Александр
Фетисов
Письмо к деятелям
советской культуры
11. Относительно ответственности
Я буду
прославлять всем существом поэта
Шестую часть
Земли с названьем кратким Русь.
С. Есенин
Я теперь
понимаю, что вся красота
только луч
того солнца, что зовется Россия.
Кедрин
Современное положение
искусства мы сравнили с ее положением 20-30-х годов, но сделали это вовсе не
потому, что хотели призвать назад в 30-м годам. Нет. И в 20-е и в 30-е годы
наши деятели культуры не понимали ясно своих задач, они нажимали на классы, и
диктатуру пролетариата, тогда как на очередь дня должны были прийти народ и
человек, причем конкретные народы и конкретный человек – мужчина, женщина,
подрастающее поколение. В искусстве 20-х - 30-х годов сильнее, чем сегодня была
выражена ненависть к старому миру, и решимость построить новый мир, и это обусловило
своеобразные темы лучших произведений этих лет. Но понимание нового мира не
было тогда найдено, оно вообще искалось не на тех путях. Если говорить точнее,
то народное начало в литературе и искусстве 20-х – 30-х годов уже зарождалось.
Во многих произведениях Есенина уже отчетливо звучала тема России и русского
народа.
Суть Советской власти
вошла в тему Ленина, как разума русского народа, передавал Маяковский. В
предвоенные годы были написаны прекрасные стихи Кедрина о России. Тема народа, в
противоположность классов, отчетливо звучала в произведениях Платонова. Вот
один маленький отрывок из его рассказа «Сокровенный человек».
«Пухов подумал, что они, знакомые коммунисты,
ничего ребята. Хотя напрасно бога травят. Не потому, что Пухов был богомолец, а
потому что в религии русские сердце помещать привыкли, а в революции такого
места не нашлось. «А ты люби свой класс» - советовали коммунисты. Но к этому
привыкнуть еще надо, - рассуждал Пухов, а народу в пустоте трудно будет, он вам
дров наворотит от своего неуемного сердца».
Да дров народ мог бы
наворотить много, от того что безродный элемент наступает на его душу. Но мы
сейчас ведем речь не об этом, сейчас необычайный интерес представило бы
расследование тех обстоятельств зажима, преследования, травли перечисленных и
других мастеров русской культуры со стороны безродного элемента. Кто виноват в
трагической гибели Есенина, кто не заметил глубочайших народных корней его
творчества, и с самоуверенностью невежды пытался пытавшихся перевести творчество
великого русского поэта на «пролетарские» рельсы безродности. Кто виноват в
трагической гибели Маяковского? Для кого из «пролетарских» т.е. безродных литераторов
и критиков этот великий русский поэт оказался недостаточно пролетарским. Почему
не печатали произведения Кедрина, обрекая замечательного русского поэта на
форменное голодание? Почему не печатали произведения замечательного русского
прозаика Платонова? Такого исследования пока нет, но мы уверены, что оно скоро
появится, и тогда станет очевидным, что очень многое из того, что было писано
безродным элементом насчет культа личности, на самом деле было деянием
безродного элемента.
Отмежевываясь от
приверженцев классового подхода в искусстве, мы в тоже время никак не разделяем
воззрений тех, кто утратил классовый подход, и не обрел подхода народного, и
потому превратились в совершенно безродные существа, космополитов, приверженцев
голого экономизма видящих мир через призму отношений собственности.
Чтобы нас не могли
спутать с этой категорией «прогрессистов», мы отвечаем на главный их вопрос – СССР никогда не перегонит США по
производству всех видов продукции, потому что если мы поймем что такое человек
и человеческие потребности, нам не нужно будет перегонять. А если не поймем этих
вещей, тогда мы перегнать США физически не сможем. Ибо для производства на
потребу обезчеловеченного человека промышленный аппарат соединенных штатов,
американский образ жизни приспособлены несравненно лучше.
Нам не по пути ни с
догматиками, ни с либералами, ни в жизни, ни в политике, ни в науке, ни в
искусстве.