КООПЕРАТИВНЫЙ СПОСОБ

 ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА

 

 

 

 

 

 

Форум КПРФ

Сообщение  6 октября 07 г.

Продолжение

Начало см. Сообщение  19 сент. 07 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

В сущности, говоря, весь вопрос о контроле сводится к тому, кто кого контролирует, т. е. какой класс является контролирующим и какой контролируемым.

 

В.И Ленин. Грозящая катастрофа и как с ней бороться. ПСС, т. 34, с. 175

 

 

 

 

Для точного понимания мысли Ленина надо ещё добавить ЦЕЛЬ контролирования одним классом другого класса.

 

В.Белл. Сообщ . 19 сент. 07 г.

 

 

 

В.Белл относиться к числу тех людей, которые имеют свою точку зрения по любому поводу и любому вопросу. Рассматривая выше приведенное положение В.И.Ленина о классовом характере контроля, В.Белл дополняет тем, что необходимо дополнить «ЦЕЛЬ контролирования одним классом другого класс». Цель контроля В.Белл понимает в следующем.

 

 

 

Если ЦЕЛЬЮ контролирования является ОСОЗНАННОЕ СОЗИДАНИЕ совместными трудами, талантами, способностями людей ЛУЧШЕГО ОБЩЕГО БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ - то есть, выражение и защита в настоящем интересов БУДУЩЕГО ЛЮДЕЙ - это пролетарская ЦЕЛЬ и коммунистическое общество

 

В.Белл. Там же

 

 

 

В Сообщении 17 сентября 07 г. мною изложены критические замечания относительно понимания  Хендаром о роли контроля в общественном производстве. Но ответ на критику до настоящего времени не поступил. Не поступил потому, что для ответа необходимо понять смысл изложенного материала. Но в своих представлениях о социализме Хендар остановился на «первой неуклюжей» ступени общественного устройства. (К.Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». См. Сообщ. 19 сент. 07 г.)  В этой системе представлений нет места приведенным положениям теории научного коммунизма. Поэтому ответ можно не ждать. Можно, конечно, поступить так, как поступают многие на Форуме: ответ оппоненту изложить набором ругательных слов. Понятно, что Хендар как человек тактичный и вежливый не может себе позволить превратить научную дискуссию в базарную ругань с употреблением непечатных слов.

 

Судя по сообщению 19 сент. 07 г., В.Белл человек не только тактичный и вежливый, но и «думающий», поскольку «дополняет» важное положение теории, сформулированное В.И.Лениным о классовом характере контроля. Однако для тех, кто внимательно изучал произведения классиков нетрудно видеть, что здесь имеет место искажение и извращение положения теории научного коммунизма.

 

Мысль В.И.Ленина в приведенной выше цитате проста и состоит в том, никакой контроль не может решить классовой проблемы. Можно установить политическое господство рабочего класса в обществе и установить жесточайший контроль над управляющими со стороны рабочего класса в понимании Хендара. Можно в процессе контроля строго руководствоваться критериями «созидания  развития» общества в понимании В.Белла. Но в конечном итоге контролирующие станут контролируемыми, и воспроизведётся классовая структура общества.

 

Классы не уничтожаются контролем и сохраняются до тех пор, пока не устранятся причины возникновения и существования классов. Причина возникновения и существования классов находится в системе производственных отношений. Производственные отношения представляют собой отношения обмена продуктами деятельности. Продукты деятельности создаются в процессе производства при соединении живой силы с предметами и орудиями труда. Применительно к причинам возникновения и существования классов, которое является следствием разделения труда, здесь мы имеем разделение труда людей занятых производством вещественных, предметных и информационных предметов и орудий труда. Соответственно господствующий класс является собственником интеллектуальных предметов и орудий труда. В общественном производстве образуется производительная сила, связанная с интеллектуальной деятельностью. Понятно, что социализм не устраняет интеллектуальную деятельность. Но социализм обобществляет интеллектуальные средства производства. Само обобществление состоит в установлении производственных отношений исключающих присвоение чужого труда. И всё дело состоит в том, что производительная сила интеллектуальной деятельности и соответствующие производительной силе производственные отношения при любых условиях и обстоятельствах создают неравенство в процессе обмена и присвоение чужого труда. Следовательно, предстоит выяснить, что в своём содержании представляют производительные силы и производственные отношения, образующие неравенство людей, и какие преобразования необходимо внести в производительные силы и производственные отношения, исключающие присвоение чужого труда.

 

Но подобного рода вопросы у В.Белла не возникают. В.Белл занят «созданием» теории «созидание развития», и «дополняет» определение классы в изложении В.И.Ленина.

 

 

 

Классы выделяются по роли и месту в общественном производстве.

 

Роль и место интеллигенции в общественном производстве, я указал - СОЗДАНИЕ РАЗВИТИЯ.

По этой роли и месту в общественном производстве, она и выделяется.

 

В. Белл. Сообщ. 21 сент. 07 г.

 

 

 

Приведено положение повторяет научное определение классы в том, что «Классы выделяются по роли и месту в общественном производстве». Из приведенного положения вытекает необходимость выявления места и роли в общественном производстве людей занятых умственным трудом, в частности, научной деятельностью, имею в виду, что наука при капитализме стала непосредственной производительной силой. Однако В.Белл «дополняет» ленинское определение классы тем, что интеллигенция по своей роли и месту в общественном производстве всегда «созидает» и «развивает».

 

 

 

Капитализм менее чем за сто лет своего классового господства создал более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые.

К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии

 

 

 

 

Вне сомнения, что грандиозные производительные силы можно создать только «совместными трудами, талантами, способностями людей». Определяющую роль при этом выполняет технологическое применение науки в производстве. Точка зрения В.Белла состоит в том, что если в условиях капитализма наука приводит к развитию производительных сил и социализм не отрицает развитие производительных сил, то применение науки в производстве при социализме закономерно приведёт к «созиданию развития».

 

Но точка зрения В.Белла с «пролетарской» прямотой подвергается критике Хендаром.

 

 

 

Существенно лишь то, что роль умственных усилий никто и нигде не отрицает. Речь идет лишь о том, кому принимать политические решения, кому учеными политически командовать, кто должен им давать задания - Абрамовичи с Прохоровыми или слесаря Сидоровы. Поэтому речь идет, по сути, не об ученых, а о политиках. А Белл как враг марксизма и социализма не хочет прихода рабочих к власти, поэтому он тут и носится.

 

Поэтому вся суета Белла направлена лишь на то, что бы вместо Абрамовичей, которые ему хорошо платят, к власти не пришли рабочие, которые его будут ломать, как политического лакея капитала.

 

Хендар. Сообщ. 21 сент. 07 г.

 

 

 

«Марксист» Хендар поверхностно знаком с марксизмом и поэтому не знает важного положения марксистской теории, что политика есть концентрированное выражение экономики. Также «марксист» Хендар не знает, что политические отношения определяются и вытекают из производственных отношений. Производственные отношения, в свою очередь, формируются объективными экономическими законами.

 

Капитализм создал гигантские производительные силы, поскольку ликвидировал феодальные производственные отношения и установил товарные производственные отношения, основанные на стоимости. Новые производственные отношения раскрыли простор для развития капиталистических производительных сил. Но созданные производительные могут воспроизводить только товарные (капиталистические) производственные отношения. При этом не имеет значения, ведется ли общественное производство под контролем рабочего класса на основе планов социально экономического развития или с целью «созидания  развития». В любом случае  в соответствии с действием объективного экономического закона воспроизведётся государственный капитализм.

 

Политическими мерами можно только ускорить или замедлить развитие производительных сил. Но природу производительных сил политическими методами изменить невозможно. Изменить природу производительных сил можно при установлении новых производственных отношений и введением в действие в общественном производстве новых производительных сил, вытекающих из природы социализма. Что представляют собой социалистические производственные отношения и соответствующие производительные силы можно ответить только на основе научных знаний. Система научных знаний, в свою очередь, выстраивается на базе понятий и категорий. Но что представляют собой понятия и категории системы научных знаний социалистического производства на этот вопрос ни В.Белл, ни Хендар не ответят. Вернее ответ можно получить в виде житейских рассуждений об экономике.

 

Предположим, что с ликвидацией частной собственности установлен контроль рабочего класса в общественном производстве в полном соответствии с представлениями Хендара о рабочем «социализме». Но с ликвидацией частной собственности устраняются прежние эксплуататорские классы. Поэтому контроль можно установит только применительно к вновь образованному классу. Вновь образованный класс представляет собой людей умственного труда занятых организацией общественного труда и ведением общественного производства. Контролировать абрамовичей и прохоровых нет необходимости по причине их отсутствия. Контроль можно осуществлять над деятельностью нового классового образования, задача которого состоит в росте экономики и производительных сил на основе достижений научно-технического прогресса. Очевидно, что  рост производительных сил при этом может осуществиться только посредством роста производительной силы производства.

 

Спрашивается, в каких целях может вести контроль рабочий класс в политэкономическом смысле. Ничего другого кроме, контроля над производительной силой производства рабочий контроль осуществить не может. Другими словами рабочий контроль может только ускорить или замедлить развитие государственного капитализма, поскольку для товарного (капиталистического) производства движущей силой является производительная сила производства. Но в обществе сохраниться классовое деление и эксплуатация человека человеком. Кроме этого закономерно восстанавливается товарное производство.

 

«Марксист» Хендар постоянно выступает о необходимости ликвидации товарного характера производства. Однако если внимательно  рассмотреть модель нетоварного «социализма» Хендара, то нетрудно видеть, что нетоварный «социализм»  Хендара представляет собой метод организации труда, применяемый в исправительно-трудовых учреждения. Для «марксиста» Хендара критерием истины является «практика». А практика труда заключённых, как известно, действительно исключает в процессе производства применение товара и денег.

 

Что касается позиции В.Белла, относительно необходимости ликвидации товарного характера производства при социализме, то В.Белл занят глобальными проблемами, созданием «теории» «созидания развития» и такой «мелочи» как товарный характер или нетоварный характер производства внимания не уделяет. Для В.Белла -  главное это будущее общества. Достаточно установить контроль класса интеллигенции в общественном производстве и «созидание развития» обеспечено. Неважно сохранятся ли товарные отношения, или установятся нетоварные,  для В.Белла значения не имеет.

 

Спрашивается, какой способ общественного производства является более предпочтительным? Способ производства с сохранением товарного характера производства, с классовым делением общества и с господством в обществе рабочего класса или способ производства с сохранением товарного характера производства, с классовым делением общества и с господством класса интеллигенции. Ответ, для тех, кто внимательно изучал произведения основоположников научного коммунизма, очевиден.

 

 

М.Богданов

 

На главную страницу

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz