3. ОСНОВА РАЗВИТИЯ
КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Ясно, что продукт, но какой? Где он добывается и каким способом? С этого момента и далее буду, насколько в силах, краток, потому что я не политическую экономию излагаю, а всего лишь останавливаю внимание на ее узловых моментах и к тому же в форме постановки вопросов.
Продукт, добываемый за счет прогресса, явится той единственной материальной основой, на которой будет развиваться человеческое общество при коммунизме. Сегодня вы вводите в производство какое-то новшество, в результате сегодня общество получит больше продукта чем вчера - вот этот дополнительный продукт и есть та искомая основа, которая идет и придет на смену прибавочному продукту.
Вы скажете, что же здесь имеется нового: ведь прогресс давно существует и кто не знает, что за счет прогресса давно добываются средства к существованию? Тем лучше, что дело приходится иметь с давно известными вещами, а что же касается политической экономии, то она никаких новых, неизвестных человеку явлений, не открывает, сама по себе она ничего нового не изобретает, а всего лишь приводит в порядок понятия о тех явлениях, которые имеют место в обществе и с которыми его членам приходится повседневно сталкиваться. Осознание возникших и уже существующих явлений общественного производства - вот и вся задача политической экономии. Но, осознав, человек по-новому начинает относиться к явлениям производства и по-новому на них воздействовать.
Если будет признано, что прогресс рождает дополнительный [11] продукт, первое, что сделает общество, это организует его повседневный учет. Он уже не будет, как теперь, сваливаться безучетно в одну кучу с прибавочным продуктом, каждому будет отведена своя полка в общественной кладовой. И сразу же прояснится. Только благодаря одному осознанию и учету добавочного продукта многое, что в настоящее время не поддается нашему пониманию, становится прозрачно ясным и чистым. Природа труда, стоимости, цен, производительности, товара, потребительной стоимости, прибылей, налога с оборота и многое другое - все становится ясным. Рушатся прежние представления о производительном и непроизводительном труде, рушится противопоставление физического умственному труду; исчезает различие между сферами материального и нематериального производства; естественные науки, философия, искусство, право, литература - все получает новое освещение. Переоценить значение признания добавочного продукта трудно.
5. ХАРАКТЕР ТРУДА
ПРИ КОММУНИЗМЕ
Недавно в письме в Союз писателей [12] РСФСР я так примерно удивил тов. Соболева:
в поисках героя современности не допускайте ошибки, не
смешивайте самоотверженный труд с творческим,
поскольку это разные виды труда и, кстати, несовместимые в одном герое.
За самоотверженным трудом всегда стоит прибавочный продукт, а за творческим - добавочный. Так же как несовместимы в принципе прибавочный продукт с добавочным в такой же мере несовместимы самоотречение, самоотвержение, самозабвение в труде и сам "пафос труда" с творческим трудом.
Не правда ли парадокс (?!): все, что ранее признавалось и сейчас еще признается в труде достойным поощрения, вдруг, отметается в сторону и признается несовместимым с современным трудом. Не прав ли я был, когда выразил сомнение насчет референтов и рецензентов; разве найдется среди них хотя бы один, который по своей доброй воле поставит визу на "самоотверженный труд - дело прошлое, а значит и вредное"? Скорее можно ожидать грома среди ясного неба, чем визы. А между тем действительность такова: на смену самоотречению и самоотвержению в труде идет творчество. Самоотверженный труд, какими бы причинами он ни вызывался - не свободный труд. Творческий же труд - это свободный труд, потому что творить иначе и нельзя; в центре стоит человек-творец и он, что угодно "может", но только не отрекаться и не отвергать самого себя. В 1958 году, например, он не станет отвергать того, о чем осознанно писал в 1953 году.
При коммунизме характерным и всеобщим трудом становится творческий труд; не одиночки и не тысячи, а все взрослые члены общества становятся творцами; производительным признается только труд творческий, приносящий добавочный продукт. Знаю, что здесь наш волхонец вздохнет свободнее:
"значит, коммунизм еще терпит. Для того, чтобы всех превратить в творцов, потребуется их сначала сделать учеными или, по меньшей мере, инженерами?!"
Опять волхонец показывает свою "неспособную к развитию недоразвитость". Для того, чтобы творить и добывать добавочный продукт, не обязательно быть даже инженером, творить всякий нормальный человек (имеющий определенный минимум образования, скажем 8-10 классов) может с успехом, причем не хуже и не менее инженера и ученого. В чем здесь дело? Опять - в весьма простом.
Представим себе огромное поле - это природа, общество, производство и жизнь. На каждом квадратном миллиметре площади этого поля зарыты клады, на разной глубине, в разных горизонтах, направлениях и смыслах. Человек о факте существования кладов знает со дня рождения и готовится их искать. Клады - это даровые силы природы, которые требуется подключить к производству с тем, чтобы облегчить труд человека и сделать его более производительным. От количества и интенсивности подключения известных кладов к производству зависит объем и темп роста добавочного продукта - человек это тоже знает.
И вот, имея только эти знания - о существовании кладов и осознанную необходимость их подключения к производству, - располагая знаниями своего участка труда, в объеме повседневной деятельности, каждый человек способен найти клад - увидеть его и, может быть, даже позвать на помощь товарищей, откопать и перенести в цех производства. Но смысл творческого труда - увидеть клад, а что же касается остального , то это уже забота общества.
Один английский ученый написал:
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение.
Для первого требуется воображение, а для второго только умение ... в этом
заключается смысл определения Козамби науки как осознания необходимости. [13]
С ученым нельзя не согласиться; он хотя и не смог понять роли науки в современном обществе, но в том, что для творчества требуется воображение, а для остального - всего лишь умение, он здесь бесспорно прав.
Способность находить клады не зависит от объема образования и объема знаний [14][14], она зависит от другого: от воображения, смелости, дерзания, фантазии, интереса к делу - того, что сейчас принято называть талантом; ну и‚ конечно‚ от условий проявления таланта.
Жизнь дает миллионы примеров в самых различных отраслях деятельности, когда люди, имеющие весьма незначительное образование (первоначальный запас знаний) рационализируют, изобретают, открывают - т.е. творят. Другое дело, что им не всегда удается до конца довести начатое дело и осуществить даже часть своих замыслов, но это от них не зависит и к рассматриваемому вопросу не относится. Мы говорим о способностях человека к творчеству.
Та же самая жизнь свидетельствует и о других примерах, когда люди, имея весьма солидный объем образования и большой запас первоначальных знаний, ничего нового обществу не приносят. Творчество и творческий труд человека, которыми определяется добыча добавочного продукта, а значит и ценность и место данного человека в обществе, не зависят ни от первоначального образования, ни от первоначального запаса знаний. Слов нет, звучит парадоксально, и я невольно опять вспоминаю рецензентов, но ничего не поделаешь: с фактами нельзя не считаться.