, потребление и распределение. Но товарное производство
исключает из применения цикл потребления и применяет единственную меру вещей
общественного производства - абстрактный труд. В товарной экономике нет места
понятиям качество, полезность. Нет места научным понятиям качество, полезность
в головах людей, которые не представляют общественное производство без
применения стоимости и общественно необходимых затрат труда.
«Настоящие» марксисты, которые достигли запредельных
высот в освоении теории марксизма-ленинизма, и с которыми я общаюсь, как
правило, научные работы не читают. Читают только короткие сообщения из
несколько предложений в телеграфном стиле на уровне сводки о прогнозе погоды,
поскольку заняты «творческим развитием» теории марксизма-ленинизма. Не читают
они из-за недостатка времени и работы классиков. Примером «настоящего»
марксиста является известный нам г-н Бойко. Если Вы, т. Грек, не стали
«настоящим» марксистом, то советую Вам предварительно ознакомиться с изложением
проблемы качество в моей работе Критика
концепции рыночного социализма и только после
этого Вы вправе задавать любые вопросы, в том числе и «неудобные», и выступать
с критикой.
То, что экономика, основанная на мере количество,
представляет собой экономику абсурда и нелепостей, и кроме постоянно снижения
эффективности общественного производства разрушает человека как личность, можно
видеть в работе А.А.Фетисова «Обыкновенный фашизм». Но при этом необходимо
постоянно иметь в виду, что понятия развитие человека и эффективность общественного
производства экономики основанной на мере качество и количество далеко не одно
и то же. Советую Вам ознакомиться с работой А.А.Фетисова Обыкновенный фашизм. Выдержку
из работы привожу.
Факт, что в прошлом имело место искусственное взращивание и
увеличение производства того или иного ненужного продукта и что потребителю
навязывались ненужные ему потребности - все это известно чуть ли не с первого
дня существования капиталистического общества. Но тот факт, чтобы искусственно
и надуманно создавались целые отрасли производства ненужного продукта, чтобы в
человеке массово культивировались ненужные ему потребности, при том все - в
грандиозных размерах - с таким фактом человечество сталкивается впервые.
Создание искусственных производств и искусственных потребностей
сейчас имеет место как в области материальных, так и духовных «ценностей». Если
говорить точно, то ценностей ни там, ни здесь при искусственном подходе не
создается, а создаются целиком вещи вредные, в конечном итоге хищнически
опустошающие внешнюю и внутреннюю природу человека и, тем не менее, человеку
приходится идти на такого
рода вредные вещи.
Все более и более становится ясным, что
искусственное создание ненужных человеку производств к искусственное
культивирование в человеке несвойственных ему потребностей ведут, в конечном
счете, к опустошению внешней и внутренней природы, но, вместе с тем, это - спасительное
средство старого мира.
Тот факт, что при избытке продукта погибает человек -
производитель, многим понятен: теряются материальные стимулы к труду, и,
следовательно, теряется сам человек-производитель. А вот тот факт, почему при
избытке продукта разрушается человек-потребитель, остается недостаточно ясным.
Не вдаваясь слишком глубоко и далеко в этот вопрос, сейчас на него можно так ответить.
Все построено на заблуждении человека классового общества. Он до сих пор
думает, более того, он твердо уверен, будто потребности человека и
человеческого общества безграничны.
В голове у этого человека сложилась схема
своеобразного «динамического равновесия»: производство безгранично, потребление
тоже безгранично, оба движутся, вперед уравновешивая, подгоняя, подхлестывая
одно другое и, тем самым, еще более движутся вперед - ввысь, вширь, в глубину. Довольно «стройная» схема сложилась у этого неандертальца! То
обстоятельство, что производство может стать «безграничным» - в этом уже можно
убедиться на примере капитализма, но то обстоятельство, что потребление может
стать безграничным - это еще никем не доказано. Напротив, весь опыт доказывает обратное. Обыкновенная глупость, за которой торчат ослиные
уши дельца, добывающего прибыль, возведенная в ранг государственной мудрости,
веры и морали, - так можно назвать ныне существующее общепринятое представление
о безграничности производства и безграничности потребления.
У человека никогда не было и никогда не будет безграничных
потребностей. Если говорить правду, то естественные потребности у человека
весьма и весьма ограничены. Потребности человека ограничены как его
физиологическими, так и духовными возможностями. Если эту правду несколько
продолжить далее, то надо сказать, что запас потребительских возможностей у
человека уже теперь целиком исчерпан. Тот потребительский Эверест, который
воздвигнут современной буржуазной рекламой, на поверку оказывается совсем не
Эверестом, не собранием нужных человеку вещей, а скорее, это обыкновенная
общественная свалка, по которой уныло бродит современный человек в поисках
нужных ему вещей.
Что же касается производительного
Эвереста, воздвигнутого капитализмом, то здесь надо иметь в виду, прежде всего
растрату общественного труда на войну, лекарства, лечение вздорных болезней*,
пропаганду, рекламу, на создание и обратное разрушение производительных сил, на
запутывание различными способами всех текущих дел в обществе и обратное их
распутывание, на создание, как отмечалось выше, ненужных производств и занятий,
на угнетение и запугивание масс, на
поддержание классового порядка и т.д. - но все это дела старые, известные и
новых естественных потребностей у человека не рождают.
....................................................................................................
*вздорными болезнями мы называем болезни, порождённые классовым
обществом
М.Богданов