А.Фетисов
А.Фетисов
1. К ВОПРОСУ О ГЕРОЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Нам всё ещё чудится, что надо нечто разорить, чему-то положить предел, что-то стереть с лица Земли. Не полезное что - нибудь сделать, а именно только разорить. Ежели признаться по совести, то это собственно мы и разумеем, говоря о процессе созидания.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Рассматривая состояние литературы и искусства в нашей стране, мы вовсе не хотим отрицать крупных зачатков внутренних поисков в работах лучших художников, равно как и известных достижений в выработке новых изобразительных средств, поисках новых форм.имплант зуба Но мы совершенно определённо заявляем, что поиски ведутся […] не там где надо, а новые формы изобразительных средств не найденного […] не принесут никакой пользы. […]
Главный недостаток советской литературы и искусства заключается в том, что в художественных произведениях выведены рабочие и крестьяне, учёные и артисты, новаторы и консерваторы, трезвые и пьяницы, но ещё нет человека – созидателя нового мира.
В оценках этих произведений критикой и руководством творческих союзов вся советская действительность представлена шиворот-навыворот, похвал удостаивается то, что, заслуживает, быть может, самого решительного осуждения. Мы лишь утверждаем, что в литературе и искусстве денно и нощно стремящихся показать строителя новой жизни и пекущих образы этого строителя […], действительно есть много создателей, но нет созидателя нового мира. Мы повторяем: есть создатели, но нет созидателя. Для того чтобы быть созидателем нового мира, мало честно и добросовестно строить. Надо ещё верно понимать, что, как и для чего строить. А вот этого понимания до сих пор ещё нет в жизни, нет его и в литературе и в искусстве. Художники слова питаются лишь стройками коммунизма. Между тем как это выяснилось совсем недавно (а недавно потому, что был забыт ленинский план ГОЭЛРО), в действительности гигантские гидроэлектростанции, как и угольный разрез, как нефтеперерабатывающие химические заводы и тому подобное – это предприятия, разрушающие природу, в том числе, и внутреннюю природу человека. И потому относимые передовыми, даже буржуазными учёными, к преступлениям перед настоящим и будущим человечества.
Затопление громадных земель (этого вечного условия существования человеческого рода), исключение их из оборота, порча и загнивание огромной части водных богатств, нарушение сложившегося в системе десятилетий естественного режима природных процессов, уничтожение громадных рыбных и лесных богатств и тому подобное – вот непосредственный хозяйственный результат сооружения каскадов гидроэлектростанций, в частности, на Волге. Предпринятого вопреки записанному в плане ГОЭЛРО правительственному запрещению такого разбоя.
Если же сюда добавить урон от растления душ миллионов людей, наблюдавших это истребление природных богатств, и убедившихся в бессмысленности протеста против такого цивилизованного варварства, то можно будет сказать, что немецкое нашествие на Волгу не причинило такого урона нашему народу, как сооружение «строек коммунизма», предпринятое с благословения глупых экономистов и рыцарей недобитого […]. Такую же картину мы увидим в любой другой области хозяйственного строительства. Всюду злодейство по истреблению коренных условий существования нашего народа. Везде орудует человек-экономист, а не действительный человек. Раб разделения труда, замкнувшийся в круге понятий своего микромира, делающий своё «дело» и не думающей о его конечных последствиях. А главное, уверенный в том, что думать об этом и не следует и даже вовсе бессмысленно, так же бессмысленно, как и пытаться «объять необъятное». Человек, начисто лишённый правильно отражающего мир подлинно научного мировоззрения – вот главное пока ещё фигура в жизни, вот главный «герой» литературы и искусства. Станет ли этот «созидатель» методом разрушения подлинным героем от того, что этому вандалу станут посвящать кантаты и полотна, романы и балеты.
Мы надеемся, что наша мысль ясна. Мы всего лишь утверждаем, что наша страна, совершившая величайшую революцию в истории, с опозданием подходит к революции как к проблеме идеологической, культурной революции – смене мировоззрения. На смену человеку-экономисту и частичному человеку, давно должен был придти цельный, а затем, и гармоничный человек, вооружённый целостным пониманием мира – научным мировоззрением. Совершись этот заключительный этап революции, допустим, на рубеже 20-30-х годов для нашей истории, история всего человечества была бы другой. На всей Земле давно уже безраздельно мог бы утвердиться коммунизм. Не могло быть и речи о гитлеровском нашествии в 1941 году или сегодняшней агрессии против человечества во Вьетнаме.
Но смена
мировоззрений не состоялась тогда, когда необходимость в ней уже вполне
назрела. Не состоялась потому, что сначала русская, а затем и советская интеллигенция
не выполнила своего первого долга перед своим народом. Что обернулось
величайшим бедствием для русского народа и всех народов нашей планеты. Смена
мировоззрений не произошла у нас и сегодня, когда необходимость в ней достигла
крайней напряжённости. Не состоялась
опять-таки по той же причине невыполнения интеллигенцией своего первейшего
долга. Наука, литература, искусство саботируют, разумеется, неумышленно, это
первое для них дело и занимаются
третьестепенными, уводящими в сторону и не современными проблемами.
Далёкий космос интересен для науки и чем дальше от Земли в её арсенале понятий пока ещё нет даже такой категории как счастье. Вопрос «Есть ли жизнь на Венере?» представляется науке неизмеримо более важным, чем вопрос «Есть ли подвиги в человеческой жизни человека?». Грабёж природы, о котором мы говорили, освящён наукой, происходит при самом активном её участии. Литература и искусство, вместо показа созидателя нового мира, заняты прославлением художеств «покорителя природы». Они ставят на общественное любование образы давно отживших «героев» и тем самым задерживают процессы самоосознания народов. Задерживают как раз в тот момент, когда вопросы о росте самоосознания равнозначны вопросу «быть или не быть человечеству на Земле?». Вот что имели мы в виду, когда овладели […] истинным состоянием литературы и искусства, задачами закончившейся коммунистической революции.