О МАТЕРИАЛЬНОМ БОГАТСТВЕ ОБЩЕСТВА
Форум КПРФ
Сообщение
8 октября
М.Богданов
С одной стороны Вы утверждаете, что без разделения труда
на умственный и физический, невозможно общественное производство; с другой: "Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и
самообмана в политике, пока они не научаться за любыми нравственными,
религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями
разыскивать интересы тех или иных классов." - т.е. пока рабочие не станут
заниматься интеллектуальным трудом, - они всегда останутся "глупенькими
жертвами обмана и самообмана в политике".
Иноземцев. Сообщ. 8 сент.
Если
гипотетически предположить, что все люди физического труда станут заниматься
интеллектуальным трудом и управлением производства, то в силу действия
объективных экономических законов в действительности сохраниться классовое деление общества и
эксплуатация человека человеком. Сохраниться классовое деление общества и
эксплуатация человека человеком даже в том случае, если люди физического труда займут командные высоты
в управлении общественным производством. Из рабочих и крестьян, занятых
управлением общественным производством, закономерно образуется господствующий класс.
В процессе опыта строительства социализма основой образования нового
общественного класса являлись не помещики и капиталисты, а новый общественный
класс образовался из рабочих и крестьян. Само участие людей физического труда в
управлении общественным производством не означает исчезновение общественных
классов, а лишь придаст внешнюю видимость решения классовой проблемы.
В сущности, говоря, весь вопрос о контроле сводится к
тому, кто кого контролирует, т. е. какой
класс является контролирующим и какой контролируемым.
В.И Ленин. Грозящая катастрофа и как
с ней бороться. ПСС, т. 34, с. 175
И дело здесь в том, что решение классовой проблемы основывается не на наивных представлениях о необходимости занятия людьми физического труда умственным трудом, а в обобществлении средств производства вообще и интеллектуальных средств производства - первую очередь.
Но понятие общественная собственность на средства производства в политэкономическом смысле представляет собой не принадлежность средств производства, а определённую систему производственных отношений. Система производственных отношений образует собственность частную, государственную или общественную собственность. Не собственность - частная, государственная или общественная – воспроизводит производственные отношения, а наоборот – производственные отношения устанавливают определённый тип собственности.
Производственные отношения, в свою очередь, в зависимости от способа общественного производства, используют различные критерии оценок материальных ценностей или применяют различные понятия общественного богатства. На основе используемого критерия материальных ценностей осуществляются производственные отношения. Критерии материальных ценностей определяют принципы обмена продуктами деятельности между людьми в материальном производстве. Очевидно, что на основе буржуазных ценностей невозможно установить производственные отношения, которые образуют общественную собственность на средства производства.
Сторонник
КПРФ Иноземцев рассматривает роль физического труда в общественном производстве
и категорической форме утверждает, что «Так было и будет всегда».
Именно в «Капитале» чётко показано, что
источником всяких богатств (т.е. блага) является не компенсируемый
(неоплачиваемый) труд работника, производящего средства и условия нашей жизни
(потребительскую стоимость). И нет ни
в природе, ни в корпусе общественно необходимой деятельности, ни в науке, ни в
религии, ни в деньгах и проч., проч., источника потребительской стоимости,
кроме труда сельского и промышленного рабочего. И это действительно так: единственное
существо, которое может производить и производит больше, чем потребляет – это
мужик. И именно на этом избытке («а-а-а, - сделаю ещё!») существуют и семья, и
общество, и государство. Так было, есть и будет всегда, всё остальное только
обслуживает, охраняет, побуждает стимулом этот труд и делают его более
продуктивным, т.е. всё меньшую часть рабочего времени работник работает на
себя, с чем он молчаливо соглашается, пока есть для него убедительные доводы о
рациональном использовании этого избытка.
И никакими ухищрениями невозможно извлечь этот факт из
экономической жизни общества и из нашего сознания.
Иноземцев. Там же
Утверждать, конечно, можно что угодно. Например, утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли. Или, что в «Капитале» чётко показано, что источником всяких богатств (т.е. блага) является не компенсируемый (неоплачиваемый) труд работника, производящего средства и условия нашей жизни (потребительскую стоимость)».
К.Маркс
никогда и нигде не утверждал, что труд является «источником
всяких богатств». Труд является источником богатства только в представлениях буржуазного
общества, и буржуазия преследует свои цели, принимая в качестве богатства труд
человека. И дело здесь в том, что в произведенной стоимости –
материальном богатстве капиталистического производства - не содержится не
«одного атома потребительной стоимости» (К.Маркс. Капитал. Том I. СС, т. 23,
с. 82).