Александр
Фетисов
Письмо к деятелям советской культуры
А.Фетисов
2. О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ
Пока человек
готов принять всякое звание. Но к званию «человека» не привык.
А.И. Герцен
Да, в нас
есть национальная жизнь. Мы призваны сказать миру своё слово, свою мысль. Русскому народу
предназначено выразить своей национальности наиболее богатые и многосторонние
содержанием.
В.Г.
Белинский
Но, может быть, господство «покорителя природы» -
низкого частичного человека - это «объективная необходимость», как это и
старается доказать современная наука? Может быть, действительно прошла пора
преобразователей – многогранных Ломоносовых, Да Винчи? И наступила пора людей,
знающих кое о чём, и кое-что обо всём остальном? К счастью для нас, для человеческого
рода, дело обстоит вовсе не так. Точнее говоря: мнение современной науки вполне
подтверждается практикой Запада, но оно совершенно ложно,
применительно к русскому народу.
Так уже сложилась история, которую нельзя переписать
заново, как некоторые авторы переписывают заново учебники истории. Разные
народы в зависимости от различия природных условий и особенностей исторического развития
выработали различные способы производства и способы жизни, разные цивилизации,
определившие их естественное развитие «душ» разных народов, их мировоззрение,
способы мышления, логики и языка. Одни народы специализировались, скажем, на
скотоводстве, другие – на грабеже других народов силой оружия, третьи – на
обмене, то есть, на грабеже других народов посредством торговли и т.п.
Конкретные организмы - народы в этой конкретной природной исторической среде –
а не «абстрактное общество» и не
«формации» - вот что должна была изучать наука. Конкретный человек – мужчина,
женщина, дети как клетка конкретного организма, данного народа, а не
абстрактный индивид, человек вообще или личность (как особенно теперь принято
говорить) – вот что должно было давно лечь в основу всех эстетических
теорий.
Определённый способ производственной жизни и вытекающие из этого способа отношения,
вся гамма отношений - отнюдь не одни только экономические отношения, отношения
собственности - определяют склад народа и склад каждой отдельной личности.
Человек, сложившийся при господстве отношений обмена, и человек, сложившийся в
условиях отношений насилия – это два совершенно разных человека, даже если б
они оба брюнеты и одинаковы ростом, и всю жизнь
ходили за ягодами и занимались одним и тем же делом.
Народы Запада и Востока в течение десятилетий
сложились как носители определённых способов производственной деятельности -
создатели односторонних цивилизаций. Нынешний человек этих народов – это и есть
покорители природы – частичные люди с истинно односторонним взглядом на мир,
оказавшимся совершенно непригодными сейчас, когда производственная деятельность
человека приняла глобальный характер. Человек с мировоззрением торгаша или с
мировоззрением ремесленника мог отделывать своё имущество - тогда на карту ставилось лишь его имущество
и его ремесло. Но он совершенно непригоден на постах руководителя или воспитателя
сейчас, когда на карту поставлено будущее человечества, в том числе и будущее
его самого и его детей. Человек с мировоззрением насильника не мог причинить
большого вреда, пока сдерживателем его угрожающих устремлений оказывались
ближайшие соседи. Но он стал совершенно непригоден сейчас, когда уже речь идёт о судьбе всего человечества.
И с той же, как сейчас говорят, комплексной проблемой,
ставшей перед человечеством, оказались совершенно непостижимыми, и
неразрешимыми для людей и народов с односторонними воззрениями. Только
славянские народы, и особенно русский народ, шли другим путём исторического
развития. Русский народ, тысячелетиями занимавший обширные пространства в стороне
от большой дороги «великого переселения народов» и «великих мутаций не успел
создать определённой, то есть односторонней цивилизации. Суровые, но не
подавляющие природные условия, небогатые, но не бесплодные почвы, большое
разнообразие природных условий обусловили для русского народа необходимость
ведения многоотраслевого хозяйства, сочетание земледелия и животноводства,
охоты, рыболовства, собирательства, кустарного промысла. Это предохранило
русского человека от замыкания в
одностороннем и однообразном ведении хозяйства цехового ремесленника,
грабителя, или продавца, или ожесточённого труженика, от односторонности
воззрений, сохранило в мировоззрении его связь с природой и людьми.
Тысячелетия жизни без войн и угнетения воспитали в нём
великодушие, добродушие, прямодушие, любовь к свободе и чувство собственного
достоинства. Качества, которые не могли убить последовавшие столетия татарского
ига и крепостной зависимости. Но главное, что определило весь строй отношений и
глубинные основы характера русского народа – это активный, то есть,
общественный уклад жизни, основанный на отношениях правды и справедливости,
видимо, более высоком в смысле отношений, чем отношения экономические и всякие
другие. Всё это привело к тому, что русский народ оказался народом прирождённых
диалектиков и социалистов – общественников, общинников, то есть, людей, которые
понимают правду и справедливость, дав миру таких гигантов общественной мысли
как Герцен, Белинский, Чернышевский,
Ленин, каких не мог дать ни один другой народ на Земле. Выработал Советы как
единственно возможную форму народовластия, совершил Октябрьскую революцию и
выиграл две Отечественных войны, спасших весь цивилизованный мир от рабства.
Именно этими вполне материальными причинами, а не каким-нибудь таинственным
«славянским духом» и объяснялись особенная цельность, несокрушимая сила и
нравственная чистота русского народа, казавшийся
загадкой Западному миру, и в то же время заставившая всё человечество возлагать
в трудные моменты главные надежды на Россию. Такой был русский народ.
Но не такой была в массе своей русская интеллигенция.
Со времён Петра Первого она была окончательно оторвана
от народа и воспитывалась на западный образец. С молоком матери впитывала
западный образ жизни. С раннего детства осваивала западную логику мышления.
Говорила на французском, немецком, английском, итальянском языке. Русская
интеллигенция в связи с этим представляла собой невиданное в истории образование.
Это была, чуть ли не единственная в мире интеллигенция, совершенно не понимавшая
своего народа. По образному выражению Герцена, русская интеллигенция знала о
русском народе гораздо меньше, чем об американских индейцах, хотя и жила бок о бок с ним. Она свысока смотрела на необразованную массу, и
считала себя не только вправе, но и обязанной поучать народ, нести в него
образование и культуру. Вот уже два с половиной столетия она несёт в народ
чуждое ему образование, чуждую ему логику, чуждое ему мировоззрение, чуждую ему
культуру – и безмерно гордится своею культрегерской деятельностью.
Лишь изредка в этой самодовольной массе появлялись люди,
при оставшейся в жизни мудрости своего народа, обличавшие невежество господ –
«просвещателей публики» и призывавшие интеллигенцию учиться у своего народа и
только у своего народа. Герцен и Чернышевский, Гоголь и Некрасов, Чехов и Лев
Толстой, Стасов и Репин, Глинка и Мусоргский, Ленин и Сталин – не русский по рождению, но
понимавший русский народ. Вот те немногие представители русской культуры, суть
идей которых выражена в ленинской фразе: «Учиться у крестьянина способам
перехода к лучшей жизни. И не сметь им командовать!».
Этим немногим людям поставлены памятники, интеллигенция чествует памятные даты
их жизни, но сама суть их идей оставалась для интеллигенции совершенно
непонятной.
С упорством, достойным лучшего
применения, основная масса интеллигенции стремилась «цивилизовать» «дикий,
необразованный» русский народ, приобщить его к «достижениям цивилизации»
Запада. Эта её деятельность во
много раз усилилась после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Навязывание
чуждых нашему народу национальных и интернациональных западных культур, отрыв
общественно активного строя жизни и распространение чуждых экономических
отношений – вот главные преступления интеллигентов против русского народа.
Только потому, что советские интеллигенты продолжают
традиции дореволюционной русской
интеллигенции и смотрит на страны Запада как на страны более цивилизованные чем Россия, и могут иметь хождение объективной
необходимости в сфере завоевания природы взгляды на неизбежность, объективную
«необходимость» эры «завоевателя природы» - частичного человека. Русский
человек в течение тысячелетий не был «завоевателем природы» - частичным
человеком. Его хотят сделать таким неумным духовным кастратом, приверженцем
чуждых способов производства, чуждых способов жизни и чуждой культуры. Но это -
временное явление. Душа русского человека в нашем народе неискоренима. Русский
человек по натуре цельный, а не частичный человек. И он снова возродится как
цельный. Для этого нужно лишь устранить препятствия на пути его духовного
развития и прогнать «русских немцев» и «русских англичан» и т.д. Самозваных, сегодня занявших место у кормила русской
культуры, русской науки и русской жизни. Эта задача возрождения русского народа
вполне назрела.
Дело, прежде всего, за деятелями культуры. Но они, по
крайней мере, публично выступающие и ведущие деятели, пока ещё не понимают своей задачи. Чтобы убедиться в
этом, обратимся к отдельным видам и жанрам литературы и искусства. Мы, конечно,
не можем и не хотим вникать в академические трактаты. Академические трактаты нужны интеллигенции. Народу же требуются
только правильные лозунги. Дело не в знании деталей и нюансиков, а в правильном
понимании – именно его-то и не хватает сегодня интеллигентам.
Всё наше письмо – от рождения замысла до отправки -
было написано за две недели и между другими делами. Поэтому в нём неизбежны
недоработки. И, тем не менее, мы уверены, что в этом письме будет для нас более
верная оценка литературы и искусства, чем в больших академических трактатах.