О МАТЕРИАЛЬНОМ БОГАТСТВЕ ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

Форум КПРФ

Сообщение  8 октября 08 г.

 

 

 

 

М.Богданов

 

С одной стороны Вы утверждаете, что без разделения труда на умственный и физический, невозможно общественное производство; с другой: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научаться за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов." - т.е. пока рабочие не станут заниматься интеллектуальным трудом, - они всегда останутся "глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике".

 

Иноземцев. Сообщ. 8 сент. 08 г.

 

 

 

Если гипотетически предположить, что все люди физического труда станут заниматься интеллектуальным трудом и управлением производства, то в силу действия объективных экономических законов в действительности  сохраниться классовое деление общества и эксплуатация человека человеком. Сохраниться классовое деление общества и эксплуатация человека человеком даже в том случае, если  люди физического труда займут командные высоты в управлении общественным производством. Из рабочих и крестьян, занятых управлением общественным производством, закономерно образуется господствующий класс. В процессе опыта строительства социализма основой образования нового общественного класса являлись не помещики и капиталисты, а новый общественный класс образовался из рабочих и крестьян. Само участие людей физического труда в управлении общественным производством не означает исчезновение общественных классов, а лишь придаст внешнюю видимость решения классовой проблемы. 

 

 

 

В сущности, говоря, весь вопрос о контроле сводится к тому, кто кого контролирует, т. е. какой класс является контролирующим и какой контролируемым.

 

В.И Ленин. Грозящая катастрофа и как с ней бороться. ПСС, т. 34, с. 175

 

 

 

И дело здесь в том, что решение классовой проблемы основывается  не на наивных представлениях  о необходимости занятия людьми физического труда умственным трудом, а в обобществлении средств производства вообще и интеллектуальных средств производства - первую очередь.

 

Но понятие общественная собственность на средства производства в политэкономическом смысле представляет собой не принадлежность средств производства, а определённую систему производственных отношений. Система производственных отношений образует собственность частную, государственную или общественную собственность. Не собственность - частная, государственная или общественная – воспроизводит производственные отношения, а наоборот – производственные отношения устанавливают определённый тип собственности.

 

Производственные отношения, в свою очередь, в зависимости от способа общественного производства, используют различные критерии оценок материальных ценностей или применяют различные понятия общественного богатства. На основе используемого критерия материальных ценностей осуществляются производственные отношения. Критерии материальных ценностей определяют принципы обмена продуктами деятельности между людьми в материальном производстве. Очевидно, что на основе буржуазных ценностей невозможно установить производственные отношения, которые образуют общественную собственность на средства производства.

 

Сторонник КПРФ Иноземцев рассматривает роль физического труда в общественном производстве и  категорической форме утверждает, что «Так было и будет всегда».

 

 

 

Именно в «Капитале» чётко показано, что источником всяких богатств (т.е. блага) является не компенсируемый (неоплачиваемый) труд работника, производящего средства и условия нашей жизни (потребительскую стоимость). И нет ни в природе, ни в корпусе общественно необходимой деятельности, ни в науке, ни в религии, ни в деньгах и проч., проч., источника потребительской стоимости, кроме труда сельского и промышленного рабочего. И это действительно так: единственное существо, которое может производить и производит больше, чем потребляет – это мужик. И именно на этом избытке («а-а-а, - сделаю ещё!») существуют и семья, и общество, и государство. Так было, есть и будет всегда, всё остальное только обслуживает, охраняет, побуждает стимулом этот труд и делают его более продуктивным, т.е. всё меньшую часть рабочего времени работник работает на себя, с чем он молчаливо соглашается, пока есть для него убедительные доводы о рациональном использовании этого избытка.

И никакими ухищрениями невозможно извлечь этот факт из экономической жизни общества и из нашего сознания.

 

Иноземцев. Там же

 

 

 

Утверждать, конечно, можно что угодно. Например, утверждать, что Солнце вращается вокруг  Земли. Или, что в «Капитале» чётко показано, что источником всяких богатств (т.е. блага) является не компенсируемый (неоплачиваемый) труд работника, производящего средства и условия нашей жизни (потребительскую стоимость)».  

 

К.Маркс никогда и нигде не утверждал, что труд является «источником всяких богатств». Труд является  источником богатства только в представлениях буржуазного общества, и буржуазия преследует свои цели, принимая в качестве богатства труд человека. И дело здесь в том, что в произведенной стоимости – материальном богатстве капиталистического производства - не содержится не «одного атома потребительной стоимости» (К.Маркс. Капитал. Том I. СС, т. 23, с. 82).           

 

 

 

Труд не есть источник всякого богатства. Природа в такой же мере источник потребительных стоимостей (а из них-то ведь и состоит вещественное богатство!), как и труд, который сам есть лишь проявление одной из сил природы, человеческой рабочей силы. Приведенную выше фразу вы встретите во всяком детском букваре, и она правильна постольку, поскольку в ней подразумевается, что труд совершается при наличии соответствующих предметов и орудий. Но в социалистической программе не должны допускаться подобные буржуазные фразы, обходящие молчанием те условия, которые одни только и придают им смысл.

К.Маркс. Критика Готской программы. СС, т. 19

 

Богатство общество создаётся не только живым физическим трудом человека, но прошлым трудом (по отношению к физическому труду) учёных, изобретателей, конструкторов, инженеров, организаторов производства и условиями природы, которые выступают в роли орудий труда. Кроме этого, сам процесс труда сводится к извлечению природной силы из природной системы и применению её в материальном производстве.  Соответственно, если исходить из понятия социальная справедливость, то  в произведенном продукте необходимо выделить и распределить части созданные живым трудом, прошлым трудом и «трудом» природы. Распределению подлежат не затраты труда, использованные для извлечения и преобразования природных сил, а способность природных сил образовывать полезности.

 

В то же время распределение в  соответствии с экономической теорией научного коммунизма не только является продолжением процесса обмена, но и совпадает с  обменом (К.Маркс. Экономические рукописи 1857 – 1859 годов. СС, т, 46. Глава о деньгах. СС. Т. 46. Ч. I. С. 95). При условии обмена и распределения на основе меры труда в общественном производстве исключается присвоение чужого труда и устанавливается равенство, эквивалентность обмена в производственных отношениях. Сам принцип  эквивалентного обмена основывается на образованной полезности или потребительной стоимости.

 

Таким образом, потребительные стоимости образуют материальное богатство коммунистического общества и образуются потребительные стоимости при потреблении (использовании) продуктов, произведенных живым и прошлым трудом человека, а также природными условиями. В потребительной стоимости концентрируется результат отношений людей и результат отношений человека и природы.

 

Поскольку предметом изучения политической экономии социализма является выявление законов обменных процессов в материальном производстве с одной стороны - людей; с другой стороны – людей и  природы, которые осуществляются  посредством вещей, то «вещь» - потребительная стоимость - является основополагающей категорией экономической теории научного коммунизма. При этом необходимо иметь в виду, что источником потребительных стоимостей является природа.

 

Что касается повышения эффективности производства, то здесь необходимо различать понятия эффективность товарного производства и нетоварного (социалистического) производства. Товарное производство в качестве критерия эффективности применяет рост затрат общественного труда в сопоставлении с издержками производства безотносительно к образованным потребительным стоимостям. Социалистическое производство в качестве критерия эффективности применяет прирост  отношения образованной потребительной стоимости к затратам труда, затраченным при производстве продукции. При этом в общественном производстве полностью исключается применение затрат общественного труда. Отношение образованной потребительной стоимости к затратам труда в экономической теории научного коммунизма называется производительностью труда. Следовательно, мы имеем производительность труда нетоварного (социалистического) производства и производительность труда товарного (капиталистического) производства. Применение понятия производительности труда в марксистском смысле  не только к труду физическому, но и умственному создаёт возможности для превращения любого труда в производительный труд. В коммунистическом производстве никто никого не обслуживает. Любая производительная деятельность осуществляет выпуск продукта труда и количественное выражение производительности труда. Производительность труда определяет количество материальных благ получаемых производителем на основе меры труда.

 

Относительно призыва Иноземцева о том, что «интеллектуалам» необходимо иметь «Совесть и чётко следовать её требованиям».  

 

 

 

А интеллектуалам (в т. ч. и "политикам") надо чётко осознавать этот факт и, в своей деятельности, осознавать своё долженствование перед работником физического труды, т.е. иметь Совесть и чётко следовать её требованиям. - На чём, в общем, то, марксизм-ленинизм и настаивает.

 

Иноземцев. Там же

 

 

Можно сказать следующее. Совесть,  как известно,  не является категорией марксистской политической экономии. Только любители туманно порассуждать на обывательском уровне о марксистско-ленинской теории применяют «научную» «категорию» «Совесть». Можно постоянно призывать к совести и в тоже время являться сторонником товарного производства и, тем самым, сохранять эксплуатацию человека человеком. Можно не употреблять слово совесть и работать над экономической теорией, основанной на равенстве отношений обмена в общественном производстве и исключающую применение в производстве товара и стоимости.

 

 

М.Богданов

 

 

 

На главную страницу

 

Сайт управляется системой uCoz