ОБ ОДНОМ РЕАКЦИОННОМ НАПРАВЛЕНИИ

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

 

 

 

 

Форум КПРФ

Сообщение  17 марта 09 г.

 

 

 

 

 

 

 

С целью предотвратить возможные недоразумения по поводу первого пункта в предыдущем сообщении:

 

Хало В. писал(а):

1) "Производственные отношения" с формальной стороны — это отношения между людьми. Отсюда возникла необходимость исследовать отношения между людьми вообще.

Сделаю дополнительные разъяснения по этому пункту.

 

На это меня подталкивает распространённая ошибка левых теоретиков, которые за производственными отношениями не хотят видеть отношения между людьми и во главу угла производственных отношений ставят отношение людей к продуктам их труда.

 

Но поскольку, что собой представляет «продукт труда» конкретного человека в условиях общественного производства до сих пор однозначно не определено, постольку под производственными отношениями понимается отношения людей ко всему, что окружается человека. И даже если в это окружение случайным образом попадает сам человек, и таким образом, из производственных отношений не исключаются отношения между людьми — это не устраняет принципиальную ошибку данного подхода.

 

Хало В. Сообщ. 13 марта 09 г.

 

 

Давным-давно известен приём демагогов, которые они применяют в научных спорах: сначала приписывается оппоненту какая-нибудь нелепость, а затем обрушиваются на оппонента с беспощадной критикой.

 

Спрашивается, где вычитал Хало В. о том, что марксисты «во главу угла производственных отношений ставят отношение людей к продуктам их труда». В соответствии с марксистской теорией  производственные отношения в своём содержании представляют собой только отношения обмена людьми продуктами труда. Отношение людей посредством продукта труда и отношение людей к продукту труда далеко не одно и то же. У домохозяек, конечно,  может возникнуть определённое «отношение» к продукту труда и своё «отношение» (мнение) о продукте труда домохозяйка может выразить словами, например, гнилая картошка, прокисшее молоко и т. д. 

 

Там где нет обмена продуктами труда, там нет, и не могут возникнуть производственные отношения в политэкономическом смысле. В отношениях людей могут образоваться различные виды отношений и связей, но марксизм из всех многочисленных отношений и связей в качестве исходного положения теории принимает те отношения, которые связаны с обменом продуктами труда. Материалистическая диалектика в основу метода исследования принимает только производственные отношения, связанные с обменом продуктами труда.

 

Хало В. в своих многочисленных сообщениях никогда не  приводил и не приведёт точку зрения классиков относительно производственных отношений и отделывается словами вроде:

 

К.Маркс, конечно, употреблял словосочетание производственные отношения, но он не понимал смысла используемых  слов.

 

Не приводил и не приведёт Хало В. определение понятия производственные отношения в изложении классиков, по той простой причине, что определение классиков не оставит камня на камне от определения, которое пытается навязать участникам Форума Хало В. То,  что пытается навязать Хало В., является не научным определением понятия производственные отношения, а житейскими представлениями о производственных отношениях.

 

Далее. Относительно понятий содержание и сущность.

 

 

Есть классическое философское положение о сущности и явлении.

 

Сущность некоторого явления имеет место не вне явления, а в нём самом.

 

Сущностью явления являются материальные элементы, из которых состоит явление, и те связи и отношения, в которых находятся между собой материальные элементы данного явления. Эти связи и отношения представляют собой внутренние связи и отношения данного явления.

 

 

Данных общепринятых философских положений не придерживается известный на форуме М.Богданов, но это не мешает положениям оставаться классическим, а М.Богданову — заблудившимся в данном вопросе.

 

Там же

 

 

Когда дело касается философских вопросов, то здесь Хало В. меняет тактику изложения материала и прикидывается простачком. Существуют классические, общепринятые философские понятия содержание и сущность, заявляет Хало В., и если М.Богданов не придерживается классических определений, то это его личное дело, и он может сколько угодно «заблуждаться в данном вопросе». Но Хало В., судя по сообщению, не намерен заблуждаться, и в философии пользуется современными  «научными» знаниями.

 

Вообще науки и вообще философии не существует. Существует буржуазная наука и буржуазная философия,  а также  марксистская наука и марксистская философия. То, что Хало В. преподносит под названием «классическое философское положение о сущности и явлении» на  самом деле является классическими определениями буржуазной философии и ничего общего не имеет с марксистскими понятиями содержание,  сущность и явление.

 

Хало В. прикидывается простачком и рассуждает вообще о философии в расчёте на то, что участники Форума не знакомы философскими работами классиков, в частности, с работой В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». В этой работе в 1908 году В.И.Ленин ясно сформулировал, что основным вопросом философии является не признание первичности материи или сознания, а борьба между материализмом и  эмпириокритицизмом. Различия в философских направлениях состоят в используемых методах познания. Эмпириокритицизм, который имеет своим основанием метафизику и в  настоящее время называется позитивизмом, по существу, является современным научным методом познания и применяется в естествознании. Характерной особенностью позитивизма является изучение материальных объектов только со стороны содержания. Сущностная сторона, не рассматривается и не принимается во внимание и понятие сущность сводится к понятию содержание. Вполне закономерно, что  Хало В., приводит путаные понятия о содержании, сущности и явлении, которые можно назвать пустым набором слов. В какой-то мере Хало В. признаёт, что существуют внешние связи и отношения явления, но «они будут таковыми, каковы внутренние элементы данного явления». Другими словами: содержание есть сущность, а сущность есть содержание.

 

 

Данное явление находится в некоторых связях и отношениях к внешнему по отношению к нему миру. Эти связи и отношения являются внешними по отношению к данному явлению. И они будут таковыми, каковы внутренние элементы данного явления и в каких связях и отношениях между собой эти внутренние элементы находятся.

 

Там же

 

 

 

Материалистическая диалектика чётко различает понятия внутреннее содержание явления и внешнее выражение. Внутреннее содержание представляет количественную сторону рассматриваемого явления, внешнее выражение - сущность или качество явления. Внутреннее  содержание никогда не совпадает с внешнем выражением. Здесь количество (содержание) переходит в качество (сущность) и качество не сводится к количеству. Окружающий материальный мир, как известно, находится в постоянном изменении и развитии. Изменения и развитие происходят вследствие того, что вещи материального мира обмениваются сущностями. При обмене сущностями происходит обогащение внутреннего содержания, изменяется структура объекта, усложняются внутренние связи. Количественные изменения внутреннего содержания приводит к новому качеству, которое проявляется вне объекта - в образованной сущности.  Задача науки, которая стоит на материалистических позициях, состоит в выявлении устойчивых, повторяющихся связях в окружающем мире. Поскольку в  окружающем мире связи являются не односторонними, и в действительности происходит взаимный обмен сущностями, то выявленные закономерности обменных процессов, или вывяленные зависимости между содержанием и сущностью называются объективными законами.

 

В политической экономии  положения материалистической диалектики применяются следующим образом. Поскольку политическая экономия рассматривает осознанную деятельность человека, то, прежде всего, о содержании и сущности процесса труда с точки зрения цели труда.

 

В процессе труда, как известно, происходят затраты труда и создаются предметы труда. Предметы труда являются целью процесса труда или  сущность процесса труда находится в продуктах труда. Предметы труда создаются для внешнего потребления, и  соответственно сущность процесса труда может образоваться в процессе потребления произведенной продукции. Образованный результат потребления количественно выражает сущность процесса труда. Для того чтобы образовалась сущность процесса труда необходимо произведенный продукт передать потребителю. Потребитель, в свою очередь,  возмещает  производителю затраты производителя использованные в процессе производства продукции.

 

Прямое движение произведенной продукции и  обратное движение материальных благ между участниками производственного процесса в политической экономии называется производственным отношением. Очевидно, что производственное отношение или производственный обмен может состояться  при наличии произведенного продукта труда,  его потреблении и распределении результата производственного процесса. В то же время  производство, обмен, потребление и распределение формируются не случайным образом, и подчиняется действию объективных экономических законов. В зависимости от действия объективных экономических законов происходят изменения в производстве, обмене, потреблении и распределении. Объективные экономические законы с одной стороны определяют принципы обменных процессов. С другой – объективные экономические законы позволяют выявить материальное содержание составляющих частей производственного процесса: производство, потребление и распределение, применительно к конкретному способу общественного производства. Выявить различия в содержании производства, обмене, потреблении и распределении по существу означает определение существенных признаков способа общественного производства. Но, повторяю, что определение признаков способа общественного производства начинается с формулировки основного экономического закона.

 

Но для Хало В. элементарные положения материалистической диалектики не существуют.

 

 

Сущностью общества являются "люди" и "связи и отношения" между людьми. Но поскольку сущность современного человека за последние несколько тысяч лет практически не изменилась, постольку изменение сущности общества происходит и может происходить преимущественно за счёт изменения связей и отношений между людьми.

 

В связи с этим, если мы хотим изменить сущность общества с эксплуататорской на неэксплуататорскую или, другими словами, с буржуазной на коммунистическую, — у нас есть только один путь: изменить связи и отношения между людьми.

 

Всё попытки изменить сущность общества путём изменения отношений между человеком и продуктом его труда — тупиковый путь, который не может привести к решению задачи преодоления отношений угнетения и эксплуатации. Доказательство очевидно и следует из приведённых выше положений.

 

Там же

 

 

Вполне возможно, что биологическая сущность человека за последнее несколько тысяч лет не изменилась. Но мы на Форуме осуждаем не вопросы биологии, а проблемы политической экономии. Политическая экономия - общественная наука и необходимо рассматривать не биологическую сущность человека, а общественную сущность. Общественная сущность человека образуется в отношениях обмена с окружающим миром (обществом). Обменные процессы  осуществляется в соответствии с принятыми (сложившимися) критериями материальных ценностей. Критерии материальных ценностей, в свою очередь, формируются в практической деятельности людей и определяются конкретным способом общественного производства. Взгляды и представления людей о материальных ценностях образуют основу мировоззрения людей. Соответственно общественная сущность человека меняется по мере изменения способов общественного производства.

 

Утверждение Хало В. о том, что сущность человека не менялась несколько тысяч лет, основывается на его собственном опыте. Действительно, если не несколько тысяч лет, то, во всяком случае,  многие годы общественная сущность Хало В. не меняется. Поскольку основой мировоззрения Хало В. является восприятие окружающего мира только со стороны количества, то продукт труда, посредством которого он пытается преобразовать окружающий мир, создаётся на основе ограниченного и искажённого восприятия экономических процессов,  происходящих в действительности. Хало В. не интересуют объективные экономические законы, и он за основу принимает надуманные «связи» и несуществующие в политэкономическом смысле «отношения между людьми».

 

Мы имеем типичный пример буржуазного мировоззрения, который характеризуется  ограниченностью в восприятии окружающей действительности или, говоря словами классиков, здесь в полной мере проявляется узость горизонта буржуазного мировоззрения.

 

Работа В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» имеет вторе название -  «Критические заметки об одной реакционной философии». На основании того, что Хало В. является убеждённым сторонником «современной» философии или позитивизма, принял антиленинскую позицию в основном вопросе философии, то политическую экономию, которую популяризирует Хало В., следует назвать реакционным направлением  в политической экономии.

 

М.Богданов

 

На главную страницу

 

Сайт управляется системой uCoz