Александр
Фетисов
Письмо
к деятелям
советской культуры
10.
Относительно
официальных
оценок
«Главная
линия в
развитии
литературы и
искусства,
укрепление
связей жизни
народа, правдивое
и
высокохудожественное
отображение
богатства и многообразия
социалистической
действительности,
вдохновение
и яркое
воспроизведение
нового
подлинно
коммунистического
и обличение
всего того,
что
противодействует
движению
общества
вперед».
Из
программы
КПСС.
Мы
обрисовали
положение в
литературе и
искусстве и
везде видим
одно и то же
положение –
упадок по
сравнению с
классиками и
20-30-ми годами,
неспособность
стать
авангардом
своего
народа. На
лицо, таким
образом, явная
остановка
прогресса, а
точнее
говоря, явный
регресс. А
чем это
чревато для
народа?
Ответим на
этот вопрос
словами
Писарева:
«Литература
великая
общественная
сила, которая
начинает
развращать
общество с той
самой минуты,
как только
она
перестает двигать
его вперед».
До сих
пор деятели
культуры
признавали
этот тезис
абстрактно,
теперь настало
время
сделать из
него
конкретные выводы.
Мы
предвидели
самые первые
возражения
защитников и
виновников
такого позорного
состояния.
Наша оценка
состояния культуры,
якобы
расходится с
партийной
оценкой. Но
это
возражение
бьет мимо
цели. Во-первых,
партия до сих
пор не
выдвинула
перед
литературой
и искусством
эстетической
задачи, а потому
она и не
давала ему
еще ни разу
существенной
оценки.
Во-вторых, мы
знаем, кто и
как готовит
эти оценки. В-третьих,
те оценки,
которые она
принимает за
положительные,
в общем, не
являются
таковыми,
если прочитать
их
внимательно.
Мы покажем
это на
примере
приветствия
ЦК КПСС к
четвертому
съезду
писателей
СССР.
Это
приветствие
истолковывается
как высокая
оценка
партии
деятельности
писателей,
чей союз
удостоен
ордена Ленина.
Но посмотрим,
что же
говориться в
этом
приветствии.
Даже в констатирующей
части
приветствия,
содержится
похвал
меньше, чем
принято
думать. «Литература
всегда шла
вместе со
своим народом».
Это значит,
она не
выполняет
своего долга
художественного
авангарда
народа. Ибо
писатели, по
словам
Ленина, должны
идти хоть
немножко, но
впереди.
Литература
«открыла
новый этап в
развитии
художественной
культуры
человечества».
Кто же будет
это отрицать,
если образы
Давыдова и
Чапаева
могли
развиться только
в нашей литературе.
Но кто
осмелится
утверждать, что
эта
констатация
относится к
современной
литературе?
Что же это за
новые типы
отношения,
которыми она
могла
осчастливить
человечество? Может
быть Балуев
или Лопаткин,
или кавалер
Золотой
Звезды? Новый
этап мало «открыть»,
по нему надо
пройти и всей
литературе
надо
подняться на
новую более
высокую
ступеньку, а
без этого
похвальба о
новом этапе
напоминает
похвальбу
гусей своими предками,
что Рим
спасли.
Далее,
«отразила
опыт
революции,
социалистического
преобразования
мира все
более и более
обращается к
новым
процессам и
явлениям
жизни». Но что
же это была
бы за
литература,
если б не
«отразила» и
«не
обращалась»,
и что значит
«все более и
более», по
сравнению с
чем? С Маяковским
и ранним
Шолоховым –
вряд ли. По сравнению
с прошлым
годом, но это
не велика похвала.
Да и потом,
где же
положительный
результат
этого «все
большего и
большего
обращения»?
Как видим,
позитивная
часть приветствия
явно не
«того». Она
скорее
напоминает
аттестацию,
данную
Суворовым
одному офицеру
«В бою застенчив».
А затем
говорится о
нерешенных
вопросах, недостатках
и отдельных
неверных
тенденциях в
развитии
литературы,
которые
необходимо
преодолеть.
Заметьте,
речь идет об
ошибочных
тенденциях, а
ведь
тенденция
дело не
шуточное.
Отмечается,
что «к
сожалению,
появляются у
нас и не
полноценные в
идейном и
художественном
отношении
произведения
поверхностно
и односторонне
отображающие
нашу историю
и современность».
Но ведь если
быть объективным,
то надо
признать, что
под эту
формулировку
подходит
почти вся
современная
продукция
литературы и
искусства. В
приветствии
говорится о дальнейших
задачах,
подчеркивается,
что писательская
организация
призвана
выступать
как
творческий
союз борцов
за партийность,
народность.
«Что бы
быть
литератором
страны Советов
- это значит
чутко
ощущать
пульс времени
идти с
народом в бой
и на
стройку».
В
этих строках
партийного
документа
неизмеримо
яснее, чем во
всех книгах и
статьях
профессиональных
критиков
вместе взятых
подчеркивается,
что сегодня
партийность -
это значит
народность, а
понимать
современный
момент – это
значит идти с
народом.
Но не
литература,
ни искусство
еще не осознали
что такое
народ, и
по-прежнему
трактуют народ
с
интеллигентской
точки зрения.
Мы этим
отнюдь не
оспариваем
правильность
награждения
союза
писателей
СССР орденом
Ленина. Союз
писателей
заслужил эту
награду за
произведения
20-30-х годов,
лучшими
книгами и
деятельностью
писателей
военных лет.
Но современная
литература
не имеет к
этой награде
никакого
отношения,
как часто не
имеют отношения
(к награде)
наследники
павшего в бою
героя.