А.Фетисов

 

 

16. Пора понять, что надо делать

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

Под этим письмом находится мало подписей. Не в подписях и не в количестве их сегодняшний вопрос. Принципиальный вопрос – а все народные вопросы принципиальные – не решается большинством голосов и социологическими обследованиями. Надо браться за голову – и в этом вопросе надо рассчитывать скорее на лириков, нежели на физиков. Этим, к слову сказать, лирики всегда отличались от физиков - прежде всего, головой.

 

Народное начало неискоренимо. Да и надо ли его искоренять, как о том толкуют, хлопочут и мечтают сегодня все интеллектуалы-абстракционисты? В какой бы форме они не выступали – обыкновенных интеллигентов, пролетарских интернационалистов или фашиствующих расистов. В вопросе народов все они сходятся единодушно. Нельзя ни на минуту забывать, что народ и народное начало в мире сегодня портится и уничтожается совокупными усилиями антинародного элемента.

 

История человечества – это не история борьбы абстрактных классов, как о том утверждали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, а история борьбы конкретных народов с конкретными антинародными элементами. У нас в России антинародным элементом в прошлом  были все те, кто не имел собственного дела в системе «народ». Это – бояре, помещики, капиталисты, купцы, большой слой чиновничества, огромный слой изгоев и та интеллигенция, которая не понимала своего народа. После революции были изгнаны бояре, помещики, капиталисты, купцы, значительный слой чиновников, но осталась интеллигенция и изрядный слой изгоев. Мы всё надеялись, что интеллигенция станет народной, а изгои постепенно перевоспитаются. Но этого не случилось. Интеллигенция осталась непонимающей своего народа, а подавляющее большинство изгоев влилось в ряды интеллигенции.

 

Сегодня интеллигенция является главным препятствием на пути народа. Она мешает ему стать на путь развития. Весь мир, затаив дыхание, ждёт от нашего народа  решения, в том числе, и собственных судеб. Китай, если вдуматься, взывает о помощи, ибо он уже не может самостоятельно выбраться из того мировоззренческого исторического тупика, в котором он оказался. То же самое происходит с английскими народами.  Недавно «Таймс» посвятила целый номер России с призывом «Помогите!». То же самое происходит с германским  народом, с итальянским народом, с французским народом, с еврейским народом и многими другими народами мира. То же самое происходит с народами стран социализма. Они ждут решения мировоззренческого вопроса от России. И, наконец, народы Советского Союза. Они тоже ждут, ждут и надеются.

 

А глупая интеллигенция твердит, как приготовишка  заученный урок: создание материально-технической базы, творчество масс, героический труд, перерастание социализма в коммунизм, процесс гигантской сложности, важности, длительности, ну и  в этом роде. Не пора ли понять, что дело не в материально-технической базе, она давно уже создана для того, чтобы научиться и для того чтобы поумнеть. Дело не в творчестве масс – массы только и занимаются тем, что «творят». А что творят – этого никто не знает. Надо же когда-нибудь и творчество самого разума включить в строительство коммунизма. Дело не в «героическом труде». На одном героическом труде, как показывает опыт истории, далеко не уедешь. Надо же когда-нибудь включить и разум с тем, чтобы оплодотворить труд. Дело не в перерастании социализма в коммунизм снизу – это была бы обыкновенная революция. Надо же когда-нибудь перерастание начать и сверху. Требуется революция в умах. И т.д., и т.п.

 

Если бы спросить: «В чём загвоздка эпохи?», мы на этот вопрос ответили бы в двух словах: «Система рожает разум, но неизвестно, сможет ли она его родить». Система – это человеческое общество. Но ростки интеллигенции вовсю не понимают, что такое разум, а если и понимают, то полагают, что выдавить его можно только снизу и самой системой. А того не понимают, что разум должен возникнуть одновременно и сверху. Система в своём растительном, то есть, эволюционном развитии, достигла потолка. Сама она далее уже ничего сделать не может. Перед ней сегодня выбор: либо разрушиться, либо  пойти по нисходящей и, в конечном счёте, выродиться. Либо обрести разум. Нет нужды доказывать, что самое лучшее было бы обрести системе разум. Но ей надо в этом деле помочь. Во-первых, надо понять, что такое разум. Во-вторых, надо понять: как его можно обрести. Эта задача давно возникла перед философами. Однако философы, как мы уже отметили выше, были заняты глупостями. Они собирали мудрости, но разумом не занимались и разума не обрели.

 

Интеллигенция вообще не признаёт существования в природе такого явления как разум. Она его сводит либо к интеллекту, либо к эрудиции. И только в народе, и особенно у нашего народа, существовало и до сих пор существует понятие «Разум». Наш народ даёт простое определение разума: «это царь в голове». Людей без «царя в голове» наш народ всегда презирал, и он их никогда не считал людьми. Этим наш народ, к слову сказать, отличается от всех других народов.  

 

Разумом впервые занялся Кант. Но он вывел не разум, а всего лишь эрудицию. Кант не смог понять, что есть разум  и что за ним скрывается в природе и в народе. Разумом много занимался Гегель. В этом направлении Гегель много сделал. Однако и в Гегеля разум получился вытянутым в длину мировым духом.  Гегель не смог до конца понять разум. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разумом не занимались. И поэтому нет даже ссылки в их работах на разум. Только в одном месте у  Энгельса в «Диалектике природы» есть слабая ссылка на разум – и при этом опять же со слов Гегеля.

 

Только у В.И.Ленина все работы проникнуты разумом. Он его специально не выделял, словом «разум» не называл, он его назвал словом «РАБКРИН», но этого никто, ни тогда, ни теперь не понял, и поэтому РАБКРИН, в конечном счёте, был сведен только к контролю. Разум – не контроль. Вот этого никто не понял до сих пор.

 

О возможности существования разума и о том, что разум – объективная реальность, никто из интеллигенции не подозревал, хотя интеллигенция, как казалось, только и была занята «разумной деятельностью». Только А.С.Пушкин, за ним Н.В.Гоголь, за Гоголем - В.Г.Белинский, за Белинским – А.И.Герцен, за Герценом – Н.Г.Чернышевский – вот они последовательно один за другим приходили неуклонно к мысли о разуме. И если не считать славянофилов Хомякова, Данилевского, Леонтьева, то среди русской образованной публики вообще не было никого, кто задумывался бы по настоящему о существовании и возможности существования разума. Характерная особенность: придя к идее разума, все перечисленные лица неизменно приходили  к следующей идее.

 

На этом мы закончим, вернее, прервём, ибо разум тоже должен иметь свои секреты. Небольшие. До поры до времени.

 

 

 

 

 

 

На первую страницу

Аудиозапись

 

Сайт управляется системой uCoz