8. Производство
общественного продукта
Вернемся к рассмотрению
отношений органов управления и управляемой сферой экономики и обратимся к
условиям, которые обеспечивают переход на качественные основы информационную область
деятельности материального производства.
Существует
закономерность товарного производства, на которой мы останавливались выше, в
том, что на определенной стадии развития в общественном производстве происходит
снижение выпуска продукции с положительной потребительной стоимости. Одновременно
происходит рост производства продукции с отрицательной и нулевой потребительной
стоимостью. Эта закономерность распространяется и на информационную сферу
деятельности, включая область управления общественным производством. Но в
области управления производством процесс выпуска продукции с нулевым и
отрицательным значениями полезности усиливается в еще большей степени, в связи
с особым положением органов управления в экономике. Производитель продукта
управленческого назначения имеет возможности диктовать потребителю обязательное
и безусловное использование произведенной продукции. Если в товарном
производстве в целом действует принцип — производство ради производства, то
применительно к информационной области деятельности реализуется принцип — производство
информации ради информации. Вне меры качества оценки продукции деятельности,
достижения научно-технического прогресса в информационной области превращаются
в свою противоположность.
Вместе с
этим, взрывной характер роста производительных сил информационной области
деятельности и господствующее положение в общественном производстве создают
условия, при которых значительная часть производительных сил общества переходит
на выпуск во все более возрастающих объемах продукции с нулевой и отрицательной
потребительной стоимостью. Система управления общественным производством
оказывает влияние и воздействует на все звенья общественного производства,
проникает во все поры экономического организма.
Поскольку с
рассматриваемых позиций информация представляет собой продукт производственной
деятельности, то, очевидно, что качество продукта можно определить в процессе
его потребления и только потребителем продукта. Но определить действительную
ценность продукции можно только в условиях экономического равенства отношений потребителя
и производителя, с исключением диктата последнего. Понятно, что формальное
определение величины образованной потребительной стоимости, без её включения в
систему производственных отношений, ничего не меняет в положении вещей.
Экономическое равенство,
в свою очередь, основывается на том положении, что образованная потребительная
стоимость становится эквивалентом (мерой) средств обмена. Другими словами:
образованная отрицательная составляющая в потребительной стоимости, при
выполнении условия равенства отношений обмена, возвращается производителю
продукции. В изложенном принципе отношений обмена, не содержится что-либо новое
и в ограниченных пределах принцип взаимной материальной ответственности сторон
используется в современной экономике. Действительно, отношения в
производственной деятельности определяются договорными условиями и при
нарушении договорных условий одной из сторон и нанесении материального ущерба,
предусматривается необходимость возмещения материального ущерба. В изложенных
принципах производственных отношений в зачаточной форме находятся элементы
практического применения образованной отрицательной потребительной стоимости,
на условиях равенства отношений обмена. Очевидно, что для полноценного определения
величины образованной потребительной стоимости необходим учёт положительного
результата и эксплуатационных затрат. Но мы акцентируем внимание на механизм
использования отрицательной потребительной стоимости на том основании, что
наиболее характерной особенностью деятельности современной системы управления
является производство отрицательной продукции в потребительном значении.
В развитии
изложенных принципов, можно сформулировать условия, обеспечивающие переход информационной
области деятельности на равенство отношений обмена с материальной сферой
общественного производства. Для установления равенства отношений обмена системы
управления общественным производством и управляемой сферой экономики необходимым условием является преобразование
деятельности органов управления в предприятия производительного типа, с
выпуском продукта собственного производства, на собственной материально-технической
базе и определением качества производимого продукта потребителем. Достаточным —
выделение системы управления общественным производством в самостоятельную
отрасль народного хозяйства, с оценкой деятельности отрасли на основе произведенного
продукта в составе совокупного продукты общественного производства.
Наше
рассмотрение характера отношений системы управления общественным производством
и управляемой сферой экономикой и сформулированные условия перехода
деятельности системы управления на качественные основы, вытекают из анализа
отношений, образующихся уровне первичной производительной ячейки или на уровне
отношений "производитель-потребитель". Понятно, что в реальной
практике отдельный производитель, в том числе и орган управления, не ограничивается
единственной связью и выстраивает отношения с многочисленными хозяйствующими
субъектами. Действительно, общественное производство формируется и
представляется совокупностью хозяйственных связей. Поэтому далее продолжим
рассмотрение изложенных принципов применительно к общественному производству.
То, что любой
производитель в своей деятельности не ограничивается единичной хозяйственной
связью, а отдельный орган управления может иметь связи со всей совокупностью
элементов экономической системы, — это положение действительно имеет место на
практике. Однако какова бы ни была сложной система хозяйственных связей в
экономике, для любого отдельно взятого производителя — независимо от места,
роли, выполняемых функций в общественном производстве — количество связей с
потребителями производимой продукции выражается конечным числом. Следовательно,
с точки зрения производителя абстрактное понятие "общественное
производство" на самом деле конкретизируется и представляется потребителями
производимой продукции. Другие материальных связей производителя с общественным
производством не существуют. На этом основании ранее принятая первичная ячейка
общественного производства в составе "производитель-потребитель" для
выявления закономерностей на уровне организации общественного производства
преобразуется. Место единичного потребителя расширяется и дополняется кругом
потребителей производимой продукции (n), который и
представляет общественное производство. Модель общественного производства
применительно к деятельности отдельного производителя экономической системы
можно изобразить следующим образом.
Схема 2 б
Общество для любого
отдельно взятого производителя представляется потребителями производимой
продукции.
Схема 2 в
В процессе осуществления
производительной деятельности, у любого производителя, кроме отношений с потребителем,
образуются отношения, связанные с обеспечением деятельности производственными ресурсами.
Действительно, производительный элемент экономический системы получает
производственные ресурсы от внешних поставщиков, производит их переработку и
передает для дальнейшего движения в общественное производство. Но эти связи
производителя с общественным производством мы исключаем из рассмотрения в
принятой модели общественного производства. Дело в том, что по отношению к внешним
поставщикам ресурсов, производитель на самом деле выступает в роли потребителя
ресурсов и, тем самым, здесь образуется новая первичная ячейка и новые
отношения общественного производства. Если для любого производителя общественное производство
представляется совокупностью потребителей выпускаемой продукции, то, очевидно,
что понятие "общественный продукт" выражается суммой результатов образованных
по кругу потребителей продукции. Принятая для рассмотрения модель общественного
производства, кроме отношений производителя и общественным производством,
одновременно содержит в себе последовательность образования конечного продукта
общественного производства.
С учетом того, что
критерием оценки производимого продукта является его полезность, и сумма произведенных
продуктов содержит соответствующее количество полезностей образованных в
общественном производстве, то далее совокупный продукт, произведенный по кругу
потребителей данного производителя, будем называть общественным продуктом. Схема процесса превращения продукта отдельного
производителя в общественный продукт представится следующим образом.
Схема 2 г
Из
приведенной модели общественного производства и последовательности формирования
общественного продукта вытекает простой вывод. Законы, управляющие сложными экономическими
образованиями, имеют своим материальным источником первичный уровень организации
общественного производства и, следовательно, выявляются на базе элементарной
производительной ячейки общественного производства. В недрах первичной ячейки
происходит зарождение и развитие объективных экономических законов, и в
общественном производстве мы видим только лишь их проявление, действие в более
широких или глобальных масштабах.
Сформулированное понятие
"общественный продукт" на основе первичной ячейки общественного
производства также нетрудно распространить на общественное производство в
целом. Совокупный продукт общественного
производства выразится суммой продуктов, образованных производственными единицами
экономической системы. Различия в содержании общественного продукта,
производимого отдельным производителем, и в содержании совокупного продукта,
производимого общественным производством, имеются только количественные.
Обратимся к содержанию
совокупного продукта общественного производства.
Поскольку
на первичном уровне организации общественного производства доход производителя
определяется в зависимости от приращения величины образованной полезности, то
доход производителя c выпуском новой продукции с повышенными потребительными
свойствами определится выражением.
Д1
= Д0 (1 ± Δρ1)
В свою очередь, доход
для отдельного производителя по кругу потребителей в составе (1-n)
или общественный продукт выразится следующим образом.
n
Д (1-n) = Σ Дi
1
Совокупный продукт
общественного производства (СПОП) образованный производительными
элементами экономической системы (1-m) определиться суммой.
m n
СП общ. произв. = Σ Σ Дi
1 1
Но в то же время,
рассматривая содержание общественного продукта и совокупного продукта общественного
производства, необходимо иметь в виду, что произведенный продукт содержит в
себе "количество" и "качество". Последнее представляет
действительную ценность в том смысле, что выполняет определяющую роль в
формировании отношений общественного производства. Поэтому вернемся к анализу
отношений системы управления общественным производством и управляемой сферой
экономики, и продолжим рассмотрение условий перехода деятельности органов
управления на качественные основы деятельности. Рассмотрим с учетом
сформулированного понятия «общественный продукт» и наличия в нём количественной
и качественной составляющих.
При выявлении
особенностей осуществления функций управления нами за основу принята деятельность,
направленная на изменение параметров или условий функционирования управляемого
объекта с целью получения определенных результатов. Практическая сторона разнообразных
функций управления в конечном итоге сводится изложенным принципам. Вместе с
этим, с точки зрения рассматриваемого способа общественного производства, любая
производительная деятельность имеет своей целью образование полезностей и это
положение в равной мере распространяется и на деятельность в области управления
производством. Однако если в производстве предметной продукции образованная
полезность связана с техническими характеристиками производимой продукции, с ее
потребительными свойствами, то при осуществлении функций управления продукция
предметного вида не производится.
Применительно к
деятельности отдельной производственной единицы качественная сторона деятельности
нами принят в величине показателя производительности процесса, в динамике его
изменения. Понятно, что относительная величина, характеризующая
производственный процесс, представляет только данный процесс и вместе с этим
относительную величину можно выразить в абсолютном значении. Например, в экономической оценке производимой
продукции и затем в объеме дохода полученного от реализации продукции. Тем
самым, доход производителя содержит в себе две части — количественную составляющую
и образованную качественными факторами деятельности.
Очевидно,
что в разрезе общественного производства качественная составляющая деятельности
в совокупном продукте общественного производства определится простым суммированием
результатов, образованных производительными единицами экономической системы.
m n
СПк
общ. произв. = Σ Σ Δρi
1
1
Таким
образом, при рассмотрении деятельности органов управления в системе
общественного производства и с учетом того, что продукт деятельности органов
управления определяется в изменении характера (интенсивности) обменных
процессов в управляемой сфере экономики, качественная составляющая в совокупном
продукте общественного производства становится продуктом деятельности органов
управления. В самом деле, в данном продукте концентрируется динамика изменений
обменных процессов общественного производства в целом. Но, продукт деятельности
системы управления общественным производством в приведённом выражении,
представляет только потребительную часть производственного процесса. Для
объективной оценки деятельности органов управления необходимо определение
степени эффективности производительной деятельности в сопоставлении затрат с
результатами.
Выше мы
привели достаточное условие для преобразования системы управления общественным
производством в производительный орган: необходимость выделения системы
управления общественным производством в отрасль народного хозяйства. Но деятельность
в управлении общественным производством основанная на производстве информационного
продукта не единственная в сфере информационного обеспечения общественного
производства. Однако именно систему управления производством мы выделили в
самостоятельную отрасль материального производства на том основании, что органы
управления выполняют определяющую роль в организации общественного труда.
Исходя из места и роли в общественном производстве, органы управления формируют
вполне определенную систему производственных отношений.
Вернёмся к
тому положению, что место и роль в организации общественного труда общественных
групп определяют размер и долю присвоения общественного богатства или
общественное положение класса позволяет присваивать продукты чужого труда. В
нашем рассмотрении экономические условия ликвидации присвоения чужого труда
органами управления основываются на установлении равенства отношений обмена.
Однако возможности присвоения общественного богатства не исключаются и при
установлении равенства отношений обмена. Причиной этому является закономерность
роста производительности труда.
Сравнительно сложный труд означает возведённый в степень или,
скорее, помноженный простой труд.
К.Маркс. Капитал Том I. Отдел первый. СС т. 23, с. 55
Поэтому, даже
с применением меры полезности в производственных отношениях, в общественном производстве
сохранится неравенство отношений. Дело в том, что в силу неравномерности
экономического развития, в общественном производстве сложилось неравенство в
оснащении достижениями научно технического прогресса отраслей народного
хозяйства, в частности, в оснащении информационной области производства. По
вполне понятным причинам производительность труда с применением более совершенных
орудий труда всегда выше производительности труда с применением менее
совершенных орудий труда. Соответственно при равенстве полезностей, содержащихся
в единице средства обмена, тем не менее, в единице средства обмена содержится
неравное количество живого труда. Восстановить равенство отношений можно только
при полноценном учёте затрат живого и прошлого труда. При рассмотрении деятельности
системы управления в разрезе отрасли народного хозяйства, затраты на
производство информационного продукта представляются не только текущими
расходами, использованными на содержании аппарата управления экономикой, но и
расходами использованными на образование, подготовку и специалистов, развитие
науки, включая фундаментальную область научных исследований. При учёте затрат живого
и прошлого труда реализуется на практике принцип
распределения материальных благ по труду. Размер и доля присвоения
общественного богатства приводится
в соответствие с условием эквивалентного
обмена и, тем самым, создаются экономические предпосылки устранения
различий между людьми умственного и физического труда в процессе осуществления
трудовой деятельности и, следовательно, происходит ликвидация материальных
условий классообразования.
Производительность
деятельности органов управления и связанных с органами управления определится
выражением.
СПк общ. произв.
Δρу
= о о
n
Σ Зi
1
Где:
Σ Зi – затраты живого и прошлого труда прошлого труда использованные на создание
информационного продукта управленческого назначения.
В зависимости от
изменения показателя производительности
(Δρу) определяется доход - размер и доля получения материальных благ, с использованием на
потребление и накопление - отрасли информационного обеспечения общественного
производства.
n
Д у(1)
= Σ Д у(1-1) (1 ± Δρ у(1))
1
Регулирующим элементом
количества получаемых материальных благ становится качественная составляющая
результата деятельности. Одновременно качественная составляющая деятельности
является основой для формирования характера отношений органов управления и управляемой
сферой экономики.
При разделении общественного
производства на сферы материального производства и информационного обеспечения
производственной деятельности, доход органа информационного обеспечения становится
равным произведенному общественному продукту собственного производства.
n
СП общ. произв. у =
Σ Д у
1
Соответственно
совокупный продукт общественного производства определится суммой общественных
продуктов произведённых системой управления и управляемой сферой экономики.
СП общ. произв. = П сист. упрвл.
+ П управл. эконом.
Но определёние
показателя производительности и размер дохода системы управления в целом,
применительно к общественному производству не исключает возможность и
необходимость определения показателя производительности и размера дохода применительно
к отдельному производительному элементу системы управления.
Последовательность определения производительности
и дохода принята в связи с тем, что в товарной экономике деятельность в
управлении общественным производством, научное и информационное обеспечение не
признаётся деятельностью производительной. Затраты на создание информационных
орудий труда осуществляются всем обществом. Но присвоение результатов
использования информационных орудий труда происходит собственником информационных
средств производства. На самом деле, никаких сложностей в определении затрат,
произведенных обществом на создание орудий труда системы управления общественным
производством, не существует. С определением материальной базы (затрат на создание
орудий труда), учётом затрат на осуществление деятельности и определением
результата деятельности, отдельный орган управления преобразуется в производительный элемент системы общественного производства. Система
управления переходит на выпуск общественного продукта, с определением объёма
произведённого продукта в составе совокупного продукта общественного
производства. Вместе с этим, к
деятельности отдельного органа управления производством применимы понятия
производительная деятельность и производительность труда. Поскольку цель
производительной деятельности определена в производстве общественного продукта,
то производительность труда представляет общественную
производительность труда. В этом состоит различие понятий общественная производительность труда и производительность
общественного труда.
Если на файле не раскрываются картинки, то
воспользуйтесь ссылкой: http://new-communizm.narod.ru/4.glavnay/kritika.8.doc
См. на Сайте «Библиотека»:
Роль системы управления в
организации общественного труда
http://new-communizm.narod.ru/4.glavnay/partstr.11.htm
Производительность труда –
основной вопрос политической экономии социализма
http://new-communizm.narod.ru/7.2007/12.07.18.08.26.proizv.truda.htm