УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.

 ВОПРОСЫ ПОСТОРОННЕГО

 

 

 

Объединенная веб-конференция

по вопросам управления на основе качества

Сообщение 7 февраля 2009 г.

 

 

 

 

Предлагаю открыть тему, на которой можно будет вести  обсуждение теоретических проблем управления на основе качества. Предложение о необходимости рассмотрения теоретических проблем исходит из того, что моя точка зрения относительно теоретических основ управления качеством отличается от преобладающих представлений участников Форума. Соответственно обсуждение  проблем может принять  дискуссионный характер.  Судя по сообщениям, на Форуме сложилась благоприятная обстановка,  при которой любой участник дискуссии имеет  возможность свободно излагать и отстаивать свою позицию, даже если и эта позиция не совпадает с мнением большинства участников Форума. Дело в том, что не всегда имеется  возможность помещения публикаций в печатном или электронном виде с изложением материала, если излагается позиция, не совпадающая с концепцией редакции издания. Например, на моё предложение поместить ряд статей с изложением проблемы качество в журнале «Стандарты и качество» поступил следующий ответ.

 

 

Уважаемый товарищ Богданов!

 

Редакция журнала «Стандарты и качество» рассмотрела предложения о публикации Ваших статей о проблеме качества как политической категории.

Представленные Вами выдержки из работ «Критика концепции рыночного социализма» и «Мера труда…», несомненно, представляют научный интерес для специалистов, занимающихся проблемами политэкономии.

Однако круг наших читателей интересуют конкретные проблемы управления качеством продукции, использования для их решения систем менеджмента качества.

К сожалению, предлагаемая Вами тематика не вписывается в концепцию нашего журнала.

Рекомендуем направить Ваши предложения в специализированные журналы, например «Вопросы экономики».

 

Главный редактор журнала «Стандарты и качество»

Профессор                                                                                                   Г.П. Воронин

 

 

 

Профессор Воронин рекомендует направить материал для публикации в журнал «Вопросы экономики». Но публикация статей по проблемам качества в журнале «Вопросы экономики» в принципе невозможна. Если  редакционная политика журнала «Стандарты и качество»  направлена на решение конкретных проблемы управления качеством продукции и редакция не считает необходимым рассмотрение теоретических проблем управления качеством, то  в журнале «Вопросы экономики» проблема качества не рассматривается ни теоретически ни в практическом применении.

 

Что касается того, что читателей журнала «Стандарты и качество» интересуют только конкретные проблемы управления качеством продукции, то любой человек, интересующийся научными проблемами, знает, что решению конкретных проблем предшествуют теоретические разработки. Практическое применение методов управления качеством может предоставить возможность обобщения материала практики и выявить наиболее общие положения теории. Без теории любая практика заведёт только в тупик практическую деятельность.

 

 

В то же время известно, что теория может обогащаться и развиваться в процессе обсуждений и дискуссий. Столкновение различных  точек зрения может привести к более полному познанию исследуемой проблемы. И наоборот. Даже верные и правильные научные положения без их развития закономерно превращаются в набор догм. Понятно, что вести плодотворную дискуссию можно только при условии изучения точки зрения оппонента относительно рассматриваемой проблемы. Со своей стороны в предположении, что на Форуме состоится  дискуссия по вопросам управления на основе качества,  я внимательно изучаю литературу по менеджменту качества, в частности, систему управления  Э.Деминга. Но при изучении литературы возникают вопросы, без ответа на которые невозможно продолжить освоение материала. Предлагая участникам дискуссии принять участие в рассмотрении поставленных вопросов.

 

Прежде всего, возникает  вопрос о самом предмете рассмотрения - о понятии качество. В работе «Гуру менеджмента качества и их концепции»  (http://quality.eup.ru/MATERIALY/guru.htm) приводятся следующие определения понятия качество.

 

 

1. Качество - удовлетворение требований потребителя не только для соответствия его ожиданиям, но и для предвидения направления их будущих изменений. Э.Деминг

2. Качество - соответствие назначению или применению. Д.Джуран

3. Качество - соответствие требованиям.  Ф.Кросби

4. Качество - тотальное соответствие характеристик продукции или услуги, включающих маркетинг, разработку, производство и обслуживание, в результате чего использование продукции. А. Феигенбаум

5. Качество - потери, ощущаемые обществом и связанные с несвоевременной поставкой и неэффективным использованием продукции. Г.Тагути

6. Качество - это деятельность по разработке, проектированию, производству и обслуживанию продукции, являющаяся наиболее экономичной и полезной и точно соответствующая требованиям потребителя. К.Исикава

 

 

Спрашивается, каким определением понятия качество необходимо руководствоваться при освоении системы научных знаний о качестве деятельности и продукта деятельности. В естественных науках, например, в механике имеются однозначные определения понятиям  время, скорость, ускорение, масса, сила и т. д. На этих базовых понятиях сформировалась наука под названием классическая механика. Может быть наука, под названием менеджмент качества относится к «неестественным» наукам и не нуждается в научных определениях? Если имеются различные и определения базовых или исходных научных понятий, на основе которых выстраивается система научных знаний, то это свидетельствует о зачаточном состоянии научного направления.

 

Вне сомнения, что приведенные выше определения имеют отношение к понятию качества. Но научное определение понятия отличается от житейских представлений тем, что обобщает наиболее важные и существенные стороны исследуемого явления. В данном случае мы имеем не связанные между собой определения понятия качество. Кроме этого приведённые определения представляют всего лишь отдельные стороны или черты явления качество. В приведенных определениях имеет место анализ явления качество, но обобщение или синтез  отдельных сторон, черт и характеристик отсутствует.

 

Обратимся к содержанию приведенных понятий.

 

 

I. Определение понятия качество в изложении Э.Деминга связано с удовлетворением требований потребителя и его ожиданиями. Однако в действительности в производственной практике кроме требований и ожиданий потребителя, которые  существуют всегда, имеются и реальные возможности производителя. Принимать во внимание требования потребителя, его ожидания и игнорировать возможности производителя на самом деле является односторонним подходом в исследовании проблемы качества. В то время как завершённый производственный процесс включает в себя взаимозависимые циклы производства и потребления.

 

Известно, что в экономике, основанной на мере количество, действует принцип: производство ради производства. Понятие качество в изложении Э.Деминга по существу сводится к принципу: производство ради потребления с исключением процесса производства. На каком основании определение понятия качество ограничивается рассмотрением цикла потребление производственного процесса?

 

II. Д.Джуран принимает в основу понятия качество - соответствие назначению или применению произведенной  продукции. Известно, что ручная пила и топор являются инструментами для обработки дерева. В настоящее время применяются инструменты для обработки дерева,  которые сохраняют назначение и применение функций ручной пилы и топора,  но по своей производительности на порядок отличаются от  ручной пилы и обыкновенного топора. Кроме этого одна и та же продукция может иметь двойное или даже тройное назначение. Например, зерно может использоваться как продукт питания, применяться в производственно-технических целях и одновременно использоваться как посевной материал или выполнять  функции  орудий труда. Понятно, что качественные свойства продукции проявляются при использовании в соответствии с её назначением или целью её создания. Очевидно, что качество образуется при использовании продукции в соответствии с назначением продукции, но качество не  сводится к назначению.  То, что продукция используется в соответствии с её назначением и при этом повышается результат её использования, не обязательно приводит к повышению качества. Здесь может иметь место количественный рост, выраженный в росте результата использования продукции с отсутствием прироста качества. 

 

III. Ф.Кросби понятие качество  формулирует более лаконично как соответствие требованиям. Требования или необходимость выполнения определённых нормативов, например технических или технологических, в производстве и потреблении существуют всегда. Но выполнение нормативов не обязательно приводит к повышению качества. Возможно и обратное. В производственной деятельности можно строго соблюдать технические требования и нормативы и при этом иметь застывшее качество. Примеров этому более чем достаточно.

 

IV. А. Феигенбаум  качество сводит к  необходимости тотального соответствия характеристик продукции или услуги в процессе маркетинга, разработки и производства условиям  её обслуживания и использования. Под тотальным соответствием характеристик продукции, видимо, необходимо понимать как строгое соответствие характеристик производимой продукции условиям её применения. На самом деле повышение потребительных свойств продукции основывается не на строгом соответствии характеристик продукции условиям применения, а на постоянном увеличении способности продукции выполнять предназначенные функции. Способность выполнять предназначенные функции выражается характеристиками свойств производимой продукции. В отдельных характеристиках свойств продукции при этом произойдут изменения. Сохранение постоянных  характеристик свойств продукции, даже если и характеристики свойств исходят из условия потребления,  приведёт только к одному - к производству продукции с неизменяемыми качественными характеристиками.

 

Что касается проведения маркетинга при производстве продукции или необходимость изучения состояния внешней среды в потребности производимой продукции, то это условие  является обязательным и распространяется как на производство продукции с неизменяемым качеством, так и при производстве  продукции с повышенными качественными характеристиками.

 

 

V. Г.Тагути понятие качество связывает с потерями, с несвоевременной поставкой и неэффективным использованием продукции. Понятно, что производственные потери, несвоевременная поставка и неэффективное использование продукции снижает эффективность производственного процесса в целом. Но дело в том, что повышение качества всегда связано с увеличением издержек производства. Без сопоставления затрат и результатов в виде полезности - увеличение издержек производства можно отнести к потерям. Обеспечение продукцией в соответствии с потребностями потребителя является одним из свойств продукции, и для своевременной поставки продукции необходимы дополнительные издержки производства, которые также можно отнести к потерям.

 

При определении эффективности использования продукции необходимо иметь в виду, что результат использования продукции, кроме всего прочего, связан со свойствами продукции, которые создаются в процессе производства. Другими словами: результат использования продукции в качественном измерении  связан не только с процессом её потребления, но и с процессом её производства. 

 

VI. К.Исикава качество определяет как деятельность по разработке, проектированию, производству и обслуживанию продукции, которая является наиболее экономичной и полезной и точно соответствует требованиям потребителя. Известно что продукция с точки зрения издержек её производства и эксплуатационных затрат при её использовании может быть экономичной и в тоже время иметь нулевую или даже отрицательную величину полезности. В действительности определение качества в редакции К.Исикава является не определением, а постановкой проблемы о необходимости выявления зависимости полезности и «экономичности». Для того чтобы определить зависимость полезности и «экономичности» необходимо «экономичность» и полезность выразить количественно в единой системе измерения.

 

В определении понятия качество К.Исикава экономичность представляется издержками в деятельности по разработке, проектированию и производству продукции. В то же время полезность выражается затратами по обслуживанию продукции.  Спрашивается, какой экономический смысл выражает показатель полученный при сопоставлении или соотношении затрат с затратами? Понятно, что полезность может образоваться при затратах труда в процессе производства и использовании продукции. Но затраты есть затраты и полезность не сводится к затратам к их увеличению или уменьшению.

 

Продолжение в следующем Сообщении

 

 

М.Богданов

 

 На главную страницу

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz