9. Положение и роль органов управления

в новой системе хозяйствования

 

 

 

 

 

При рассмотрении положения и роли органов управления общественным производством, очевидно, что в первую очередь необходимо исходить из наиболее важных целей деятельности. В практическом плане цель деятельности системы управления определяется в обеспечении развития экономики на основе создания механизма устойчивости и надёжности функционирования производственной системы. Соответственно результатом деятельности, в рассматриваемом плане, является продукт с названием “устойчивость” и “надёжность” с количественными и качественными характеристиками, с определением произведённого общественного продукта в составе совокупного продукта общественного производства. Но, возможность применения новых методов управления общественным производством возникает только с ликвидацией товарных отношений в общественном производстве. Поэтому вернёмся к причинам возникновения и существования товарного производства.

 

Остановимся на распространённом представлении о понятии стоимость, которое сложилось в период опыта строительства социализма и которое сохраняется среди многих учёных экономистов социалистической ориентации.

 

Основоположники научного коммунизма, как известно, вполне определённо новый общественный строй представляли с исключением стоимости из системы производственных отношений.

 

 

…экономическая стоимость – категория свойственна товарному производству и исчезает вместе с ним (см. Дюринг) точно также как она не существовала до него. Отношения труда к продукту не выражаются в форме стоимости ни до товарного производства, ни после него.

 

Ф.Энгельс - К. Каутскому  20 сент. 84 г. СС, т. 36, с.11

 

 

Другое дело, что в научных работах классики применяли обобщенные экономические понятия, в том числе понятия общественный труд, организация общественного труда. Для раскрытия содержания понятия общественный труд обратимся к научным положениям К.Маркса, в которых рассматривается данная проблема, применительно к деятельности в управлении общественным производством.

 

 

По уничтожению капиталистического способа производства, но при сохранении общественного характера производства определение стоимости остается господствующим в том смысле, что регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства, наконец, охватывающая все это бухгалтерия становится важнее, чем когда бы то ни было".

 

К.Маркс. Капитал. Том III. Глава сорок девятая. СС, т. 25. Ч. II. c. 927

 

 

На основании приведенной цитаты в том, что при сохранении общественного характера производства и осуществлении общественных функций управления в регулирование рабочего времени и распределение общественного труда, "определение стоимости остается господствующим", — формируется распространенная точка зрения в невозможности выполнения общественных функций управления без применения стоимости и меры общественного труда. Тем самым, сам процесс организации общественного труда закономерно воспроизводит товарный характер производства.

 

Однако на самом деле именно в приведенной цитате утверждается прямо противоположное — необходимость исключения применения меры общественного труда в производственных отношениях вообще и при осуществлении функций управления, в частности. И все дело в том, что распространенная точка зрения исключает из рассмотрения, не принимает во внимание заключительную часть приведенного положения. Действительно, определение стоимости остается господствующим, но

 

 

в том смысле, что, наконец, охватывающая все это [общественное производство] бухгалтерия становится важнее, чем когда бы то ни было

 

 

Для выявления смысла приведенного положения вернемся к понятиям стоимость, общественный труд и рассмотрим их применительно к деятельности в области управления общественным производством.

 

В процессе осуществления деятельности в управлении производством, как известно, используется информация о состоянии и изменении параметров производственных процессов управляемых субъектов. Понятно, что информация представляет собой усредненные, среднестатистические показатели деятельности отдельных производственных единиц и народного хозяйства в целом. Но их применение в процессе выполнения функций управления не имеет никакого отношения к причинам возникновения и существования товарного производства. Например, определение среднесписочной численности работников на предприятии или отрасли, так же как и определение среднесуточной или среднегодовой температуры атмосферного воздуха и применение этих данных в производстве не имеют связи с товаром и стоимостью. Понятия стоимость и мера общественного труда имеют отношения только к производимой продукции с её применением в роли средства обмена. Дело в том, что продукцию производственной деятельности можно измерить различными способами, в частности, в натурально-вещественных показателях, издержках производства, в энергозатратах и т.д. И только в одном случае, — в случае применения меры общественного труда для экономической оценки произведённой продукции, — образуются товар и стоимость. Следовательно, независимо от используемого исходного информационного материала продукция деятельности органов управления становится товаром только при измерении производимой продукции в мере общественно необходимых затрат труда. При этом, для осуществления товарного производства принципиального значения не имеет, происходит ли возмещение затрат деятельности органов управления прямым перечислением средств на содержание "вышестоящих" организаций, или используется система налогообложения и бюджетные источники финансирования. В любом случае здесь исключается непосредственный обмен и достаточным условием существования товарного производства является применение меры общественного труда.

 

Далее, относительно роли бухгалтерского учета в его применении при осуществлении общественных функций управления производством.

 

Современная экономика в процессе выполнения функций управления использует разнообразную информацию, основанную на действующих системах учета и отчетности деятельности предприятий, организаций и учреждений. Только один перечень официально утвержденных форм учета и отчетности занял бы многие страницы настоящей работы. Каждая используемая форма учёта представляет одну из сторон производственной деятельности — экономическую, финансовую, в части труда и заработной платы, социальную деятельности и т.д. Но в большом перечне используемых форм учета хозяйственной деятельности выделяется система бухгалтерского учета, особенность которой состоит в том, что система учета соединяет различные стороны деятельности в балансовой связи всех расходов и доходов, осуществляемых в процессе осуществления деятельности. На этой основе производится подведение итогов конечного результата хозяйственной деятельности. При этом доходы в системе учета принимаются в объеме реализованной продукции; расходы — в фактических издержках производства. Кроме этого, бухгалтерский учет производит разделение издержек производства по отдельным статьям, в том числе выделение непроизводительных затрат связанных с влиянием внешних факторов деятельности, например, с нарушением договорных условий. В политэкономическом рассмотрении бухгалтерия использует двойной счет. По отношению к доходам использует меру абстрактного труда; по отношению к расходам — меру конкретного труда. При всем том, что бухгалтерский учет в его современном применении является частью системы хозяйственного механизма и выполняет свою роль в рамках стоимостных отношений, тем не менее, именно бухгалтерский учет в зачаточной форме содержит в себе элементы необходимые для определения величины потребительной стоимости используемой продукции. В самом деле, в расходной части учитываются фактические затраты, на основе которых можно определить эффект использования продукции, включая побочные эффекты, и их влияние на конечные результаты деятельности. Кроме этого, на основе данных бухгалтерского учёта определяется материальный ущерб, связанный с нарушением договорных условий, в том числе в виде упущенной выгоды.

 

(Что касается использования информации первичного бухгалтерского учета в управлении экономикой на уровне народного хозяйства, то здесь первичная информация в её непосредственном виде неприемлема. Система управления применяет свою собственную нормативную базу, исходя из требований технологического процесса. Даже при наличии современной вычислительной техники, технических возможностях сбора, переработки, хранения и транспорта информации, на самом деле при практическом использовании первичной информации образуется промежуточная бесполезная и ненужная продукция с объемами, выраженными астрономическими величинами.)

 

Следовательно, важность бухгалтерского учета в его применении в процессе организации общественного труда определяется тем, что система учета становится инструментом определения полезности продукции и, тем самым, появляются возможности для формирования новой системы производственных отношений. С определением величины потребительной стоимости и её применением в оценке средства обмена, в отношениях управляющего органа и управляемого объекта устанавливаются отношения непосредственного обмена. Критерий оценки деятельности органа управления переносится на управляемый объект. Обратная информационная связь (см. Схему 3) производителя и потребителя приобретает полноценное экономическое содержание.

 

Вернёмся к выше приведенной модели общественного производства и продолжим рассмотрение необходимых условий развития изложенных принципов, применительно к системе отношений общественного производства.

 

Если общественное производство в принятой для рассмотрения модели представляет собой систему, состоящую из производителя и круга потребителей производимой продукции, то, очевидно, что изложенный принцип отношений применим в отношениях органа управления и круга потребителей продукции управленческого назначения. Другое дело, что любой производительный элемент экономической системы находится одновременно под воздействием не единственной функции управления, но это обстоятельство не затрагивает принципиальную сторону отношений. Неважно при этом происходит ли потребление продукции произведенной высшим органом управления народным хозяйством или произведённой на первичном уровне организации общественного производства. В любом случае имеется орган, который доводит до потребителя произведенную продукцию. Но для потребителя имеет значение только действительно образованная потребительная стоимость, независимо от "ведомственной" принадлежности производителя. В развитии этого принципа любая производительная единица экономической системы на материале своей собственной деятельности определяет образованную полезность и на этой основе выстраивает отношения с органами управления. В общественном производстве формируется система всеобщего контроля деятельности органов управления, начиная от "низового" уровня и до высших органов управления народным хозяйством включительно. Административные, внеэкономические связи уступают место экономическим отношениям.

 

Известно, что производственные отношения содержат в себе принцип распределения материальных благ. С одной стороны с перемещением критерия оценки деятельности производителя на потребителя происходит регулирование дохода производителя на основе образованной полезности и, тем самым, потребитель осуществляет постоянный контроль над мерой труда и потребления производителя, в данном случае органа управления производством. С другой, поскольку вне цели труда понятие мера труда не имеет смысла, то в данной системе отношений с определением цели труда, в действительности образуются условия для определения меры труда. В системе производственных отношений, основанных на применении потребительной стоимости, реализуется на практике принцип распределения материальных благ по труду.

 

Выше для выявления закономерностей общественного производства нами принята исходная модель в составе "производитель-потребитель". Соответственно предметом рассмотрения стали только связи производителя и потребителя производимой продукции. Исключение из рассмотрения  внешних связей производителя принято на том основании, что при введении внешних связей производитель на самом деле переходит в положение потребителя. В то же время любой производительный элемент производственной системы выполняет двойственную роль: потребительного производства и производственного потребления. С учетом изложенного необходимо внести дополнения в ранее принятую модель системы общественного производства.

 

 

 

 

Схема 9

 

С определением действительной ценности производимой продукции управляемый субъект  устанавливает не только определённый тип производственных отношений, но и оказывает обратное влияние на деятельность производителя информационной продукции. В частности, с определением полезности продукции управленческого назначения потребитель тем самым принимает участие в регулировании процесса управления, по крайней мере, применительно к своей собственной деятельности.

 

 

 

 

Схема 10

 

 

Понятие «общественное производство» для системы управления общественным производством представляется следующим образом.

 

 

 

Схема 11

 

 

В развитии этих отношений и принципов, любой производительный элемент экономической системы (неважно представляет ли он промышленное предприятие с численностью в десятки тысяч работающих или небольшой коллектив с выпуском продукции местного значения, осуществляет ли деятельность в промышленности или в сельском хозяйстве, в научной области или социальной сфере) с точки зрения положения, роли и осуществляемых функций, становится центральным элементом общественного производства.

 

Действительно, с одной стороны производитель самостоятельно выстраивает отношения с общественным производством (потребителями произведенной продукции); с другой — активно участвует в процессе управления общественным производством (на материале своей собственной деятельности). Количественные различия в объеме производимой продукции здесь принципиального значения не имеет. С изменением структуры управления народным хозяйством в отношениях управляющих и управляемых происходит устранение "вертикальных" связей и превращение их в "горизонтальные". Иерархический принцип строения общественного производства устраняется и восстанавливается “сетевая” модель организации общественного труда. Высшие органы управления экономикой "ликвидируются" и переходят в равноправное экономическое положение с производительными элементами общественного производства.

 

Но с "ликвидацией" высших органов управления народным хозяйством функции управления общественным производством не ослабляются и не устраняются. Напротив, возникают материальные условия развития деятельности органов управления. Основное условие развития обеспечивается восстановлением естественной цели трудовой деятельности — производство общественного продукта, — и применением меры труда в оценке результатов производственной деятельности. Тем самым с устранением ложных целей деятельности (в росте издержек общественного производства) отпадает необходимость применения искусственных критериев оценки деятельности, например, на основе выполнения государственного плана. (Не исключая, при этом, необходимости применение планирования, как одну из управляющих функций.)

 

Таким образом, рассматривая положение и роль органов управления в новой системе хозяйствования, можно определить основную цель деятельности органов управления – в устранении товарных отношений в общественном производстве. Но устранение товарных отношений не представляет собой одномоментный акт и содержит в себе ряд преобразований системы общественного производства. В частности, в первую очередь - необходимость изменения отношений в сфере управления производством и управляемой сферой экономики. Но изменение производственных отношений возможно при активном участии в преобразованиях предприятий управляемой сферы экономики. Преобразование производственных отношений по существу сводятся к применению всеобщего контроля над мерой труда и потребления и установление меры распределения материальных благ по труду. Очевидно, что устранение товарных отношений, применение новых методов организации общественного труда можно произвести на основе количественного определения элементарной клетки нового способа общественного производства – продукта. Основа для определения и измерения продукта и соответственно развитие отношений продуктообмена находится в системе бухгалтерского учёта. По этой причине для коммунистического способа производства именно

 

 

бухгалтерия становится важнее, чем когда бы то ни было.

 

 

Вернемся к тому, что в более широком политэкономическом рассмотрении новый способ общественного производства имеет своей основой преобразование системы производственных отношений. Систему производственных отношений, в свою очередь, формируют органы управления экономикой, и для преобразования системы производственных отношений, в первую очередь, возникает необходимость признания деятельности в области управления производством производительной деятельностью, с производством продукта собственного производства. Однако современная экономика, также как и экономика “развитого социализма” определяет систему управления в положение непроизводительной, затратной сферы общественного производства. Принцип получения материальных благ при этом основывается не феодальном способе получения рентного дохода. С этой точки зрения, органы управления находятся на более низкой ступени общественного развития в сравнении с производственной сферой экономики.

 

Поэтому первоначальным шагом преобразования системы управления общественным производством становится необходимость превращения деятельности органов управления в производительную деятельность, по крайней мере, в понятиях рыночной экономики. В этом отношении органы управления находится на той ступени общественного развития, что не в состоянии использовать даже принципы рыночной экономики, применительно к своей собственной деятельности. Рыночная экономика, как известно, в некоторой мере ограничивает монопольное положение товаропроизводителей и создаёт условия конкуренции на рынке товаров и услуг. Но система управления сохраняет своё господствующее положение в общественном производстве. С применения широко рекламируемых принципов рыночной экономики к деятельности органов управления, органы управления лишаются своего монопольного положения на рынке товарных услуг. Возникают условия для производства конкурентоспособной и рентабельной продукции независимыми товаропроизводителями, с полной материальной ответственностью за результаты деятельности. Соответственно рыночные отношения вызывают необходимость создания условий для потребителя в возможности свободы выбора товарной продукции, произведенной органами управления. Вместе с этим рыночная экономика используют антимонопольное законодательство, применяет положения о банкротстве предприятий. Следовательно, принципы рыночной экономики применимы к деятельности органов управления экономикой, включая высшие законодательные и исполнительные органы. Понятно, что принципы рыночной экономики, в применении к деятельности органов управления, и принципы, основанные на отношениях нового способа общественного производства, имеют не более чем внешнее сходство и различаются и в содержании и в целях применения. Но в предположении возможности применения рыночных отношений эти мероприятия могут привести к решению одной из общественных проблем — освобождению от феодального наследия в отношениях общественного производства, в области управления экономикой. С этой точки зрения и в этом рассмотрении можно принять, что рыночная экономика является ступенью в движении к новому общественному строю.

Таким образом, рассматривая систему научных знаний, основанных на рыночных отношениях, и систему научных знаний, основанную на отношениях продуктообмена, нетрудно видеть, что мы имеем дело с принципиально различными способами общественного производства. Эти различия выражаются вполне определенными и существенными признаками, к которым относится классовая структура общества, система производственных отношений, используемый метод организации общественного труда и содержание конечного продукта общественного производства. В целом определяющие признаки взаимосвязаны и образуют способ общественного производства. По этой причине для общественных преобразований внесение изменений в один из элементов экономической системой является мерой недостаточной и не меняет способ общественного производства. В теоретическом отношении систему научных знаний, которая позволяет изменить способ производства, представляет теория, основанная на категории потребительной стоимости. Но, если иметь в виду практическую сторону преобразований, то системообразующим элементом способа производства является деятельность органов управления экономикой. Система управления применением способа организации общественного труда формирует определённый тип производственных отношений и в равной мере обладает возможностями воспроизводства как старых, отживших отношений так и развития новых, передовых. Поскольку характер и принципы производственных отношений выражаются в показателе производительности труда, и производительность труда в своем содержании представляет способ общественного производства, то условие разрешения общественных противоречий и переход к новому общественному строю можно сформулировать следующим образом. Применение критерия оценки деятельности в области управления общественным производством на основе общественной производительности труда с применением меры качества создают материальные условия для строительства нового общественного строя.

 

 

 

 

См. на Сайте «Библиотека»:

 

Мера труда.  http://www.forum.mbq.ru/viewforum.php?f=1&sid=4c6227e74dc423b3491ff71d03ce39e9

 

 

 Производительность труда – основной вопрос политической экономии социализма

http://new-communizm.narod.ru/7.2007/12.07.18.08.26.proizv.truda.htm

 

Самоуправление как способ организации труда коммунистического общества

http://new-communizm.narod.ru/4.glavnay/partstr.7.htm

 

 На первую станицу

 

Рейтинг@Mail.ru
Сайт управляется системой uCoz